г. Вологда |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А05-15638/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2013 года по делу N А05-15638/2012 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (ОГРН 1022900520807; далее - Общество, ОАО "Соломбальский ЛДК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:22:021701:12, площадью 376 190 кв. м, местоположение установлено примерно в 686 м по направлению на запад от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка; адрес ориентира: г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, Маймаксанское шоссе, и о возложении обязанности на Территориальное управление принять решение о предоставлении земельного участка в собственность Общества, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции ссылается на непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктами 7, 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Также указывает, что у ответчика отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков, площадь которых превышает один гектар, без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ).
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: склады пиломатериалов с насосными станциями, склад сушки пиломатериалов, водозаборное сооружение, автопроезды, расположенные по адресу Архангельская область, г. Архангельск, округ Соломбальский, шоссе Маймаксанское, д. 7, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.11.2002 серии 29 АВ N 113437, 113052, от 29.11.2002 серии 29 АВ N 126637, 126636, 126635, от 13.03.2003 серии 29 АВ N 132245, от 20.06.2003 серии 29 АВ N 151064, от 12.01.2005 серии 29АГ N 010589, от 06.12.2007 сери 29-АК N 237405. Право собственности заявителя на указанные объекты зарегистрировано на основании плана приватизации Соломбальского деревообрабатывающего комбината.
Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Архангельской области от 23.06.2004 N 185-р заявителю предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок, находящийся в федеральной собственности, по адресу: г. Архангельск, округ Соломбальский, шоссе Маймаксанское, д. 7, для эксплуатации биржи пиломатериалов в границах, указанных в кадастровой карте участка (кадастровый номер 29:22:021701:0001), площадью 40,3159 га.
Между заявителем и Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Архангельской области 08.07.2004 заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 25/1. Заявителю передан земельный участок с кадастровым номером 29:22:021701:0001 площадью 40,3159 га, расположенный по вышеназванному адресу. Договор заключён на срок по 22.06.2053. Договор аренды прошёл государственную регистрацию с выдачей свидетельства от 23.09.2004 серии 29 АВ N 254991.
В связи с переименованием территориальных управлений Министерства имущественных отношений Российской Федерации 12.05.2005 в договор аренды внесено изменение: Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Архангельской области заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области.
Распоряжением ответчика от 29.10.2008 N 1398-р утверждён проект границ раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 29:22:021701:1 площадью 403 159 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ Соломбальский, шоссе Маймаксанское, д. 7, на следующие земельные участки: N 1 - площадью 376 190 кв. м, находится примерно в 686 м по направлению на запад от ориентира - нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира г. Архангельск, Соломбальский округ, Маймаксанское шоссе, для биржи пиломатериалов, насосной станции и пожарного депо; N 2 - площадью 26969 кв. м, находится примерно в 1060 м по направлению на запад от ориентира - нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Архангельск, Соломбальский округ, Маймаксанское шоссе, для эксплуатации причала.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 18.10.2012 в кадастр 28.05.2012 внесён земельный участок с кадастровым номером 29:22:021701:12 взамен номера 29:22:021701:1. Площадь участка 376 190 кв. м, местоположение примерно в 686 м по направлению на запад от ориентира - нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира г. Архангельск, Соломбальский округ, Маймаксанское шоссе, для биржи пиломатериалов, насосной станции и пожарного депо.
ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" 15.06.2012 обратилось к Территориальному управлению с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 29:22:021701:12, приложив пакет документов.
Письмом от 25.06.2012 N 5711 ответчик сообщил заявителю о том, что осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а по состоянию на 22.06.2012 право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:22:021701:12 не зарегистрировано, работа проводится, ориентировочный срок получения свидетельства - август 2012 года. В связи с этим ответчик приостанавливает рассмотрение вопроса о выкупе участка до регистрации права собственности. В письме указано также, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие (отсутствие) объектов недвижимости на земельном участке, ответчик предлагает провести оперативную проверку земельного участка в конце июля 2012 года.
Поскольку до настоящего времени решение по результатам рассмотрения обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не принято, заявитель обжаловал в арбитражном суде бездействие ответчика по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность или на праве аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
В указанный Перечень документов включены:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В случае необходимости получения дополнительной информации исполнительные органы вправе самостоятельно запросить её.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В рассматриваемом случае Общество, являющееся собственником объектов недвижимости и имеющее право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило ответчику пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. В нарушение требований пункта 6 статьи 36 названного Кодекса в установленный данной нормой срок ответчиком решение относительно поступившего заявления и документов не принято.
Указание ответчиком в письме от 25.06.2012 N 5711 на непредставление в нарушение пункта 7 Перечня документов документа, подтверждающего отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц, противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Перечню документов.
Ответчик, как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества), осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в том числе спорного участка. В силу этого обстоятельства Территориальное управление не может не знать о наличии либо отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости.
При отсутствии таких сведений, в силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и пунктов 2, 3 Перечня документом Территориальное управление могло и обязано было получить их самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.
Из материалов дела усматривается, что ответчик планировал оперативную проверку земельного участка в конце июля 2012 года.
Из пояснений представителя заявителя следует, что Бюро технической инвентаризации, кадастровая палата отказали заявителю в предоставлении информации о находящихся на спорном земельном участке объектах недвижимости. Заявитель, в свою очередь, представил суду схему, выполненную департаментом градостроительства мэрии г. Архангельска, в подтверждение нахождения на земельном участке объектов недвижимости заявителя.
Не принимается судом апелляционной инстанции и ссылка Территориального управления на непредставление ОАО "Соломбальский ЛДК" во исполнение пункта 8 Перечня документов сведений, содержащих перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на спорном земельном участке с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Действительно, согласно пункту 8 Перечня документов в число документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок входит сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Вместе с тем указанный пункт не содержит конкретной формы указанного перечня и не содержит указания, что данный перечень должен быть представлен как самостоятельный документ.
В письме от 23.12.2011 N Д23-5288 Минэкономразвития России также разъяснено, что указанным приказом не предусматривается установление определенной формы такого сообщения, в связи с чем оно может быть написано в свободной форме, следуя правилам и обычаям делового оборота.
Среди приложенных к заявлению от 15.06.2012 документов заявителем представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, содержащие адреса указанных объектов и их кадастровые (условные) номера, следовательно, заявителем пункт 8 Перечня документов выполнен.
Доказательства того, что на земельном участке находятся и иные объекты, ответчик не представил.
Следует также отметить, что названный мотив отказа в предоставлении спорного земельного участка в письме от 25.06.2012 N 5711 Территориальным управлением не приведен.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение, предусмотренное названной нормой.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков, площадь которых превышает один гектар, без поручения Росимущества отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения ОАО "Соломбальский ЛДК" прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.
Таким образом, бездействие ответчика в рассматриваемом случае является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2013 года по делу N А05-15638/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15638/2012
Истец: ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области