г. Вологда |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А44-6791/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от истца Буровенкова А.В. по доверенности от 09.01.2013 N 2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством организации видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, материалы дела N А44-6791/2012 по иску открытого акционерного общества "СЗППК" к Новгородской области в лице Комитета транспорта Новгородской области, Комитету финансов Новгородской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 369 291 руб. 30 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1067847492888; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Новгородской области лице Комитета транспорта Новгородской области (ОГРН 1095321000180), Комитета финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094) о взыскании за счет казны Новгородской области убытков (потери в доходах) в размере 1 369 291 руб. 30 коп., возникших в результате установления в 2011 году льгот по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16 января 2013 года исковые требования удовлетворены частично. С Новгородской области в лице Комитета финансов Новгородской области за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 55 219 руб. 57 коп., а также 1 076 руб. 45 коп. в возмещение судебных расходов, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его изменить в части взыскания непризнанной суммы убытков (потерь в доходах) в размере 1 314 071 руб. 73 коп., а также в части расходов на уплату государственной пошлины. Податель жалобы считает, что Новгородская область приняла на себя полномочия по предоставлению льгот обучающимся (в том числе и обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений, поддержка которых относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти) на проезд железнодорожным транспортом необоснованно, поскольку Российская Федерация льготу не устанавливала и обязанность финансировать данную льготу на Новгородскую область за счет казны Российской Федерации не возлагала. Таким образом, представление льгот обучающимся является правом, а не обязанностью субъектов Российской Федерации и обязательства по возмещению потерь в доходах перевозчика в полном объеме возлагаются исключительно на субъект Российской Федерации - Новгородскую область.
В связи с наличием оснований для безусловной отмены судебного акта, определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2013 года апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными в части взыскания убытков и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Комитетом транспорта и связи Новгородской области (Заказчик) и Обществом (Исполнитель, Перевозчик) заключен договор от 15.08.2011 N 176 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, предметом которого являлось предоставление Заказчиком в 2011 году субсидий на компенсацию потерь в доходах Перевозчика в связи с принятием областного закона от 05.05.2011 N 993-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников".
В соответствии с условиями договора Перевозчик обязался оказывать услуги по перевозке на возмездной основе железнодорожным транспортом пригородного сообщения обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся общей формы обучения образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального и высшего профессионального образования с 01 января 2011 года по 15 июня 2011 года включительно и с 1 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно с предоставлением льгот и оформлением разовых проездных документов (билетов); оформлять разовые проездные билеты с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Новгородской области.
Право на льготу предоставляется независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ежемесячно предоставленными Обществом отчетами о потерях в доходах за 2011 год, Общество оказывало услуги по перевозке льготных категорий пассажиров. За 2011 года было оформлено 138 480 проездных билетов. Потери в доходах Общества за 2011 год составили 7 320 391 руб. 30 коп.
Новгородской областью в возмещение потерь возмещено Обществу 5 951 100 руб., из них 5 640 300 руб. - за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета, и 310 800 руб. - за счет средств бюджета Новгородской области.
Возмещение потерь, связанных с предоставлением льгот на проезд железнодорожным транспортом обучающимся, не в полном объеме, послужило основанием для обращения Обществом в арбитражный суд с иском к Новгородской области.
Судом первой инстанции исковые требования признаны частично обоснованными по праву и размеру.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания убытков, возникших в результате установления в 2011 году льгот по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Согласно пункту 2 Правил условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт "а"); заключение договора с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах (подпункт "б"); наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия (подпункт "в").
Согласно указанным Правилам доля расходных обязательств Новгородской области по финансированию льгот установлено в размере 5 %. Пункт 7 Правил устанавливает то, что предоставление субсидий уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95% расходного обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2011 N 532 "О субсидиях, предоставляемых в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" утвержден размер субсидий, в соответствии с которым Новгородской области выделено 5 640 300 рублей субсидий.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 Новгородской областью принят областной закон от 05.05.2011 N 993-ОЗ "О внесении изменения в областной закон "О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников", которым устанавливаются меры социальной поддержки в виде 50 % скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Новгородской области с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно и с 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно.
