г. Чита |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А10-4731/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2013.
Полный текст постановления изготовлен 24.06.2013.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Желдорреммаш" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 апреля 2013 года по делу N А10-4731/2012 по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686; адрес: 107228, г. Москва, ул. Новорязанская, 12) в лице Забайкальского филиала к открытому акционерному обществу "Желдорреммаш" (ОГРН 5087746570830, ИНН 7715729877; адрес: 127018, Город Москва, Улица Октябрьская, 5, СТР.8) в лице филиала Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода о взыскании 34 950 руб. 35 коп. - суммы неустойки за нарушение срока выполнения работ по договору NФПК-11-732 от 20.12.2011, (суд первой инстанции: Орлов Э.Л.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Бородин С.Е., представитель по доверенности от 10.02.2011,
от ответчика: Башкуев Н.В., представитель по доверенности,
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Забайкальского филиала обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Открытому акционерному обществу "Желдорреммаш" в лице филиала Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода о взыскании 21 261, 95 руб. - суммы неустойки за нарушение срока выполнения работ по договору N ФПК-11-732 от 20.12.2011.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 апреля 2013 года ( с учетом определения от 04.04.2013) исковые требования удовлетворены, с Открытого акционерного общества "Желдорреммаш" в пользу Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" взыскано 23 461 руб. 94 коп., в том числе 21 261 руб. 94 коп. - неустойка, 2 200 руб. - судебные расходы.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Считает, что поскольку работы выполнены в срок, определенный графиком, а именно в пределах установленных месяцев - 20 января и 20 февраля 2012 г., оснований для применения ответственности, установленной пунктом 4.3. договора, не имеется. Принятые судом в качестве доказательства изменения сроков выполнения работ графики не оформлены в качестве приложений к договору и не являются его неотъемлемой частью.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца указал на законность и обоснованность судебного акта.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.12.2011 между ОАО "Федеральная пассажирская компания" (заказчик) и ОАО "Желдореммаш" (подрядчик) заключен договор подряда N ФПК-11-732 на капитальный ремонт пассажирских вагонов.
По договору подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по капитальному ремонту 50 пассажирских вагонов в объеме КР-1, включая дополнительные работы, а заказчик - оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (п. 1.1 договора).
В пункте 1.2 договора стороны определили, что сроки подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта, типы вагонов определяются в Графике подачи вагонов в ремонт и
выпуска из ремонта (Приложение N 2 к договору).
В соответствии с пунктом 1.3. договора подрядчик обязуется выполнить работы в объеме и в соответствии с требованиями: Руководства по капитальному ремонту (КР-1)
N 051 ПКБ ЦЛ/ПКТБВ 2007 г., Основных условий капитального ремонта и модернизации пассажирских вагонов на ремонтных заводах N РД32 ЦЛ 024-2007 от 11.12.2007 г., ведомственных норм пожарной безопасности, утвержденных МПС России 05.03.2003 г., норм расхода материалов и запасных частей на капитальный ремонт КР-1 (с разбивкой) цельнометаллических пассажирских вагонов, руководства по ремонту тележек пассажирских вагонов с продлением срока службы при проведении КР-2-М и КВР NЦЛ-ВНИИЖТ-01.01.0125-05 от 22.12.2005 г., других действующих нормативных, правовых и иных актов МПС России, ОАО "РЖД", регламентирующих проведение капитального ремонта пассажирских вагонов в части, не противоречащей условиям настоящего договора.
Пунктом 2.1 договора определена стоимость работ по договору - 85 779 065 руб. 14
коп., в т.ч. НДС - 18% 13 084 942 руб.14 коп. и включает в себя сборы за подачу и уборку вагонов, в соответствии с протоколом согласования договорной цены (Приложение N 1 к договору).
Пунктом 3.1 договора установлено, что заказчик подает вагоны в ремонт, а подрядчик - выпускает вагоны из ремонта в соответствии с Графиком подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта.
