г. Киров |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А82-14286/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2013 по делу N А82-14286/2012, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (г. Москва, ул. Доватора, д. 12, корп. 2, стр. 5)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (г. Ярославль, ул. Некрасова, 42), обществу с ограниченной ответственностью "Ярослава" (ОГРН 11033400006208, г. Москва, ул. Арбат, д. 4 стр. 1-1А, офис 24),
третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (г. Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. 1), Кочи Вадим Юрьевич (г. Москва),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (далее - заявитель, ИФНС России N 4 по г. Москве) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - ответчик, ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля), обществу с ограниченной ответственностью "Ярослава" (далее - ответчик, Общество, ООО "Ярослава") о признании недействительным решения от 06.02.2012 N 182 ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 06.02.2012 за ГРН 2127602010590 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Ярослава"; о признании недействительной записи от 06.02.2012 за ГРН 2127602010590 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о почтовом адресе ООО "Ярослава".
К участию в деле к качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Кочи Вадим Юрьевич (далее - третье лицо, Кочи В.Ю.), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее - третье лицо, МИФНС N 46 по г. Москве) (л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля указывает, что Общество представило в регистрирующий орган все необходимые для государственной регистрации документы; фактическое отсутствие Общества по указанному им в заявлении адресу не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Заявитель и МИФНС N 46 по г. Москва в отзывах на апелляционную жалобу полагают, что обжалуемое решение подлежит оставлению в силе, а жалоба - без удовлетворения.
ООО "Ярослава", Кочи В.Ю. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля и МИФНС N 46 по г. Москве ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Заявитель, Общество и Кочи В.Ю. явку своих представителей в судебное заседание также не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.01.2012 общим собранием участников ООО "Ярослава" принято решение об изменении места нахождения Общества на адрес: 119019 г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр. 1-1А, офис 24 и об утверждении устава ООО "Ярослава" в новой редакции. Указанные решения формализованы в протоколе общего собрания участников ООО "Ярослава" от 25.01.2012 (л.д. 41).
30.01.2012 ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля получено заявление Общества по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ярослава", связанных с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. В качестве нового места нахождения юридического лица указан адрес: г. Москва, ул. Арбат, д. 4, строение 1-1А, офис 24.
Рассмотрев представленные Обществом документы, ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля 06.02.2012 приняла решение N 182 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы (далее - решение Инспекции от 06.02.2012) (л.д. 14).
06.02.2012 на основании указанного решения в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2127602010590 (л.д. 43).
Регистрационное дело ООО "Ярослава" было передано в другой регистрирующий орган - ИФНС N 4 по г. Москве в связи со сменой адреса юридического лица.
11.03.2012 в МИФНС N 46 по г. Москве обратился Кочи В.Ю., собственник помещения по вышеназванному адресу, с заявлением, в котором просит в дальнейшем не осуществлять государственную регистрацию юридических лиц по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр. 1, офис 24 без его письменного согласия (л.д. 59).
05.07.2012 ИФНС N 4 по г. Москве, регистрирующим органом, в котором в данный момент находилось регистрационное дело ООО "Ярослава", осуществлена проверка достоверности сведений, указанных Обществом в заявлении по форме N Р13001 и учредительных документах. Установив в ходе проверки, что Общество отсутствует по адресу регистрации - г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр.1, ком. 24, 09.08.2012 ИФНС России N 4 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля от 06.02.2011 N 182, о признании недействительной записи от 06.02.2012 с государственным регистрационным номером 2127602010590, о признании недействительным пункта 2 протокола общего собрания участников Общества от 25.01.2012. в части изменения юридического адреса Общества.
18.10.2012 Арбитражный суд г. Москвы вынес определение по делу N А40-108550/12-122-577 (л.д. 12-13), которым требования о признании недействительным решения ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля от 06.02.2012 N 182 и о признании недействительной записи от 06.02.2012 с государственным регистрационным номером 2127602010590 выделены в отдельное производство и переданы для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Ярославской области.
Арбитражный суд Ярославской области, придя к выводу, что государственная регистрация изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Ярослава" в отношении места нахождения юридического лица, произведена по заведомо ложным сведениям, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что указанный вывод суда не свидетельствует о наличии оснований для признания обжалуемого решения регистрирующего органа недействительным в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы во взаимосвязи с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (пункт 1). В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4).
Пунктами 4, 4.1 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц определено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен статьей 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и является исчерпывающим.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Ярослава" представило в ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля необходимые для регистрации документы, в том числе: заявление по форме N Р13001, решение о внесении изменений в учредительные документы Общества (л.д. 41), изменения в устав Общества (л.д. 40), документы об уплате государственной пошлины.
Таким образом, установленных статьей 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц правовые основания для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на момент принятия обжалуемого решения, у ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля отсутствовали.
Имеющиеся в материалах дела заявление Кочи В.Ю. от 11.03.2012 (л.д. 59) и акт от 05.07.2012 установления нахождения органов управления юридических лиц в здании по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 4, строение 1, комната 24 (л.д. 54-58) не могут свидетельствовать о необоснованности решения ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля от 06.02.2012, поскольку они составлены уже после государственной регистрации изменений места нахождения ООО "Ярослава". При этом следует отметить, что названные заявление и акт содержат указание на иной адрес нежели адрес, указанный в заявлении Общества по форме Р 13001. Кроме того, сведения о направлении заявления Кочи В.Ю. в ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля в материалах дела отсутствуют. Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент вынесения решения о регистрации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ ИФНС по Дзержинскому району не располагала какими-либо сведениями о недостоверности нового адреса ООО "Ярослава" и, соответственно, не имела предусмотренных статьей 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц оснований для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Ярослава".
Изложенное позволяет прийти к выводу, что решение ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля действующему законодательству не противоречит, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что необходимым условием проведения государственной регистрации является достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, не свидетельствуют о неправомерности обжалуемого решения регистрирующего органа, поскольку, как отмечено ранее, ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля на момент вынесения решения о регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ не располагала сведениями о недостоверности нового места нахождения ООО "Ярослава".
Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц также предусмотрено, что при наличии достаточных доказательств о предоставлении юридическим лицом в регистрирующий орган недостоверных сведений юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Право налоговых органов предъявлять в суд иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Учитывая, что вывод суда об осуществлении государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Ярослава", по заведомо ложным сведениям, не соответствует обстоятельствам дела, обжалуемое решение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Вопрос об уплате государственной пошлины по делу и по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.02.2013 по делу N А82-14286/2012 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении требования Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля от 06.02.2012 N 182 и о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 06.02.2012 за государственным регистрационным номером 2127602010590 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14286/2012
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы N4 по г. Москве
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля, ООО "Ярослава"
Третье лицо: МИФНС N 46 по г. Москве, Кочи Вадим Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2013 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-14286/12