г. Владивосток |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А51-5036/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-5623/2013
на решение от 04.04.2013
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-5036/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад N 8" Партизанского городского округа (ОГРН 1032500800628, ИНН 2509201070)
о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН 1042503038467, ИНН 2536150266) от 14.12.2012 N 423/1/199 об устранении нарушений,
при участии:
от Муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад N 8" Партизанского городского округа: не явились;
от Отдела надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю: Сиротюк А.В., старший инспектор по доверенности от 29.12.2012 N 9850-2-4-22, сроком действия до 31.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад N 8" Партизанского городского округа (далее - МБДУ "Детский сад N 8" ПГО, заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (далее - Отдел, административный орган) от 14.12.2012 N 423/1/199 об устранении нарушений.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.04.2013 заявленные учреждением требования удовлетворены, предписание Отдела признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных МБДУ "Детский сад N 8" ПГО требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а так же неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что оснований для признания недействительным оспариваемого предписания у суда первой инстанции не имелось, поскольку здание детского сада имеет класс функциональной пожарной опасности - Ф 1.1 (Детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений), следовательно, положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) и СНиПа 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), распространяются при эксплуатации здания детского сада 1989 года постройки, принадлежащее заявителю.
Представитель Отдела в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт.
МБДУ "Детский сад N 8" ПГО в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащем отмене.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. Коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителя Отдела, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя учреждения.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
14.12.2012 на основании распоряжения от 10.12.2012 N 423 государственными инспекторами по пожарному надзору была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении МБДУ "Детский сад N 8" ПГО по адресу: Приморский край, г. Партизанск, ул. Тепличная, 4.
В ходе проверки проверяющими было установлено следующее нарушение - ширина эвакуационных выходов в свету составляет менее 1,20 м, чем нарушены требования статьи 151 Закона N 123-ФЗ и пункта 6.16. СНиП 21-01-97*.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 14.12.2012 N 423, на основании которого 14.12.2012 выдано Предписание N 423/1/199 на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Полагая, что предписание административного органа не соответствует нормам действующего законодательства, общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя Отдела, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба административного органа - удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно статье 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее Закон N 384-ФЗ) объектом технического регулирования в указанном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
При этом в пункте 6 статьи 3 Закона N 384-ФЗ закреплено, что данный федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены СНиП 21-01-97*.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* нормы и правила данного правового акта устанавливают общие требования противопожарной защиты помещения, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Требования СНиП 21-01-97* применяются, в том числе на стадии эксплуатации зданий, направлены на защиту жизни и здоровья граждан и подлежат соблюдению в отношении всех объектов независимо от периода их постройки.
Согласно пункту 5.21 СНиПа 21-01-97* здание детского сада в зависимости от способа его использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой имеет класс функциональной пожарной опасности - Ф 1.1.
Статьей 6 Закона N 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 6.16 СНиПа 21-01-97* для зданий детских дошкольных учреждений ширина эвакуационных выходов в свету из помещений зданий детских дошкольных учреждений должна быть не менее 1,20 м при числе эвакуирующихся более 15 человек.
Как установлено судом апелляционной инстанции из материалов дела, в ходе проверки проверяющими было установлено, что ширина эвакуационных выходов в свету составляет менее 1,20 м, чем нарушены требования статьи 151 Закона N 123-ФЗ и пункта 6.16. СНиП 21-01-97*.
Принимая во внимание, что в ходе проведения внеплановой проверки установлен факт нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, что подтверждено материалами дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований у Отдела для выдачи оспариваемого предписания.
При этом коллегия отклоняет доводы заявителя, что спорное здание было введено в эксплуатацию до принятия СНиП 21-01-97* и Закона N 123-ФЗ.
Учитывая, что в рассматриваемом случае речь идет о безопасности жизни и здоровья лиц, находящихся в указанных зданиях, принадлежащих учреждению, что не может быть поставлено под угрозу - то несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение безопасности указанных лиц, что создает, как полагает апелляционный суд, непосредственную угрозу для их жизни и здоровья и прямо подпадает под исключения, предусмотренные частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
Соответственно, принимая во внимание, что проверяемый объект относится к детским дошкольным учреждениям, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявителем нарушены требования пожарной безопасности.
С учетом изложенного требования МБДУ "Детский сад N 8" ПГО о признании недействительным предписания Отдела от 14.12.2012 N 423/1/199 об устранении нарушений, в силу положений статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции от 04.04.2013 подлежит отмене на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ как принятое при неправильном применении норм материального права.
Учитывая результаты рассмотрения спора, в соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины, понесенные учреждением в сумме 2 000,00 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.04.2013 по делу N А51-5036/2013 отменить.
В удовлетворении требований Муниципального бюджетного дошкольного учреждения "Детский сад N 8" Партизанского городского округа о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности Партизанского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю от 14.12.2012 N 423/1/199 "По устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5036/2013
Истец: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад N8" Партизанского городского округа
Ответчик: Главное Управление Центр Управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Приморскому краю, ОНД Партизанского ГО ГУ МЧС РФ по ПК, Отдел надзорной деятельности Партизанского городского округа Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Приморскому краю