В пункте 3.2 договора установлено, что нормативные сроки простоя пассажирского
вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки формы ЗРУ-25. Подача вагонов в ремонт осуществляется с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997 г. и по согласованному графику подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта (Приложение N 2).
Пунктом 3.4 договора установлено, что подача вагонов в ремонт, а также их приемка после выполнения работ осуществляется на территории подрядчика согласно Основным условиям N РД32ЦЛ024 от 11.12.2007, выпуск вагонов из ремонта оформляется уведомлением по форме ВУ-36.
Работы считаются выполненными и принятыми заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ в отношении каждого отремонтированного вагона (п. 3.5 договора).
По мере завершения ремонта каждого вагона, подрядчик составляет, подписывает в двух экземплярах акт сдачи-приемки выполненных работ с приложением к нему уведомления по форме ВУ-36 и иных необходимых документов (п. 3.6 договора).
В соответствии с пунктом 4.3 договора в случае нарушения подрядчиком срока выполнения работ, установленного в Графике подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта (приложение N 2) и определенного с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997 г., подрядчик обязан уплатить заказчику штрафную неустойку в размере 0,1% от стоимости ремонта вагонов, по которым нарушен срок выполнения работ, за каждый день просрочки, но не более 7% от общей стоимости работ по ремонту вагонов, по которому нарушен срок выполнения работ.
В соответствии с пунктом 4.4 договора в случае нарушения подрядчиком срока установления недостатков (дефектов) выполненных работ, подрядчик обязан уплатить заказчику штрафную неустойку в размере 0,1% от стоимости ремонта вагонов, в отношении которых нарушены сроки устранения недостатков, за каждый день просрочки, но не более 7% от общей стоимости работ по ремонту вагонов, по которым нарушен срок устранения недостатков (дефектов) выполнения работ.
В силу п. 6.2 договора, если стороны не достигли согласия путем переговоров, споры решаются в претензионном порядке путем отправления претензии по почте либо факсом с последующим отправлением по почте оригиналов. Срок рассмотрения претензий - 3 недели с даты получения претензии.
Пунктом 8.5 договору установлено, что все приложения к договору, подписанные обеими сторонами, являются его неотъемлемыми частями.
Приложением N 1 к договору стороны согласовали протокол согласования договорной цены.
Приложением N 2 к договору подряда сторонами согласован График подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта в объеме КР-1 на 2012 год.
Истцом указано, что во исполнение условий договора сторонами согласован График
подачи и выпуска из ремонта пассажирских вагонов приписного парка Забайкальского
филиала ОАО "ФПК" плана февраля 2012 г. в ЛВРЗ Улан-Удэ, согласно которому дата
постановки на ремонтные позиции вагона N 094 63258 определена на 24.01.2012 г., дата
выпуска из ремонта - 10.02.2012 г.
Также представлен График подачи и выпуска из ремонта пассажирских вагонов приписного парка Забайкальского филиала ОАО "ФПК" плана января 2012 г. в ЛВРЗ Улан-Удэ, согласно которому дата постановки на ремонтные позиции вагона N 094 63084 определена на 20.12.2011 г., дата выпуска из ремонта - 16.01.2012 г.
Согласно Акту приемки пассажирского вагона по форме ЗРУ25 пассажирский вагон
N 094 63084 прибыл в ремонт 14.12.2011 г.
Работы по ремонту вагона N 094 63084 были выполнены 20.01.2012 г., что подтверждается Актами выполненных работ N 4/1В (выполнение Первого КР-1 вагона) и N4/1ВД (выполнение дополнительных работ при ремонте) от 20.01.2012 г., Уведомлением по форме ВУ-36, а также актом выпуска из ремонта пассажирского вагона от 20.01.2012 г.
Согласно Акту приемки пассажирского вагона по форме ЗРУ25 пассажирский вагон
N 094 63 258 прибыл в ремонт 19.01.2012 г.
