г. Москва |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А41-59162/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Сыбачиным А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Московской области
от 15.04.2013 по делу N А41-59162/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СоюзКапиталНедвижимость" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации в Московской области о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "СоюзКапиталНедвижимость" земельного участка площадью 285 989 кв.м., с кадастровым номером 50:44:0000000:15, имеющего местоположение: Московская область, город Фрязино, ул. Озерная, район оз. Большое; об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и заключить с обществом с ограниченной ответственностью "СоюзКапитагаНедвижимость" договор купли-продажи земельного участка площадью 285 989 кв.м., с кадастровым номером 50:44:0000000:15, имеющего местоположение: Московская область, город Фрязино, ул. Озерная, район оз. Большое, по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 2012 год, составляющей 1 194 647 руб. 55 коп., с подписанием акта приема-передачи указанного земельного участка,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СоюзКапиталНедвижимость" (далее - ООО "СоюзКапиталНедвижимость", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации в Московской области о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "СоюзКапиталНедвижимость" земельного участка площадью 285 989 кв.м., с кадастровым номером 50:44:0000000:15, имеющего местоположение: Московская область, город Фрязино, ул. Озерная, район оз. Большое; об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и заключить с обществом с ограниченной ответственностью "СоюзКапитагаНедвижимость" договор купли-продажи земельного участка площадью 285 989 кв.м., с кадастровым номером 50:44:0000000:15, имеющего местоположение: Московская область, город Фрязино, ул. Озерная, район оз. Большое, по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 2012 год, составляющей 1 194 647 руб. 55 коп., с подписанием акта приема-передачи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации в Московской области обратились с апелляционными жалобами в Десятый арбитражный апелляционный суд. Доводы апелляционных жалоб сводятся к следующему: земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, площадь испрашиваемого земельного участка не обоснована.
В судебное заседание не явились представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом уведомленного о дате и времени судебного заседания, в том числе путем размещения сведений на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда www.10aas.arbitr.ru и в картотеке арбитражных дел www.kad.arbitr.ru. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие представителей указанного лица.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации в Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления - отказать.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель 25.06.2012 обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области как к исполнительному органу государственной власти с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 285 989 кв.м., с кадастровым номером 50:44:0000000:15, имеющего местоположение: Московская область, город Фрязино, ул. Озерная, район оз. Большое. Уведомлением от 04.12.2012 заинтересованное лицо приняло решение об отказе в предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 285 989 кв.м., с кадастровым номером 50:44:0000000:15, имеющего местоположение: Московская область, город Фрязино, ул. Озерная, район оз. Большое, по основаниям, указанным в письме ФАУГИ от 16.11.2012 N ПП-10/52126 (т.2, л.д.49-51).
По мнению ФАУГИ, спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий и в силу пунктов 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ не подлежит передаче в частную собственность.
Общество, посчитав, что данный отказ нарушает его законные права и интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Московской области решением от 15.04.2013 года заявленные требования удовлетворил. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации в Московской области обратились с апелляционными жалобами в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По правилу, установленному статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с абз.2 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 427 -ФЗ), до 01.07.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, объекты недвижимого имущества до приобретения их обществом принадлежали ФГУП "Научно-производственное предприятие "Исток"" и находились в собственности Российской Федерации.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что заявителю принадлежат на праве собственности 54 объекта недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке.
Согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:44:0000000:15, он относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - особо охраняемые территории (под профилакторием и детским оздоровительным лагерем) (т.1, л.д.31).
Согласно выписке из ЕГРП спорный земельный участок находится в федеральной собственности.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставления его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 427 -ФЗ) и п.1 ч.3 ст. 12 Закона от 07.06.1996 N23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (в ред. законов Московской области от 11.02.2010 N 10/2010-ОЗ, от 17.02.2012 N 11/2012-ОЗ) до 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается - коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Обществом заявлено требование о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "СоюзКапиталНедвижимость" земельного участка. Указанное решение оформлено уведомлением об отказе в предоставлении государственной услуги от 04.12.2012 N ЗИИ/04-12722. В обоснование оспариваемого решения Территориальное управление указало на письмо ФАУГИ от 16.11.2012 N ПП-10/52126, указывающее на единственное основание предоставления испрашиваемого земельного участка - отнесение земельного участка к землям, ограниченным в обороте.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что доводы Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого обществом земельного участка со ссылкой на положения пунктов 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
На основании пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, особо охраняемые природные территории входят в состав категории земель особо охраняемых территорий.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется, согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому земельный участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения. В отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса не установлены ограничения в обороте.
