Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2007 г. N 10485/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Марамышкиной И.М., судей Ксенофонтовой Н.А., Харчиковой Н.П.
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Онис" о пересмотре в порядке надзора решения от 21.12.2006, постановления апелляционной инстанции от 05.03.2007 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2800/2006-С5-47 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2007 по тому же делу.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Онис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Продовольственной службы Северо-Кавказского военного округа (заменено на Федеральное государственное учреждение "Управление Северо-Кавказского военного округа"), выразившихся в установлении в конкурсной документации дополнительных требований к участникам конкурса и истребовании в составе конкурсной заявки документов, не предусмотренных Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и Федеральная служба по оборонному заказу в Южном федеральном округе.
Решением от 21.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2007, в удовлетворении заявления отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ООО "Онис" ссылается на нарушение судами трех инстанций норм материального права, указывает, что в соответствии со статями# 11, 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" запрещено устанавливать дополнительные требования и истребовать дополнительные документы при размещении государственных заказов. Кроме того, заявитель считает, что суды пришли к неправильному выводу о том, что оспариваемые действия не затрагивают его права и законные интересы и у заявителя отсутствует право на обжалование названных действий.
Изучив материалы надзорного производства, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
ФГУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" разместило на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации извещение о проведении торгов и конкурсную документацию по проведению совместного конкурса на размещение заказов на поставку продовольствия для нужд Северо-Кавказского военного округа, Северо-Кавказского окружного управления материально-технического и военного снабжения МВД России, дислоцированных в ЮФО региональных пограничных управлений ФСБ России, Южного регионального центра по делам ГО ЧС и ЛПСБ МЧС России и Отдельного учебного морского центра ФСБ России.
В конкурсной документации предусмотрены дополнительные требования к участникам размещения заказа. Согласно пункту 5.2 информационной карты участниками конкурса могут быть только поставщики, имеющие производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства продукции, и осуществляющие, предпринимательскую деятельность по ее производству.
В соответствии с пунктом 7 информационной карты участник размещения заказа обязан в составе конкурсной документации представить копии документов, подтверждающих наличие собственных производственных мощностей и оборудования, необходимых для выпуска выносимой на конкурс продукции.
Общество, полагая, что управление в конкурсной документации предъявило дополнительные требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оспорило действия управления в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия государственных органов и их должностных лиц могут быть признаны судом незаконными при одновременном наличии двух условий: не соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному акту и нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 825-50 "О государственном оборонном заказе на 2006 год" установлено, что участник размещения заказа должен иметь технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа для нужд обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что оспариваемые действия соответствуют требованиям Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и названного постановления Правительства Российской Федерации, суды обоснованно отказали в признании их незаконными.
Ссылка заявителя на неправомерность вывода судов о том, что оспариваемые действия не затрагивают его права и законные интересы, не может быть признана обоснованной. Для признания действия незаконными необходимо наличия обоих указанных в статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий. Поскольку установлено соответствие оспариваемых действий закону и иным нормативным актам, у судебных инстанций не было оснований для признания их незаконными.
Другие доводы заявителя были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку.
Нарушения единообразия в применении и толковании судами норм права не усматривается.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А53-2800/2006-С5-47 Арбитражного суда Ростовской области для пересмотра в порядке надзора решения от 21.12.2006, постановления апелляционной инстанции от 05.03.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2007 отказать.
Председательствующий судья |
И.М. Марамышкина |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2007 г. N 10485/07
Текст определения официально опубликован не был