город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2013 г. |
дело N А53-1317/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей С.С. Филимоновой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Старт": Маначинская Светлана Анатольевна, паспорт, по доверенности от 21.01.2013,
от Ростовской таможни: Чубка Александр Иванович, удостоверение, по доверенности от 21.05.2013, Смольякова Елизавета Анатольевна, удостоверение, по доверенности от 01.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2013 по делу N А53-1317/2013,
принятое судьей Колесник И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт"
к Ростовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - ООО "Старт") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2013 N 10313000-1052/2012 о привлечении ООО "Старт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, что составляет 5101895 рублей 52 копейки.
Решением суда от 15.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Старт" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что таможенные пошлины были оплачены обществом в полном объеме, а доначисленные специальные пошлины относятся к мерам нетарифного регулирования, в связи с чем действия общества подлежали квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Представитель ООО "Старт" в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и удовлетворить требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной.
Представитель Ростовской таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ судом вынесено и оглашено определение: объявить в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 14.06.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности требований общества.
Как следует из материалов дела, 14.09.2012 главным государственным таможенным инспектором Ростовской таможни в отношении ООО "Старт" составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В протоколе указано, что 02.05.2012 ООО "Старт" на Несветайский т/п была подана декларация на товары (далее - ДТ), которая была принята должностным лицом Несветайского т/п и зарегистрирована за N 10313130/020512/0003678. В соответствии со сведениями, содержащимися в 31 графе ДТ N10313130/020512/0003678, к помещению под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" был заявлен товар N 1 -"наборы столовых приборов: ложки 6 шт., вилки 6 шт., ножи 6 шт., чайные ложки 6 шт.: всего 40 012 шт. Изготовитель: FREED INTERNATIONAL LIMITED, товарный знак: WEBBER. В 33 графе ДТ N 10313130/020512/0003678 ООО "Старт" заявлен код ТН ВЭД ТС 8215209000 (пошлина - 15%, НДС - 18%).
Товар N 2 - "наборы кухонных и столовых приборов, кухонные принадлежности", всего 25072 штук. Изготовитель: FREED INTERNATIONAL LIMITED, товарный знак: WEBBER. В 33 графе ДТ N 10313130/020512/0003678 ООО "Старт" заявлен код ТН ВЭД ТС 8215209000 (пошлина - 15%, НДС - 18%).
03.05.2012 в ходе таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10313130/030512/000530) с целью проведения в ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону идентификационной таможенной экспертизы, были отобраны образы товара N 1 и N 2, задекларированного в ДТ N 10313130/020512/0003678 (акт отбора проб и образцов от 03.05.2012 N 0066).
По результатам таможенного досмотра было отказано в выпуске товара N 2, заявленного по ДТ N 10313130/020512/0003678.
04.05.2012 обществом подана повторная ДТ N 10313130/040512/0003764 с внесенными изменениями относительно веса нетто декларируемого товара.
Согласно заключению эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 21.06.2012 N 04-01-2012/0822 исследованные пробы, отобранные от товара N 1 и N 2 по показателям химического состава удовлетворяют Примечанию 1д к группе 72 ТН ВЭД ТС и по показателям внешнего вида и химическому составу являются наборами кухонных принадлежностей из коррозионностойкой стали.
12.09.2012 на Несветайский т/п поступила служебная записка ОТН и ПТ таможни от 11.09.2012 N 22-18/1582, согласно которой сделанные экспертом выводы позволяют классифицировать пробы, отобранные от товара N 1 и N 2 по ДТ N 10313130/020512/0003678 в подсубпозиции 8215 20 100 0 ТН ВЭД ТС. При принятии решения о классификации товара N 1, 2, задекларированного по ДТ N 10313130/020512/0003678 в его описании в обязательном порядке должны содержаться сведения о материале изготовления (коррозионностойкая сталь), отсутствующие в 31 графе ДТ N 10313130/200812/0008139 товара N 1, 2. Поскольку именно сведения о материале изготовления товара и служат основанием к отнесению товара к тому или иному коду ТН ВЭД.
