г. Владимир |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А43-22602/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 20.06.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2013 по делу N А43-22602/2012, принятое судьей Ивановым А.В. по заявлению Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области об оспаривании предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 19.07.2012 N 417/3, 4/291.
Участвующие в деле лица явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - управление) от 19.07.2012 N 417/3, 4/291 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Уточнив заявленные требования, министерство просило суд признать недействительным предписание управления в части пунктов 1, 4, 6, 7, 9 (том 1 л.д.141-143).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области и Правительство Нижегородской области.
Арбитражный суд решением от 22.03.2013 заявленное требование удовлетворил частично, признав недействительными пункты 1, 4, 6 предписания управления от 19.07.2012 N 417/3, 4/291; в удовлетворении требований в части признания недействительными пунктов 7, 9 предписания отказал; производство по требованиям о признании недействительными пунктов 2, 3, 5, 8, 10-12 прекратил в связи с отказом министерства от данных требований.
Министерство, не согласившись с судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, обратилось в суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что поскольку денежные средства на обучение сотрудников министерства в учебно-методических центрах по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по вопросам в области гражданской обороны ни в 2012, ни в 2013 годах областным бюджетом не выделялись, заявитель не имел возможности направить своих сотрудников на такое обучение, так как и не могло потратить на такое обучение денежные средства, предоставленные министерству для исполнения иных бюджетных обязательств.
В апелляционной жалобе министерство указало, что обучение производится для органа исполнительной власти бесплатно только при включении сотрудника в план комплектования согласно государственному заданию. На момент проверки у министерства отсутствовала возможность провести обучение руководителя в специальном учебно-методическом центре, такая возможность появилась только в 2013 году, когда было сформировано государственное задание на такое обучение, что подтверждается письмом от 09.08.2012 N 311-05-17-15745/12.
По мнению подателя апелляционной жалобы, статья 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в данном деле не применима, поскольку спорные правоотношения регулирует специальная норма статьи 8 названного Закона.
Лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Управление по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что в соответствии с планом комплектования в учебно-методических центрах прошел обучение в центре с 25.03.2013 по 29.03.2013 работник организации, уполномоченный на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по вопросам гражданской обороны, и с 13.05.2013 по 17.05.2013 министр государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора города Нижнего Новгорода по пожарному надзору от 28.05.2012 N 417 сотрудниками управления проведена плановая выездная проверка соблюдения министерством обязательных требований, в том числе в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе плановой выездной проверки выявлены нарушения заявителем требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 19.06.2012 N 417, согласно которому министерством допущено нарушение статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктов 6-8, 18, 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794; пункта 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340; пунктов 5, 16.3, 16.4, 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687; пункта 1.5 Положения о поддержании устойчивого функционирования организаций в военное время, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14.03.2006 N 78; пункта 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547; Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС от 19.01.2004 N 19; статьи 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841.
С учетом нарушений, зафиксированных в акте проверки от 19.06.2012 N 417, управлением вынесено предписание от 19.07.2012 N 417/3, 4/291. Министерству предписано устранить в срок до 05.11.2012 выявленные нарушения.
Не согласившись с пунктами 1, 4, 6, 7, 9 предписания, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, учитывая положения статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденного приказом МЧС от 19.01.2004 N 19, отказал министерству в удовлетворении требования о признании недействительными пунктов 7, 9 предписания управления от 19.07.2012 N 417/3, 4/291.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда в указанной части первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Общие правила в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в силу статьи 14 которого организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее- Закон о гражданской обороне).
Статьей 9 Закон о гражданской обороне определены задачи организаций в области гражданской обороны, реализуемые в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая: планирование и организацию проведения мероприятий по гражданской обороне; осуществление обучения своих работников в области гражданской обороны.
Как следует из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 19.01.2004 N 19 утвержден перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку и повышение квалификации, среди которых указаны члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, все руководители групп занятий, что соответствует требованиям Положения "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547.
Обязанность работников пройти обучение предусмотрена также Приказом МЧС от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
Пункт 7 предписания указывает, что в ходе проверки установлено необучение в учебно-методическом центре по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций руководителя, всех членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, всех руководителей групп занятий, председателя комиссии по повышению устойчивости функционирования.
Указанное нарушение выявлено в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичное нарушение, зафиксированное в пункте 9 предписания, выявлено в области гражданской обороны.
Факт невыполнения министерством пунктов 7,9 предписания об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подтверждается актом проверки от 19.07.2012 и министерством по существу не оспаривается.
В связи изложенным суд первой инстанции правомерно признал законными и обоснованными пункты 7 и 9 оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в материалы дела не представлены. Отсутствие бюджетного финансирования не является обстоятельством, исключающим обязанность по соблюдению требований в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В апелляционной жалобе министерство указало, что на момент проверки у министерства отсутствовала возможность провести обучение в специальном учебно-методическом центре, такая возможность появилась только в 2013 году, однако доказательства, свидетельствующие об отсутствии такой возможности в 2012 году, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ суду второй инстанции не представлены.
Проверив довод апелляционной жалобы относительно необоснованного применения к спорным правоотношениям статьи 9 Закона о гражданской обороне, в связи с тем, что спорные правоотношения регулирует специальная норма статьи 8 названного Закона, суд второй инстанции считает его неправомерным.
Статья 8 Закон о гражданской обороне регулирует полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, тогда как в силу пункта 1 статьи 9 указанного Закон организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба министерства не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2013 по делу N А43-22602/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22602/2012
Истец: Министерство государственного имущества и земельный ресурсов Нижегородской области, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Н.Новгород
Ответчик: Главное управление МЧС России по Нижегородской области, г. Н. Новгород
Третье лицо: Правительство Нижегородской области, Управление по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области, Управление по обеспечению деятельности гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области г. Н. Новгород, Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2013 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-22602/12