г. Челябинск |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А76-2809/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 апреля 2013 года по делу N А76-2809/2013, принятое в порядке упрощенного производства (судья Попова Т.В.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска (далее - заявитель, управление, пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида N 9 г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, МБОУ Школа-интернат N 9 г. Челябинска, страхователь, школа-интернат) о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за полугодие 2012 года в сумме 97 990 руб. 55 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 22 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично - решение фонда в части взыскания штрафных санкций в сумме 97 490 руб. 55 коп. признано недействительным. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Фонд указывает, что сумма штрафа, начисленная в соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), составляет 97 990 руб. 55 коп. (5% от суммы страховых взносов начисленных за спорный период), и не может составлять менее 1 000 руб.
По мнению пенсионного фонда, суд нарушил нормы материального права, необоснованно снизив штраф в 200 раз, то есть до 500 руб.
Отзыв на жалобу от страхователя в материалы дела не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание их представители не явились, поэтому в силу ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекса) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, страхователем 16.08.2012 в пенсионный фонд представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за полугодие 2012 года по форме РСВ-1 (т. 1, л.д. 17-20).
Пенсионным фондом за период с 01.04.2012 по 30.06.2012 проведена камеральная проверка представленных расчетов и составлен акт от 16.10.2012 N 08400330010352 (т. 1, л.д. 22-23).
Акт камеральной проверки от 16.10.2012 N 08400330010352, уведомление о вызове плательщика страховых взносов направлены страхователю по почте заказным письмом 20.10.2012 (т. 1, л.д. 25, 26).
Письменных возражений на акт страхователь не представил.
По результатам рассмотрения материалов проверок 19.11.2012 начальником УПФР вынесено решение N 084 003 12 РК 0012401 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной п. 1 ст. 46 Закона N212-ФЗ, за не представление в установленный законом срок за расчетный период полугодие 2012 года в сумме 97990 руб. 55 коп. (5% от 1 959 810 руб. 99 коп. - суммы начисленных страховых взносов за полугодие 2012 года) (т. 1, л.д. 27-28).
Решение N 084 003 12 РК 0012401 от 19.11.2012 направлено страхователю по почте заказным письмом 23.11.2012 (т. 1, л.д. 29).
Пенсионный фонд направил обществу требование N 08400340278703 от 14.12.2012 об уплате штрафа в размере 97 990 руб. 55 коп. (т. 1, л.д. 30).
Требование N 08400340278703 от 14.12.2012 направлено страхователю по почте заказным письмом 19.12.2012 (т. 1, л.д. 31).
Страхователь требование добровольно не исполнил (т. 1, л.д. 37), в результате заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что состав правонарушения установлен, требования о взыскании штрафа подлежат удовлетворению.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения положения п. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ, и снизил размер штрафных санкций до 500 руб., поскольку страхователь совершил правонарушение впервые; размер штрафных санкций несоразмерен характеру совершенных правонарушений; страхователь осуществляет социально-значимую деятельность, отсутствует причинение существенного вреда государственным и общественным интересам (в связи с несвоевременным предоставлением расчета страховых взносов); тяжелое материальное положение (ограниченное бюджетное финансирование); организационно-правовая форма и особый статус налогоплательщика (муниципальное учреждение), просрочка составила всего 1 день. В удовлетворении остальной части требований суд первой инстанции отказал.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан ежеквартально представлять расчет в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Из ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ следует, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п. 1, 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны: правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен гл. 5 Закона N 212-ФЗ.
Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Кроме того, Законом N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения, участвовать при рассмотрении материалов проверки).
Должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов согласно п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, должны составить акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требование).
В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ также установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" утверждена форма данного расчета - Форма РСВ-1 ПФР.
Судом первой инстанции установлен факт непредставления плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в пенсионный фонд, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В свою очередь, суд первой инстанции правомерно установил смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: совершение правонарушения впервые; размер штрафных санкций несоразмерен характеру совершенных правонарушений; страхователь осуществляет социально-значимую деятельность, отсутствуют причинение существенного вреда государственным и общественным интересам (в связи с несвоевременным предоставлением расчета страховых взносов); тяжелое материальное положение (ограниченное бюджетное финансирование); организационно-правовая форма и особый статус налогоплательщика (муниципальное учреждение), просрочка составила всего 1 день (т. 1, л.д. 40-45, 46, 47-80).
В силу ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения признаны: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Судом при рассмотрении дела, на основании п. 4 ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 212-ФЗ, могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства, не указанные в п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 44 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Поскольку Закон N 212-ФЗ не устанавливает ограничений для снижения сумм наложенных финансовых санкций и запрета на определение размера штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей нормы права, суд апелляционной инстанции отклоняет довод фонда о недопустимости снижения размера финансовой санкции ниже 1 000 руб. как основанный на неверном толковании норм материального права.
Также суд апелляционной инстанции в качестве смягчающих обстоятельств, отмечает довод страхователя, изложенный в отзыве на исковое заявление, о том, что 15.08.2012 с 09 часов до 21 часов, в связи с ремонтными работами по замене кабельного спуска 6КВ из-за выхода из строя, производилось отключение электроэнергии, поэтому отчет сдан 16.08.2012 в 09 часов (т. 1, л.д. 38-39).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба фонда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 апреля 2013 года по делу N А76-2809/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2809/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска
Ответчик: МБОУ школа-интернат N9 г. Челябинска, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида N 9 г. Челябинска