Поскольку спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых территорий, включающей в себя земли особо охраняемых природных территорий, то запрет на предоставление в частную собственность, установленный пунктами 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, к нему не применяется.
Также не содержит ограничений на предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка пункт 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно указанному пункту в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Указанная правовая позиция соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 13763/11 по делу N А43-22536/2010.
В соответствии с генеральным планом городского округа Фрязино, испрашиваемый земельный участок включен в рекреационную зону под объектами отдыха.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованные лица не представили суду доказательства, свидетельствующие об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий.
В силу статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты входят в состав земель рекреационного назначения. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Поскольку статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено ограничений в обороте земельных участков рекреационного назначения, то и ссылка заинтересованных лиц на указанную правовую норму в обосновании отказа в предоставлении земельного участка в собственность является необоснованной, следовательно, такой отказ является незаконным.
Поскольку заявитель обратился за выкупом спорного земельного участка в надлежащем порядке в установленный нормативными актами срок, т.е. до 1 июля 2012 года, а необоснованный отказ от предоставления земельного участка в собственность повлек для заявителя пропуск указанного срока, что ухудшило положение заявителя в части приобретения участка на льготных условиях, то является обоснованным требование заявителя о восстановлении своего нарушенного права путем понуждения заинтересованных лиц о заключении договора купли-продажи земельного участка по цене два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.
Предоставление земельного участка, занятого объектами недвижимости, возможно при наличии доказательств, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 данной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 04.12.2012 N ЗИИ/04-12722 не содержит возражений заинтересованного лица по поводу размера предоставляемого земельного участка.
В обосновании площади истребуемого земельного участка обществом представлено заключение экспертизы, проведенной по предложению суда (т.1, л.д.1, т.2, л.д.64-118)
В экспертном заключении указано, что территория служит для создания благоприятных условий отдыха и оздоровления детей и взрослых.
Кроме того экспертом сделан вывод о том, что использование данной территории в целях, не связанных с размещением объектов рекреационного значения, не допускается, а использование данной территории для размещения объектов, не связанных с детским лагерем и профилакторием, невозможно.
Эксперт указывает, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости детского лагеря и профилактория, расположенного по адресу: г. Фрязино, ул. Озерная, вл. 7, право собственности на которые зарегистрировано на ООО "СоюзКапиталНедвижимость", составляет 285989 кв. м.
На основании проведенного исследования, эксперт пришел к выводу о том, что границы земельного участка необходимого для использования объектов недвижимости совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 50:44:0000000:15, сведения о которых содержаться в Государственном кадастре недвижимости.
Следовательно, площадь земельного участка с кадастровым номером 50:44:0000000:15 соответствует и необходима в испрашиваемом размере для использования по назначению 54 объектов недвижимого имущества заявителя. Размер земельного участка соответствует нормам отвода земель для его использования и не противоречит правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Возражений по экспертному заключению в суд первой инстанции заинтересованные лица не направляли, о проведении иной (судебной) экспертизы ходатайство не заявляли ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Из представленного заявителем Акта проверки, составленного комиссией заинтересованного лица 05.06.2012, следует, что все 54 объекта недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности используются им как единый имущественный комплекс - детский оздоровительный лагерь. Иные объекты, в том числе принадлежащие третьим лицам, на земельном участке отсутствуют (т.1, л.д.33-38)
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что для использования всех объектов заявителя, расположенных на спорном земельном участке, необходим единый (неделимый) земельный участок.
Довод ТУ ФАУГИ об отсутствии у него полномочий по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность, отклоняется судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункты 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66, согласно которым территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Московской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с п.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Иных доводов, не являвшихся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом Российской Федерации в Московской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2013 г. по делу N А41-59162/12 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59162/2012
Истец: ООО "СоюзКапиталНедвижимость"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению имуществом Российской Федерации
Третье лицо: ФАУГИ в Московской области