Работы по ремонту вагона N 094 63258 были выполнены 20.02.2012 г., что подтверждается Актами выполненных работ N 13/1В (выполнение Первого КР-1 вагона) и N13/1ВД (выполнение дополнительных работ при ремонте) от 20.02.2012 г., Уведомлением по форме ВУ-36, а также актом выпуска из ремонта пассажирского вагона от 20.02.2012 г.
Истец полагает, что подрядчиком при выполнении ремонта указанных вагонов был
нарушен срок выполнения работ согласованный сторонами - просрочка исполнения обязательств начинается на следующий день после даты выпуска из ремонта вагона, согласно утвержденному сторонами графику, по дату подписания акта выполненных работ.
Неустойка за нарушение подрядчиком срока выполнения работ рассчитана из стоимости ремонтных работ вагонов N 09463258 и N 094 63084 в размере 1 518 711 руб. по каждому вагону.
- 1 518 711 * 0,1% * 10 дней = 15 187 руб. 10 коп. (вагон N 094 63258),
- 1 518 711 * 0,1% * 4 дня = 6 074 руб. 84 коп. (вагон N 094 63084).
В адрес ответчика направлена претензия N 812 от 21.02.2012 г., N 1278 от 19.03.2012 г. с требованием об оплате штрафной неустойки за нарушение условий договора.
В адрес истца ответчик направил письмо (исх. 84.297-12г. от 29.05.2012),в котором
указал, что ремонтные работы выполнены в соответствии с утвержденным сторонами графиком. Сумма штрафной неустойки не оплачена.
Ссылаясь на неисполнение требования по уплате неустойки, истец обратился в суд с
настоящим иском о взыскании с ответчика штрафной неустойки за нарушение подрядчиком срока выполнения работ, установленного в Графике подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта (с учетом уточнения).
Арбитражный суд Республики Бурятия, принимая оспариваемый судебный акт, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил требования истца и взыскал с ответчика в пользу истца неустойку.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Материалы дела свидетельствуют о том, что рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения договора по выполнению подрядных работ, подлежащих окончанию в установленные договором сроки (статьи 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.2 договора, нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте, включая сроки выполнения дополнительных работ, исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта приемки формы ЗРУ-25. Подача вагонов в ремонт осуществляется с учетом нормативного срока простоя вагонов в ремонте, установленного Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997 и по согласованному графику подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта (Приложение N 2).
Указанием МПС России N В-1465у от 23.12.1997, установлены нормы простоя пассажирских вагонов при ремонте на вагоноремонтных заводах (Приложение N 2 к Указанию).
С учетом представленных в материалы дела графика подачи вагонов в ремонт и выпуска из ремонта в объеме КР-1 на 2012 год (Приложение N 2 к договору) и графиков подачи и выпуска из ремонта пассажирских вагонов приписного парка Забайкальского филиала ОАО "ФПК" плана января 2012 г. и февраля 2012 г., с указанием сроков подачи (20.12.2011 г. и 24.01.2012 г.) и выпуска вагонов из ремонта (16.01.2012 г. и 24.01.2012 г.), суд пришел к правомерному выводу о том, что согласованный сторонами график производства является неотъемлемой частью договора, в части согласования дополнительного срока выполнения принятых в соответствии с условиями договора обязательств по ремонту вагонов.
Кроме того, в материалы дела представлены акты приемки пассажирских вагонов, из которых следует, что стороны исполняли сроки подачи вагонов в ремонт и его выполнение, именно по Графики подачи и выпуска из ремонта пассажирских вагонов приписного парка Забайкальского филиала ОАО "ФПК" плана января 2012 г. и февраля 2012 г.
Таким образом, факт нарушения подрядчиком согласованных сторонами сроков выполнения работ, является установленным. Расчет подлежащей взысканию неустойки судом проверен и признан правильным.
При рассмотрении апелляционной жалобы оснований, предусмотренных законом, для отмены обжалуемого судебного акта не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 апреля 2013 года по делу N А10-4731/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
Н.В.Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4731/2012
Истец: ОАО "ФПК", ОАО Федеральная пассажирская компания Восточно-Сибирский филиал
Ответчик: ОАО Желдорреммаш