г. Москва |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А41-49777/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миришова Э.С., судей: Исаевой Э.Р., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Красеньковой Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть" (ЗАО "БЭЛС") на решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2013 года по делу N А41-49777/12, по иску открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" к закрытому акционерному обществу "Балашихинская электросеть" о признании незаконными действий по ограничению режима потребления электрической энергии,
при участии в заседании:
от истца - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт": Василенко Т.М. представитель по нотариально удостоверенной доверенности, зарегистрированной в реестре за N 2д-1007 от 02.04.2013 г., паспорт;
от ответчика - закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть": Манзон С.В. представитель по доверенности N 1802 от 20.02.2012 г., паспорт; Бычкова Е.А. представитель по доверенности N 4746 от 31.05.2013, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением Закрытому акционерному обществу "Балашихинская электросеть" ( далее - ответчик, ЗАО "Балашихинская электросеть") о признании незаконными действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта Министерства обороны РФ - тарный цех ( в/часть 75250), расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха. ул. Орджоникидзе, д.23. Обязать ЗАО "Балашихинская электросеть" осуществлять в полном объеме энергоснабжение объектов, указанных в Приложении N 4 к Договору энергоснабжения от 01.01.2010 г. N 0092.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2013 года по делу N А41-49777/12 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "БЭЛС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2013 года по делу N А41-49805/12, в которой просило решение суда первой инстанции изменить и просит принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии с положением части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал относительно доводов апелляционной жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представил письменные объяснения.
По доводам апелляционной жалобы заявителя следует, что В силу п.1 вышеуказанного Договора энергоснабжения N 0092, а так же п.1 ст.544 ГК РФ, п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Положение) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Договор энергоснабжения N 0092 от 01.01.2010 г., заключен между двумя юридическими лицами и условия его исполнения не могут зависеть от исполнения обязательств третьих лиц перед ОАО "Обороэнергосбыт" по иному контракту, так как Минобороны России не является субъектом данных правоотношений. Ссылка суда на ч.З п.1 ст.38 Федерального Закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" о запрете ограничения режима потребления электрической энергии потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии не подлежит применению, так как у ЗАО "Балашихинская электросеть", как у Гарантирующего поставщика, отсутствуют договорные обязательства по поставке электрической энергии (мощности) потребителям, обслуживаемым ОАО "Оборонэнергосбыт". Согласно п. 1.2 Договора энергоснабжения N 0092 от 01.01.2010 г., точки поставки электрической энергии (мощности) Покупателя (ОАО "Оборонэнергосбыт") находятся на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства, определенной в "Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений" (Приложение N 1) к Договору.
Энергопринимающее оборудование объектов Покупателя расположено по адресам адреса поставки. По каждому адресу поставки составляются отдельные Приложения N 1. На основании п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения электрической энергии (мощности) предоставляет Гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно)
в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.
В свою очередь, согласно п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Положения), документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и акт разграничения балансовой принадлежности электросетей. Согласно Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, при осуществлении технологического присоединения между потребителем и сетевой организацией производится составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони. Согласно п. 18 Правил, в случае отсутствия у потребителя, в отношении которого применяется особый порядок введения ограничения потребления электрической энергии (мощности) акта согласованной аварийной брони, такой потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления электрической энергии (мощности). В свою очередь, на основании п. 14(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. "...при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным".
Обязанность предоставить проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации возложена на потребителя действующим законодательством Российской Федерации ((подп.п) п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг). ОАО "Оборонэнергосбыт" действий для оформления Акта технологической и (или) аварийной брони предпринято не было. Данные действия ОАО "Оборонэнергосбыт" указывают на недобросовестное исполнение указанным лицом своих договорных обязательств и норм действующего законодательства Российской Федерации. Так же, согласно Приложения N 7 к Договору энергоснабжения N 0092 от 01.01.2010 г., при отсутствии Акта согласования технологической и аварийной брони ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) производится при неисполнении или ненадлежащем исполнении Абонентом обязательств по оплате - в любом, по усмотрению ГП, объеме, не приводящему к полному ограничению режима потребления Абонента электрической энергии (мощности). В свою очередь, согласно п. 18 Правил при отсутствии у потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя. Указанное требование действующего законодательства, ЗАО "Балашихинская электросеть" при введении ограничения режима потребления электрической энергии на объекты ОАО "Оборонэнергосбыт" было соблюдено.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Письмом от 04.03.2010 г. N АЗ/172-С ОАО "Оборонэнергосбыт" в адрес ЗАО "Балашихинская электросеть" заявило о намерении заключить договор энергоснабжения на 2010 г. для подачи подведомственным Министерству обороны РФ потребителям, расположенным на территории Московской области, в точках поставки согласно действующим на 2009 г. договорам энергоснабжения с ЗАО "Балашихинская электросеть" во исполнения Указа Президента РФ от 15 сентября 2008 г. N 1359, в соответствии с п.17 ч.2 ст.55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Между ОАО "Оборонэнергосбыт" и ЗАО "Балашихинская электросеть" заключен Договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 0092 (далее - Договор N 0092), Приложения и дополнения к нему, являющиеся неотъемлемой частью Договора.