В соответствии с областным законом Новгородской области принято Постановление администрации Новгородской области от 23.06.2011 N 264 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате установления меры социальной поддержки обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, обучающимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в 2011 году" (далее - Порядок). Пунктом 2 Порядка Комитет транспорта и связи Новгородской области как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на 2011 год.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 19 указанного Постановления также разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 11 июля 2006 года N 353-О "По запросу Псковского областного суда о проверке конституционности положений преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Отнесение защиты прав и свобод человека, социальной защиты к совместному ведению означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. При этом, по смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя регулирование вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий. Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении указанных полномочий.
Подобного рода перераспределение части полномочий осуществляется в рамках определенного Конституцией Российской Федерации предмета совместного ведения, который сам по себе не меняется, а потому передача субъектам Российской Федерации тех или иных полномочий по решению отдельных вопросов, входящих в сферу совместного ведения, не означает их отнесение к исключительному ведению субъектов Российской Федерации.
Из пункта 16 ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Указанные требования распространяются также на указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Социальная защита и социальное обеспечение относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Между тем пунктом 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения, к которым относится социальная защита и социальное обеспечение, не отнесено решение вопросов о социальное поддержке обучающихся, предоставлении льгот обучающимся на проезд железнодорожным транспортом
Кроме того, пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Порядок определения расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также установлен статьями 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из абзацев 2, 3 и 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Из пунктов 2 и 4 этой же статьи следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В то же время, расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 настоящего Кодекса.
Как указано судом выше в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальная политика, к которой относится социальная поддержка обучающихся, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В рамках совместного ведения статьей 28 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предполагает разграничение соответствующих финансовых обязательств при осуществлении указанных полномочий.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий субъектам Российской Федерации условиями предоставления субсидий было наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливалось независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт "а").
Законом N 393-ОЗ была предусмотрена на 2011 год льгота на проезд обучающихся всех видов и форм учебных заведений, при этом социальная поддержка обучающихся, воспитанников федеральных государственных образовательных относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в рамках предметов совместного ведения.
Таким образом, областным законом во исполнение постановления Правительства Российской Федерации была установлена мера социальной поддержки обучающимся в виде льготы на проезд железнодорожным транспортом, в том числе и в отношении обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений, поддержка которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения.
Принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативного акта во исполнение Постановления Правительства при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета на основании абзаца 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выделить льготы обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений или обучающихся средних учебных заведений, иных учащихся не представляется возможным, поскольку законодательством не предусмотрен льготных категорий учащихся в зависимости от формы собственности учебного заведения, его уровня (регионального, федерального или местного) и его вида.
Правительство Российской Федерации, принимая Правила предоставления субсидий на компенсацию потерь в результате предоставления льгот как обучающимся, воспитанникам федеральных государственных образовательных, а также учащихся иных учебных заведений определило источники финансирования обязательств в пропорции - 95 процентов за счет субсидии из федерального бюджета (пункт 7 Правил предоставления субсидий), соответственно, в остальной части - обязательство подлежит финансированию из регионального бюджета.
Как следует из материалов дела дополнительные потери в доходах Общества, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся, в 2011 году составили 7 320 391 руб. 30 коп. Новгородской областью в возмещение потерь было возмещено Обществу 5 951 100 руб., из них, 5 640 300 руб. за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета, и 310 800 руб. - за счет средств бюджета Новгородской области.
Учитывая изложенное, дополнительные потери в доходах Общества, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся, в 2011 году подлежат возмещению: 55 219 руб. 57 коп. за счет средств бюджета Новгородской области и 1 314 071 руб. 73 коп. за счет бюджета Российской Федерации.
В возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 26 692 руб. 92 коп. отказать, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска в суде первой инстанции предусмотренные частью 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взыскания с ответчиков по 1000 руб. с каждого.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 января 2013 года по делу N А44-6791/2012 отменить.
Взыскать с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет средств казны Новгородской области в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" 55 219 руб. 57 коп.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" 1 314 071 руб. 73 коп.
Взыскать с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6791/2012
Истец: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Новгородская область в лице Департамента Финансов Новгородской области, Новгородская область в лице Комитета транспорта Новгородской области
Третье лицо: Министерство Финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Новгородской области