город Омск |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А46-30513/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2700/2013) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Оконешниковском районе Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2013 по делу N А46-30513/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Оконешниковском районе Омской области к Муниципальному казённому образовательному учреждению "Куломзинская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501845820, ИНН 5527006906) о взыскании 8 129 руб. 52 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Муниципального казённого образовательного учреждения "Куломзинская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Оконешниковском районе Омской области (далее по тексту - заявитель, ГУ УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области, орган Пенсионного фонда РФ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с Муниципального казённого образовательного учреждения "Куломзинская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Учреждение) 8129 руб. 52 коп. штрафа за представление недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2013 по делу N А46-30513/2012 в удовлетворении заявленного органом Пенсионного фонда РФ требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения заявителя с заявлением в арбитражный суд истёк шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции за предоставление недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2009 год, выявленное 25.05.2010.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, орган Пенсионного фонда РФ обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области указывает на то, что факт предоставления недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2009 год, подтверждается актом N 18 от 25.05.2010 и по существу оспорен Учреждением не был, в связи с чем Учреждение подлежит привлечению к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа.
В письменном отзыве Учреждение возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
До начала судебного заседания от ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Учреждения, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском райне Омской области была проведена проверка достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии за 2009 год на 13 человек.
По итогам проверки составлен акт N 18 от 25.05.2010, в котором зафиксирован факт недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учёта по 4 застрахованным лицам.
Решение по данному акту проверки вынесено не было, соответственно, штрафные санкции, предусмотренные статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ Учреждению предъявлены не были.
Старшим специалистом ГУ - УПФ РФ в Оконешниковском райне Омской области 28.06.2012 в отношении Учреждения был составлен акт N 14, в котором имеется ссылка на недостоверность предоставления сведений согласно акта N 18 8 от 25.05.2010.
На основании указанного акта N 14 от 28.06.2012 орган Пенсионного фонда РФ вынес решение N 14 от 27.07.2012 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за недостоверное предоставление сведений в виде штрафа в сумме 8 129 руб. 52 коп.
При этом в решении от 27.07.2012 не отражены обстоятельства выявленного нарушения, мотивировочная часть в решении полностью отсутствует.
На основании решения N 14 от 27.07.2012 Учреждению выставлено требование N 14 от 29.08.2012 об уплате финансовой санкции в размере сумме 8 129 руб. 52 коп.
в добровольном порядке в срок до 26.09.2012.
Неисполнение Учреждением требования N 14 от 29.08.2012 об уплате финансовых санкций послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.
28.02.2013 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое органом Пенсионного фонда в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения Учреждения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ явилось представление недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учёта за 2009 год.
Между тем, данный факт был выявлен Органом Пенсионного фонда РФ 25.05.2010, о чем составлен соответствующий акт N 18.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которые должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
а) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
б) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
В силу пункта 6 названной статьи в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, что следует из системного анализа положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 7 статьи 9 и статьи 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статьей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Однако в нарушение вышеприведенных норм законодательства решения по факту выявленного и зафиксированного в акте N 18 от 25.05.2010 нарушения органом Пенсионного фонда РФ принято не было.
Между тем, согласно вышеприведенным нормам законодательства решение о привлечении Учреждения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, могло быть принято органом Пенсионного фонда РФ не позднее 30.07.2010.
В рассматриваемом случае принятое в отношении Учреждения решение N 14 от 27.07.2012 не соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и не может служить основанием для взыскания с Учреждения финансовой санкции по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Более того, в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов причитающейся к уплате суммы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, на момент обращения ГУ УПФ РФ в Оконешниковском районе Омской области с заявлением в Арбитражный суд Омской области (02.11.2012 согласно штампу почтовой организации на конверте) истёк шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции, исчисленный с учётом того, что решение о привлечении к ответственности могло быть принято органом Пенсионного фонда РФ не позднее 30.07.2010.
Пропуск установленного законом срока на подачу заявления в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, поэтому апелляционная жалоба органа Пенсионного фонда РФ удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Пенсионный фонд РФ при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2013 по делу N А46-30513/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-30513/2012
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оконешниковском районе Омской области
Ответчик: Муниципальное казенное образовательное учреждение "Куломзинская средняя общеобразовательная школа" Оконешниковского муниципального района Омской области
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2700/13
10.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2700/13
25.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2700/13
28.02.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-30513/12
28.02.2013 Решение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2700/13