В соответствии с условиями Договора N 0092 ЗАО "Балашихинская электросеть" ( гарантирующий поставщик) подает ОАО "Оборонэнергосбыт" ( покупателю) через присоединенную сеть электрическую энергию ( мощность) в объеме и количестве, определенном настоящим договором, а Покупатель обязуется оплачивать принятую электрическую энергию ( мощность), а также соблюдать предусмотренный режим ее потребления.
Точки поставки электрической энергии (мощности) Покупателя находятся на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств), определенной в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений.( л.д.10).
Как установлено арбитражным судом, и не оспаривается сторонами, Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений сторонами не подписывался.
Согласно Приложению к дополнительному соглашению N 3 от 10.01.2012 г. к указанному выше Договору энергоснабжения, установлен реестр приборов учета, установленных у абонента, где в п/п 20,21 указано ТП- 76 Б. Орджоникидзе, 23, тарный цех (л.д. 33)
Истец является энергосбытовой организацией, приобретающей электрическую энергию (мощность) в интересах третьих лиц - Министерства обороны РФ в соответствии с условиями Государственного контракта от 19.12.2011 г. N 156/8747 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны РФ (лд.127) 23.10.2012 г. ЗАО "Балашихинская электросеть" произвело ограничение режима потребления электрической энергии на объекте Министерства обороны РФ - тарный цех, ( в/часть 75250), расположенного по адресу : Московская обл., г. Балашиха. ул. Орджоникидзе, д.23.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 9.2 договора и ст. 546 ГК РФ, ограничение (полностью и(или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 принято Постановление Правительства Российской Федерации N 364 от 29 мая 2002 года "Об обеспечении устойчивого газо- и электроснабжения финансируемых за счет федерального бюджета организацией, обеспечивающих безопасность государства", согласно которому установлены особые условия поставки электрической энергии, не допускающие ограничение ее подачи потребителю в пределах, установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимита бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и(или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утверждены "Правила полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), (далее - Правила ограничения), которыми установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 18 Правил ограничения, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно Приложению частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами ограничения.
Согласно 4 Приложения к "Правилам полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии" к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся в том числе - Воинские части Министерства обороны Российской Федерации,
Анализ положений Правил N 442 позволяет сделать вывод, что введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электр Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России, в связи с чем ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у Ответчика электрическую энергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электрической энергии и обладает в соответствии со статьей 3 Закон об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно Ответчику. Более того, ОАО "Оборонэнергосбыт" обладает статусом гарантирующего поставщика электрической энергии в соответствующей зоне деятельности, установленной согласно действующего законодательства.
Введение ограничения режима потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации или гарантирующего поставщика, не имеющего собственного энергопринимающего оборудования, не предусмотрено действующим законодательством.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 38 Закон об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Ответчиком инициировано введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении войсковой части N 75250. Однако оплата за потребленную войсковой частью N 75250 электрическую энергию производится Министерством обороны России согласно условиям государственного контракта на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Минобороны России от 19.12.2011 N 156/8747, который заключен между ОАО "Оборонэнергосбыт" и Минобороны России.
Минобороны России свои обязательства по оплате поставленной электрической энергии выполняет надлежащим образом, в связи с чем действия ответчика по прекращению подачи электрической энергии войсковой части N 75250 нарушают статью 38 Закона об электроэнергетике, поскольку в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 38 указанного Закона (с изменениями и дополнениями) запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Таким образом, действия Ответчика являются незаконными вне зависимости от того, имелась ли у ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженность перед Ответчиком за полученную электрическую энергию.
Кроме того, из представленных в дело доказательств следует что, на момент введения ограничения, Ответчик обладал информацией о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России и что тарный цех является объектом Минобороны России.
Также не принимаются доводы ответчика о том, что в силу отсутствия Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений невозможно установить принадлежность объекта энергоснабжения к войсковой части N 75250, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московского области от 04 апреля 2013 года по делу N А41-49777/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.С. Миришов |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49777/2012
Истец: ОАО "Оборонэнергосбыт"
Ответчик: ЗАО "Балашихинская электросеть"
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11632/13
20.06.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4493/13
04.04.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-49777/12
07.02.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10858/12