г. Ессентуки |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А63-17019/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего : Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19 марта 2013 г. по делу N А63-17019/2012,
по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, г. Ессентуки, ОГРН 1022601222665,
к отделу МДВ России по городу Ессентуки, г. Ессентуки, Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
о признании незаконным и отмене постановления N 26 АА 010999 от 07.11.2012 об административном правонарушении, (судья Тлябичева З.Р.),
при участии в судебном заседании:
от Главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю: Цибрий Р.В. по доверенности N 91 от 15.01.2013;
от отдела МДВ России по городу Ессентуки: Чириков С.Ю. по доверенности N 1/6639 от 18.06.2013;
от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки: Таций У.В. по доверенности N 1 от 18.03.2013.
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к отделу МДВ России по городу Ессентуки, ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении N 26 АА 010999 от 07.11.2012.
Решением суда от 19 марта 2013 года в удовлетворении заявленного требования Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, г. Ессентуки, ОГРН 1022601222665, отказано.
Решение мотивированно наличием факта административного правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения управления к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что управление не является субъектом вменяемого правонарушения, так как заключило договор на выполнение соответствующих работ с ООО "ФХ "Цветы Ставрополья", таким образом, в действия управления отсутствует вина. Акт выявленных недостатков, на который ссылается административный орган составлен до возбуждения административного дела, в связи с чем считается недопустимым доказательством по делу. Материалами административного дела не доказан факт совершения управлением вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Главное управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Представители административного органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19 марта 2013 г. по делу N А63-17019/2012, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 21.09.2012 инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Ессентуки при оформлении дорожно-транспортного происшествия на пересечении ул. Фрунзе и ул. М. Горького в г. Ессентуки, было установлено, что при движении со стороны ул. Володарского и со стороны ул. Луначарского в направлении вышеуказанного пересечения, в нарушение требований п. 5.1.4. ГОСТ Р 52289 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" дорожные знаки приоритета 2.1 "Главная дорога" и 2.4 "Уступите дорогу" не видны с расстояния 15 метров, о чем был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств дорожного движения от 21.09.2012, в присутствии свидетелей Зинченко А.Г. и Чернова М.В.,
По данным фактам административным органом 30.10.2012 в отношении управления составлен протокол об административном правонарушении 26 АА 218932.
Протокол составлен при участии представителя управления, о чем свидетельствует его подпись (том N 1 л.д.11).
07 ноября 2012 года должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по г. Ессентуки вынесено постановление N 26 АА 010999, согласно которому управление привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено в присутствии представителя управления, о чем свидетельствует наличие подписи (том N 1 л.д.12).
Не согласившись с вынесенным постановлением, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами этого административного правонарушения являются лица (должностные, юридические), ответственные за содержание дорог.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством реализации основных направлений, изложенных в статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", одним из которых является осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - ОБДД) в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Обязанности осуществления государственного надзора и контроля в части ОБДД на инспекцию возложены пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и пунктом "а" статьи 11 Положения о Госавтоинспекции МВД РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (далее - Положения).
Порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части ОБДД, определен в Наставлении по службе ДИ и ОД ГИБДД МВД РФ (далее - Наставление), утвержденном приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы ДИ и ОД ГИБДД МВД РФ" (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.1999 N 1892).
Согласно пункту 3 Наставления выполнение указанных контрольных, надзорных и разрешительных функций, возлагается, в том числе, на подразделения ГИБДД МВД субъектов Российской Федерации, а также на сотрудников, на которых возложены эти обязанности.
Контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения, в т.ч., контрольных проверок (п. 10.2 Наставления). При проведении контрольных проверок проверяется выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными и специальными проверками, выполнение ранее выданных предписаний, текущее эксплуатационное состояние дорог и улиц, дорожных сооружений, иных объектов и железнодорожных переездов, а также соблюдение требований технических норм при их строительстве, реконструкции или ремонте (пункт 10.2.7.1 Наставления).
Согласно постановлению Совета министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, разделительные полосы, при их наличии и обочины.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" установлены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в т.ч. понятия "автомобильной дороги" и ее "владельца", "дорожной деятельности" и "содержания автомобильных дорог" в Российской Федерации:
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт (ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ) безопасность дорожного движения -состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Частью 4 статьи 6 и статьи 13 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
В части 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ указано, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно постановлению администрации города Ессентуки от 29.03.2012 N 395 "Об утверждении ответственного за содержание улично-дорожной сети города Ессентуки" ответственным за реализацию полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в городе Ессентуки, является управление.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Управлением в материалы дела не представлено доказательств применения всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что между управлением и обществом с ограниченной ответственностью "ФХ "Цветы Ставрополья" заключен муниципальный контракт N 48 на выполнение работ по озеленению городских территорий с учетом общекурортных объектов г. Ессентуки в 2012 году, посредством которого управление надлежащим образом исполнило свою обязанность по заключению муниципального контракта с подрядной компанией для организации озеленительных работ, которая обязана была произвести обрезку деревьев, а потому отсутствует вина, отклоняется.
В соответствии с п. 1.1. вышеуказанного контракта заказчик, в лице управления, поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по озеленению городских территорий с учетом общекурортных объектов г. Ессентуки в 2012 году".
Согласно п. 4.1 управление, являясь заказчиком, осуществляет контроль и надзор за ходом выполнения работ, не вмешиваясь в деятельность подрядчика, посредством направления на объект, на котором производятся работы, своего уполномоченного представителя, в целях оперативного решения вопросов, связанных с выполнением работ по контракту. Представитель заказчика имеет право беспрепятственного доступа в течение всего периода выполнения работ на объект и право ознакомления со всей необходимой документацией. Также осуществляет контроль за исполнением подрядчиком предписаний государственных надзорных органов, качеством работ и используемых материалов, соответствием их сертификатам, техническим паспортам или другим документам, удостоверяющим качество. Контролирует ход выполнения работ и давать подрядчику обязательные для исполнения предписания относительно мероприятий необходимых для устранения допущенного отставания от графика производства работ и устранения выявленных дефектов.
Управление в рамках заключенного контракта обязано вести ежедневный контроль за ходом и качеством работ, следовательно, обязанности по контролю исполнения вышеуказанного контракта, также принадлежат управлению. Следовательно, управление является субъектом правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ, в рассматриваемом случае.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным органом акт выявленных недостатков составлен административным органом до возбуждения дела об административном правонарушении, что является недопустимым доказательством, а также что административным органом не установлено конкретное расстояние видимости дорожного знака, судом не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В соответствии со статьями 28.3 и 28.7 КоАП РФ в случае, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения требуются значительные временные затраты, проводится административное расследование.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела видно, что в акте выявленных недостатков указано что, дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" не виден с расстояния 15 метров, замеры произведены рулеткой, в присутствии свидетелей.
Данное доказательство является допустимым и суд правомерно, в соответствии со статьей 71 АПК РФ произвел оценку доказательств.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоблюдении управлением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 19 марта 2013 г. по делу N А63-17019/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19 марта 2013 г. по делу N А63-17019/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17019/2012
Истец: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки
Ответчик: Отдел МВД России по городу Ессентуки
Третье лицо: Управление государственной инспекции безопастности дорожного движения ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю, Главное управление министерства внутренних дел Российской Федерации по СК, Отдел МВД России по городу Ессентуки, Управление МВД России по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-17019/12