13.09.2012 Несветайским т/п приняты решения о классификации N 0003678/00001/000, N 0003764/00001/00, в соответствии с которыми товары N 1 и N 2, задекларированные по ДТ N10313130/020512/0003678, классифицируется в товарной подсубпозиции 8215201000 ТН ВЭД как "наборы столовых приборов из коррозионностойкой стали.
По мнению Ростовской таможни, заявление ООО "Старт" в таможенных декларациях недостоверных сведений о товаре N 1 и N 2, выразившееся в неполном описании материала из которого изготовлен товар, повлекло заявление неверного кода товара по товарной номенклатуре и послужило основанием для занижения подлежащих уплате таможенных пошлин на общую сумму 2 550 947,76 руб.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Ростовской таможни вынесено постановление от 23.01.2013 N 10313000-1052/2012 о привлечении ООО "Старт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, что составляет 5101895 рублей 52 копейки.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Старт" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности постановления Ростовской таможни от 23.01.2013 N 10313000-1052/2012.
Постановлением от 23.01.2013 N 10313000-1052/2012 ООО "Старт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таможенным органом произведена квалификация действий общества как заявление ООО "Старт" в ДТ N 10313130/020512/0003678 недостоверных сведений, выразившихся в неполном описании товара NN 1, 2, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры ТН ВЭД ТС, не соответствующего данным товарам, исходя из недостающих в декларации сведений о товаре и послужившее в связи с этим основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов, на общую сумму 2 550 947,76 рублей.
Согласно материалам административного дел N 10313000/1052/2012 обществом были заявлены недостоверные сведения о товаре, повлекшие за собой занижение таможенной пошлины, а именно специальной пошлины, уплата которой установлена Решением Комиссии Таможенного Союза от 22.06.2011 N 704 "О мерах по защите экономических интересов производителей столовых приборов в Таможенном союзе".
Суд первой инстанции посчитал, что специальная пошлина отвечает всем критериям, по которым она может быть отнесена к таможенным пошлинам, и является разновидностью таможенной пошлины.
Вместе с тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Согласно положениям статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам", антидемпинговой, специальной и компенсационной пошлинами являются пошлины, которые применяются при введении антидемпинговой, специальной или компенсационной меры соответственно и взимаются таможенными органами государств - членов Таможенного союза независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Пунктом 6 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или проведением соответствующих расследований, а также на реализацию ответных мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (Федеральный закон N 164-ФЗ) установлено, что нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
В п. 24 указанной статьи Федерального закона N 164-ФЗ дано следующее определение понятия таможенно-тарифного регулирования - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
При этом статьей 20 Федерального закона N 164-ФЗ определено, что нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 данного Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 164-ФЗ могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2012 N 704 "О мерах по защите экономических интересов производителей столовых приборов в Таможенном союзе" (действовало на момент подачи таможенной декларации) в соответствии с Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2010 установлена специальная пошлина в размере 1,4 доллара США за 1 килограмм в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза столовых приборов их коррозионностойкой стали.
Учитывая приведенные положения таможенного законодательства Таможенного союза, таможенного законодательства Российской Федерации, применение специальных защитных мер реализуется посредством установления специальных пошлин.
При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Если же заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов могло послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, то эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Соответственно, при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 16.2 и частью 3 статьей 16.2 КоАП РФ, одним из квалифицирующих признаков является вопрос о последствиях заявления недостоверных сведений о товаре.
Исходя из толкования квалифицирующих признаков административных проступков приведенных в пунктах 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ деяние, выразившиеся в заявлении недостоверных сведений о товаре, в том числе о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, которое повлекло за собой неуплату именно специальной пошлины, что может послужить основанием для несоблюдения введенных специальных защитных мер, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое постановление таможенного органа о привлечении ООО "Старт" к административной ответственности содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 15.04.2013 подлежит отмене, требования ООО "Старт" о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни от 23.01.2013 N 10313000-1052/2012 - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 апреля 2013 года по делу N А53-1317/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Ростовской таможни от 23 января 2013 года N 10313000-1052/2012 о привлечении ООО "Старт" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, что составляет 5101895 рублей 52 копейки.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1317/2013
Истец: ООО "Старт"
Ответчик: Ростовская таможня