г. Чита |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А19-7384/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, Д.В. Басаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-7384/2012 по заявлению Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 38000000220) к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1043801063085, ИНН 3808113554) о признании незаконным предписания от 13 марта 2012 года N 16/1/1,
(суд первой инстанции: Шубина Т.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением (т. 2, л. 89) к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области о признании незаконным предписания от 13 марта 2012 года N 16/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 17 апреля 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований,
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что предписание Управления надзорной деятельности по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 13 марта 2012 года N 16/1/1 соответствует положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200062474787.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, не приняв во внимание, что проверка проведена с грубыми нарушениями требований ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ. По мнению общества, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела в части п. 21, 22 предписания N 16/1/1.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200062474756.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 22.05.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Как правильно установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Иркутскэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица 20 ноября 1992 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1023801003313, что подтверждается свидетельством серии 38 N 001632808.
На основании распоряжения от 10 февраля 2012 года N 16 (т. 1, л. 69) должностными лицами ГУ МЧС России по Иркутской области в период с 17 февраля 2012 года по 13 марта 2012 года проведена плановая проверка в отношении ОАО "Иркутскэнерго" с целью контроля соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки N 16 от 13.03.2012 года (т. 1, л. 45) с указанием 23 нарушений - пункты 1-23.
Предписанием N 16/1/1 от 13.03.2012 (т. 1, л. 80) обществу предложено в указанные сроки устранить 22 нарушения правил пожарной безопасности - пункты 1-22.
Решением заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору от 26 апреля 2012 (т. 1, л. 88) по изменению акта N 16 от 13.03.2012 и предписания N 16/1/1 от 13.03.2012 из акта N 16 от 13.03.2012 исключены пункты 1-20, из предписания N 16 от 13.03.2012 исключены пункты 1-20.
Не согласившись с предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, к моменту рассмотрения дела в арбитражном суде, Управление фактически согласилось с доводами общества и отменило действия пунктов 1-20 предписания, что указывает о прекращении их действия к моменту принятия судом первой инстанции окончательного судебного акта по делу.
Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушает законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Из смысла указанного следует, что общество обязано представить в суд доказательства, что в отмененной части предписание нарушало права и законные интересы заявителя и не соответствовало действующему законодательству в период его действия.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав заявление общества, поступившее в суд 02.04.2013, уточненные требования от 15.03.2013 (т. 2, л. 89) и иные письменные пояснения общества, пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в период с 13.03.2013 по 26.04.2012 действия пунктов 1-20 Предписания от 13.03.2013 нарушались права и законные интересы заявителя.
В то же время, поскольку пункты 21 и 22 предписания являются действующими и подлежат исполнению обществом в указанный срок, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку они возлагают на общество обязанность по устранению выявленных нарушений, то они соответствуют критериям ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требования в данной части подлежат рассмотрению в арбитражном суде в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что названное предписание является незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", поскольку данное предписание отражает нарушения в отношении объектов защиты, не включенных в распоряжение N 16, т.к. часть объектов не включена в распоряжение о проверке N 16, то Управление не имело законных оснований проверять названные объекты и возлагать на общество обязанность по устранению выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Управлением, в распоряжении N 16 от 10.02.2012 не указан в качестве объекта проверки: объект, расположенный по адресу Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, ул. Пенкальского, 41.
В силу указанного, в данной части административный орган не имел законных оснований проводить проверочные мероприятия в отношении данного объекта, в связи отсутствием в отношении него соответствующего распоряжения о проведении проверки, как того требует ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а следовательно возлагать на общество обязанность по устранению выявленных нарушений, путем выдачи предписания (п. 22 Предписания).
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (п. 4 ч.2).
Таким образом, в части признания пункта 22 предписания требования общества подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции в указанной части отмене.
Пунктом 21 предписания, обществу предписано устранить на объекте, расположенном по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Оёк, ул. Коммунистическая, 45 нарушение, выраженное в том, что на объекте "не выполнена защита автоматической установкой пожарной сигнализации бокса стоянки автомобилей автоматической пожарной сигнализацией".
Как указывает общество в апелляционной жалобе (т. 3, л. 94), в селе Оёк с численностью 3500 человек, по адресу ул. Коммунистическая 45, расположена база Оёкской РЭС, на территории которой расположена теплая автостоянка на 25 автомобилей, и в соответствии с актом законченного строительства все здания и сооружения охраняемого объекта оборудованы охранно-пожарной сигнализацией.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из следующего.
Между тем, из представленных в дело материалов, в том числе из представленной в дело экспликации (т. 3, л.1-24), технического паспорта на нежилое строение "Теплая автостоянка на 25 машин" (т. 3, л. 30-39), плана земельного участка (т. 3, л. 40-41), акта приемки законченного строительства объекта от 30.11.2011 (т. 3, л. 82) не следует, что на объекте, расположенном по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Оек, ул. Коммунистическая, 45, бокс стоянки автомобилей установлена автоматическая пожарная сигнализация, в соответствии с п. 14 табл. 1, п. 4.1 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденным Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 315; п. 6.30 СНиП 21-02-99.
Так, из акта приемки законченного строительства объекта от 30.11.2011 (т. 3, л. 82) следует, что обществом приняты у подрядчика ОПС база Оёкского РЭС: прибор приемно-контрольный (ППК) "Гранит-8" - 2 комплекта, ППК "Гранит-3" - 1 комплект, передатчик Альтоника RR-701TS4 - 2 комплекта, оповещатель комбинированный Маяк - 12 К- 3шт., оповещатель Молния 12 В - 1 шт., оповещатель Флейта 12В - 1 шт., извещатель ИПД-31-М - 8 шт., извещатель ИП -103 - 34 шт., извещатель Иркутской области-1 - 1 шт., извещатель Астра-8 -3 шт., извещатель Астра 5- 6 шт., извещатель ИО 102-26 - 1 шт., аккумулятор 12В 7/ А/ч - 3 шт., доказательства, что данное оборудование установлено в рассматриваемом объекте - бокс стоянки автомобилей, и находится в действующем состоянии в деле отсутствуют.
Указанные документы не опровергают выводы Управления.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в данной части пришел к ошибочному выводу, в силу чего не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Взыскать с Управления в пользу общества судебные расходы, понесенные обществом в размере 3 000 руб. уплаченные платежным поручением от 11 апреля 2012 года N 13209 (т. 1, л. 61), платежным поручением от 24 апреля 2013 года N 15019 (т. 3, л. 111).
Возвратить обществу излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 30.03.2013 N 11502 в размере 2000 рублей (т. 1, л. 51).
Суд, руководствуясь статьями 150, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "17" апреля 2013 года по делу N А19-7384/2012 отменить в части отказа в удовлетворении требований Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации о признании незаконными пунктов 1-20, 22 предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области от 13 марта 2012 года N 16/1/1.
Производство по делу в части требований Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации о признании незаконными пунктов 1-20 предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области от 13 марта 2012 года N 16/1/1 прекратить.
Пункт 22 предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области от 13 марта 2012 года N 16/1/1 признать незаконным, как несоответствующий Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статье 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от "17" апреля 2013 года по делу N А19-7384/2012 оставить без изменения.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороты, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области в пользу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Возвратить Иркутскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации излишне уплаченную по платежному поручению от 30.03.2012 N 11502 государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7384/2012
Истец: Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации
Ответчик: Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области
Третье лицо: Главное управление Министерства Чрезвычайных ситуаций России по Иркутской области, Заместитель главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору