г. Москва |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А41-13727/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "Квартет", ИНН: 7726523275) - Андреева Н.Ю., представитель по доверенности б/н от 01.04.2013,
от заявителя (ООО "М.К. Биос", ИНН: 7703291652) - Андреева Н.Ю., представитель по доверенности б/н от 01.04.2012,
от заявителя (ИП Цой Р.Д.) - Андреева Н.Ю., представитель по доверенности N 77АА8015967 от 05.12.2012,
от заинтересованного лица (Администрация города Щербинка Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц:
от Министерства обороны Российской Федерации - Соколова С.Ю., представитель по доверенности N 207/823д от 12.11.2012,
от Росимущества - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Департамента городского имущества города Москвы - Ефимов К.П., представитель по доверенности N ДГИ-Д-110/13 от 27.02.2013,
от ТУ Росимущества по г. Москве - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ОАО "Коммерческий Банк "Стройкредит" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-13727/11 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для арбитражного суда первой инстанции,
по заявлению ООО "Квартет", ООО "М.К. Биос" и ИП Цой Р.Д. к Администрации города Щербинка Московской области, при участии третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации, Росимущества, ТУ Росимущества по г. Москве, Департамента городского имущества города Москвы и ОАО "Коммерческий Банк "Стройкредит", об оспаривании действий и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Квартет" (далее - ООО "Квартет"), общество с ограниченной ответственностью "М.К. Биос" (далее - ООО "М.К.Биос") и индивидуальный предприниматель Цой Роберт Дмитриевич (далее - ИП Цой Р.Д.) обратились в Арбитражный суд Московской области с совместным исковым заявлением к Администрации города Щербинки Московской области (далее - Администрация) о признании необоснованным отказа в предоставлении земельного участка площадью 6 492 кв.м., с кадастровым номером 50:61:0020303:1, расположенного по адресу: Московская область, город Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14 в собственность по цене равной десятикратной ставке земельного налога; об обязании заключить с заявителями договор купли - продажи земельного участка площадью 6 492 кв.м., с кадастровым номером 50:61:0020303:1, расположенного по адресу: Московская область, город Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14 в собственность по цене равной десятикратной ставке земельного налога, что составляет 763 459 руб. 20 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.05.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, в которой просило оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 названного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы по существу, судом апелляционной инстанции было установлено, что решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях Росимущества, ТУ Росимущества по г. Москве, Департамента городского имущества города Москвы и ОАО Коммерческий Банк "Стройкредит", не привлеченных к участию в деле (п. 4 ч.4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, 09.08.1993 между собственником федерального имущества Строительным управлением Московского военного округа в лице Соломатина В.И. (продавец) и ЗАО совместное Российско-бельгийское предприятие "Союз Интернешнл" (покупатель) заключен договор купли-продажи N 7, согласно п. 1.1 которого продавец на основании письма Госкомимущества N ВС-13/4887 от 26.07.1993 продает, а покупатель покупает военный городок, расположенный по адресу пос. Остафьево Подольского района Московской области.
20.12.2001 право собственности на указанное имущество перешло к ООО "М.К. Биос" на основании договора купли-продажи от 20.12.2001.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю в указанный период было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно статьи 17 ЗК РФ право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
17.04.2006 принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
При этом с 01.07.2006 законодателем установлены подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона, а органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с пунктами 1, 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению и не указанные в Приложениях 1-3 к этому Постановлению, относятся к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество Вооруженных сил отнесено исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Неиспользование земельного участка по назначению не является основанием утраты на него права федеральной собственности.
Таким образом, распоряжение земельными участками, являющимися в силу закона федеральной собственностью с 01.07.2006 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", наделено Росимущество как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Также апелляционный суд учел тот факт, что с 01.07.2012 спорный земельный участок вошел к границы города Москвы, в соответствии с нормами Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2011 N 49-ПП, указанное лицо является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке, реализации государственной политики в области имущественных интересов города Москвы, выполнению полномочий собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы.
Исходя из предмета и основания заявленных требований, при рассмотрении спора по существу подлежит установлению орган, в полномочия которого входит принятие распорядительных документов о приватизации спорного земельного участка и заключения договора купли-продажи со стороны продавца государственной собственности, приятое решение затрагивает права Росимущества, ТУ Росимущества в г. Москве, Департамента городского имущества города Москвы.
Кроме того, согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРП от 31.08.2012 N 17/002/2012-525 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении испрашиваемого земельного участка зарегистрированы право аренды ООО "М.К. Биос" с 01.04.2002 по 31.03.2027 на основании договора аренды от 30.07.2002 N 97/2002, а также ипотека в пользу ОАО Коммерческий Банк "Стройкредит" на основании договора об ипотеке от 07.12.2007 N СК-115-01.
Таким образом, с момента возникновения права собственности у ООО "Квартет", ООО "М.К. Биос", ИП Цой Р.Д. на земельный участок на основании договора купли-продажи будет прекращено право аренды ООО "М.К. Биос" и, соответственно, обременение ипотекой, установленное в пользу ОАО Коммерческий Банк "Стройкредит".
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Росимущества, ТУ Росимущества по г. Москве и Департамент городского имущества города Москвы, поскольку решение суда первой инстанции затрагивает их права и законные интересы как лиц, наделенных полномочиями по распоряжению испрашиваемым земельным участком, а также ОАО Коммерческий Банк "Стройкредит", как лица, в пользу которого заключен договор ипотеки.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, определением от 25.04.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
В судебном заседании представители ООО "Квартет", ООО "М.К. Биос" и ИП Цой Р.Д. уточнили заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которым просят:
- признать необоснованным отказ Администрации г. Щербинки Московской области в предоставлении ООО "Квартет", ООО "М.К. Биос" и ИП Цою Р.Д. земельного участка площадью 6 492 кв.м. с кадастровым номером 50:61:0020303:1, расположенного по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, в собственность по цене, равной десятикратной ставке земельного налога;
- обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить ООО "Квартет", ООО "М.К. Биос" и ИП Цою Р.Д. в собственность за плату земельный участок, площадью 6 492 кв.м. с кадастровым номером 50:61:0020303:1, расположенного по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, в собственность по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, что составляет 763 459 руб. 20 коп.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения заявленный требований, с учетом принятых судом уточнений, возражали.
Администрация города Щербинка Московской области, Росимущество, ТУ Росимущества по г. Москве и ОАО "Коммерческий Банк "Стройкредит", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 09.08.1993 N 7 строительным управлением Московского военного округа выступающего продавцом от имени собственника федерального имущества и АОЗТ "Союз-Интернешнл" (покупателем) перешло право совбтенности на военный городок состоящий из столовой с подсобным помещением - 940 м2, медпункт, клуб, библиотека - 1 шт. - 2240 м2,, расположенный в пос. Остафьево, Подольского района Московской области.
согласно акту приемки-передачи территории и строений в военном городке Остафьево покупателю передано: казарма деревянная - 3 шт., гараж из шлакоблоков на три бокса со смотровой ямой для технического обслуживания и ремонта автомобилей - 1 шт., казарма деревянная на три отсека под медпункт, библиотеку и клуб - 1 шт., столовая с хозяйственными постройками - 1 шт., общая площадь территории земли - 2,0862 гектара.
Согласно представленному уставу ЗАО "Компания Интерстрой-Холдинг", последнее создано в результате реорганизации ЗАО Международная строительная компания "Союз Интренешнл."
Впоследствии ЗАО "Компания Интерстрой-Холдинг" было преобразовано в ООО "Компания Интерстрой-Холдинг-Р".
В соответствии с договором купли-продажи от 04.12.2001, заключенного между ООО "Компания Интерстрой-Холдинг-Р" и ООО "М.К.Биос", последнее приобрело на праве собственности следующие объекты недвижимости - нежилые здания, а именно: столовой, общей площадью 103,90 кв.м., инвентарный номер 3992 лит. Г; нежилое здание - кафе, общей площадью 141,40 кв.м., инвентарный номер 3992 лит. Д, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от 05.12.2001 серия 50АГ N 406486 и N 406485.
По условиями договора купли-продажи от 20.12.2001 ООО "Компания Интерстрой-Холдинг-Р" продало, а ООО "М.К.Биос" купило следующие объекты недвижимости - нежилые здания: склад (продовольственный), общей площадью 451,80 кв.м., инвентарный номер 3992 лит В; склад (вещевой), общей площадью 197,30 кв.м., инвентарный номер 3992, лит. Б, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от 25.12.2001 серия 50АГ N 613088 и N 613087.
Вышеназванным договорах купли-продажи недвижимости в качестве адреса места нахождения нежилых зданий указан адрес: Московская область, г. Щербинка, пос. Гарнизона Остафьево, а также в нарушение норм статьи 554 ГК РФ отсутствует указание на земельный участок на котором расположены отчужденные объекты недвижимости.
Как следует из материалов дела, 24.07.2002 Администрацией города Щербинка принято постановление N 392 о предоставлении в аренду земельного участка ООО "М.К.Биос" по адресу: г. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, в том числе литерА -строение 1, литер Б - строение 2, литер В - строение 3, литер Г строение 4, литер Д строение 5 в связи с куплей-продажей нежилых помещений договора купли-продажи от 04.12.2001 и от 20.12.2001, согласно которого Администрация, руководствуясь нормами статьи 552 ГК РФ постановила предоставить с 01.04.2002 ООО "М.К.Биос" в аренду земельный участок, общей площадью 6492 кв.м., в том числе под застройкой - 1 637 кв.м., из них: нежилые здания лит. А.Б.В.Д. - целевое назначение - организация производства продуктов питания - 1523 кв.м., нежилое здание лит. Г - целевое назначение - размещение магазина 114 кв.м., благоустройство территории - 4855кв.м., категории земли: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенное использование участка: организация производства продуктов питания, размещение магазина и благоустройство территории.
Во исполнение указанного ненормативного акта, аренды земельного участка, общей площадью 6 492 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, город Щербинка, улица Космонавтов, дом 14, с учетом дополнительного соглашения от 31.01.2003 N 1 на период с 01.04.2002 по 31.03.2027.
Указанный земельный участок площадью 6 492 кв.м. сформирован, границы участка определены, земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Договор N 97/2002 аренды земельного участка от 30.07.2002, зарегистрирован Московской областной регистрационной палатой в установленном законом порядке, о чем 03.09.2002 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись 50-01.61.02.2002-717.01.
Позднее на арендованном земельном участке ООО "М.К.Биос" были построены ряд объектов недвижимости.
ООО "М.К.Биос" согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 18.01.2007 принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, а именно, согласно: свидетельству 50 HAN1614453 складское здание, нежилое, 1- -этажный, общей площадью 468,10 кв.м., инв. N 339:105-3992, лит. Ж,Ж1 на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.12.2006, утвержденного постановлением Главы г. Щербинки от 27.12.2006 N 1060; свидетельству 50 HAN1614452 административно-складское здание, нежилое, 1- этажное, общей площадью 1328 кв.м., инв. N 339:105-3992, лит. Е, Е1 на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.12.2006, утвержденного постановлением Главы г. Щербинки от 27.12.2006 N 1062; свидетельству 50 HAN1614451 складское здание, назначение: нежилое, 1 - этажное, общая площадь 525,20 кв.м., инв. N 339:105-3992 лит. Г на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.12.2006, утвержденного постановлением Главы г. Щербинки от 27.12.2006 N 1063; свидетельству 50 HAN1614450 офисно-складское здание, назначение нежилое, 3 этажное с мансардой, общей площадью 596 кв.м. инв. N 339:105-3992, лит З на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.12.2006, утвержденного постановлением Главы г. Щербинки от 27.12.2006 N 1061; свидетельства 50 HAN1614464 офисное здание, назначение нежилое, 4 этажное с мансардой, общей площадью 869,70 кв.м., инв. N 339:105:3992 лит.Д на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 21.12.2006, утвержденного постановлением Главы г. Щербинки от 27.12.2006 N 1064.
28.06.2005 между ООО "М.К.Биос" и ООО "Квартет" заключен договор купли-продажи.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.09.2007 50 HAБ 348416 ООО "Квартет" принадлежит на праве собственности нежилое административно-производственное здание, назначение нежилое, 2-этажное, общей площадью 666,50 кв.м., инв. N 339:105-3992, лит. В,В1, расположенное по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, стр. 3.
29.06.2005 между ООО "М.К.Биос" и Цоем Р.Д. заключен договор купли-продажи нежилого здания литер "А" площадью 475,7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, строение 1 и нежилого здания литер "Б" площадью 185 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, строение 2.
Договор купли-продажи нежилого здания от 29.06.2005 зарегистрирован в установленном законом порядке, ИП Цою Р.Д. выданы свидетельства о государственной регистрации права на данные строения от 29.06.2005 50 АЗ N 046855 и 50АЗ N 046856.
30.03.2011, оформленным письмом N 596, Администрацией города Щербинки отказано в предоставлении ООО "М.К.Биос" испрашиваемого участка в собственность по тем основаниям, что как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 15.02.2011 NМО-11/ЗВ/1-37039, земельный участок с кадастровым номером 50:61:0020303:1 относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а в границах города Щербинки не может быть вышеуказанной категории земель, в связи с чем, в продаже земельного участка следует отказать.
Являясь собственниками строений и имея намерения приобрести в собственность земельный участок, на котором расположены вышеуказанные строения, ООО "М.К.Биос" и ООО "Квартет" и считая отказ Администрацией города Щербинки в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:61:0020303:1 незаконным, заявители обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования
не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование учреждения об обязании предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 названного Кодекса.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, до 1993 года на испрашиваемом земельном участке располагались объекты недвижимости военного городка и использовались вооруженными силами для размещения военнослужащих по месту прохождения военной службы в Московском военном округе.
В соответствии с пунктами 1, 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению и не указанные в Приложениях 1 - 3 к этому Постановлению, относятся к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество Вооруженных Сил отнесено исключительно к федеральной собственности.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Вместе с этим нормы статьи 3 названного Федерального закона от 07.07.2001 N 101-ФЗ устанавливают, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Одновременно с вышеизложенным следует отметить, что нормы статьи 5 Федерального закона от 07.07.2001 N 101-ФЗ устанавливают, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель особо охраняемых природных территорий местного значения;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 названного Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 названного Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;
земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, принимая решение о предоставлении земельного участка на праве аренды Администрация распорядилась имуществом - земельным участком, являющимся федеральной собственностью в силу закона.
Доводы заявителей о прекращении права собственности у Российской Федерации в силу пункта 11 статьи 35 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент заключения договора купли-продажи от 09.08.1993 N 7, подлежат отклонению, поскольку из буквального толкования указанной нормы следует, что действия указанной нормы распространяется на прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды, а именно: права коллективной собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды у местных Советов народных депутатов.
Доказательств передачи земельного участка площадью 2, 0862 га в муниципальную собственность в связи с заключением договора купли-продажи от 09.08.1993 N 7 в материалах дела не имеется и суду не представлено, а равно как не представлено правовых оснований со стороны Администрации подтверждающих ее право распоряжаться земельным участком, на котором ранее располагался военный городом Московского военного округа, в том числе и испрашиваемый земельный участок.
Из буквального толкования условий договора купли-продажи от 09.08.1993 N 7 не следует, что земельный участок на котором расположены отчуждаемые объекты недвижимости входящие в состав военного городка являлись предметом договора купли-продажи.
Таким образом Администрация правомерно отказала ООО "М.К.Биос" в предоставлении на праве собственности испрашиваемого земельного участка.
В Министерство обороны Российской Федерации, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 ООО "М.К.Биос" не обращалось.
Кроме того, согласно пунктам 1, 2 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.
При этом предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
ООО "М.К.Биос" просило предоставить на праве собственности земельный участок общей площадью 6 492 кв.м.
Доказательства обосновывающие площадь земельного участка, необходимого для использования ООО "М.К.Биос" объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, в соответствии с нормами действующего законодательства и с учетом размера недвижимого имущества, находящегося в их собственности, не представлено суду.
Более того, на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие также иным собственникам - ООО "Квартет " и ИП Цою Р.Д., которые представляют собой отдельно стоящие здания.
При этом следует отметить, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Квартет " и ИП Цою Р.Д. в установленном законом порядке обращались в уполномоченный на то орган с заявлением о выкупе земельного участка необходимого для использования, принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости, а также не представлено доказательств того, что принадлежащие ООО "М.К.Биос", ООО "Квартет " и ИП Цою Р.Д. отдельно стоящие объекты недвижимости расположены на неделимом земельном участке либо составляют единый имущественный комплекс.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворении заявленных требований, поскольку отказ Администрации в предоставлении ООО "М.К.Биос" земельного участка площадью 6 492 кв.м. с кадастровым номером 50:61:0020303:1, расположенного по адресу: Московская область, г. Щербинка, ул. Космонавтов, д. 14, оформленного письмом от 30.03.2011 N 596 не нарушает законных прав заявителя, так как право собственности на принадлежащие объекты недвижимости не оспорено в установленном законом порядке, а Администрация не вправе распоряжаться испрашиваемым земельным участком - являющийся федеральной собственностью, а требования ООО "Квартет " и ИП Цою Р.Д. также не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый отказ не нарушает их прав на выкуп земельного участка, в заявлением о выкупе земельных участков необходимых для использования объектов недвижимости принадлежащих на праве собственности в порядке статей 35,36 ЗК РФ указанные лица не обращались.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 266, частью 6.1 статьи 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2012 года по делу N А41-13727/11 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13727/2011
Истец: ИП Цой Р. Д., ООО "Квартет", ООО "М.К.Биос"
Ответчик: Администрация г. Щербинка
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, Министерство обороны РФ, ОАО Коммерческий Банк "Стройкредит", Росимущество, ТУ Росимущества по г. Москве, Управление Росреестра по г. Москве, ФГБУ "Кадастровая палата" по г. Москве, Администрация городского округа Щербинка в городе Москве