Тула |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А54-5540/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании дело N А54-5540/2012 по исковому заявлению федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1020300983702) к обществу с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС" (ОГРН 1086230003177), индивидуальному предпринимателю Тяжельникову Владимиру Александровичу, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "НТК Форклифт", общество с ограниченной ответственностью "ЛогЛаб", о возмещении вреда в сумме 158 864 руб. 80 коп., установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС" о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал", в сумме 158 864 руб. 80 коп.
Решением арбитражного суда от 31.10.2012 исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС" в пользу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" взыскано в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал", в сумме 158 864 руб. 80 коп., а также в счет возмещения расходов по госпошлине 5 765 руб. 94 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Считает, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, в подтверждение этого приложил договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации от 01.09.2010 N 3 АР-ФЛ/10, акты приема-придачи от 20.09.2010. (т. д. 2 л. д. 93-114).
Руководствуясь ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ, учитывая наличие оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, определением от 04.02.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ, назначил предварительное судебное заседание на 28.02.2013. Указанным определением суд привлек индивидуального предпринимателя Тяжельникова Владимира Александровича к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 28.05.2013 на основании части 6 статьи 46 АПК РФ ИП Тяжельников В.А. привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Как следует из материалов дела, 25.04.2011 на стационарном посту весового контроля, расположенного на 443-м км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-55 "Байкал" (СПВК N 37), было выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством, принадлежащим ООО "Евро-Лизинг РУС" - "Ман", государственный регистрационный знак Х 500 ОН 62 с прицепом "Кроун" государственный регистрационный знак АК135458, о чем был составлен акт N 1163.
Согласно акту от 25.04.2011 N 1163 в нарушение ст. 12.21.1 ч. 1 КоАП РФ, фактические осевые нагрузки транспортного средства по первой и второй осям превышали допустимые, что отражено в пункте 10 акта. Данный акт подписан водителем Онегиным Е.В. и сотрудником ГИБДД.
Компенсация за нанесенный ущерб согласно представленному истцом расчету (произведен на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 г. N 934 и Приказом Росавтодора от 09.03.2011 г. N 21) составила 158 864 руб. 80 коп.
Неоплата ответчиком указанной суммы в добровольном порядке явилась основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу п. 11, 13 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Как следует из п. 1, 2 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах, временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: 1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок)
Пунктом 19 Порядка осуществления временных ограничений предусмотрено, что в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
На основании ч. 8 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются правительством российской федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила), которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Согласно п. 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется федеральным дорожным агентством (Росавтодор).
Для эффективной реализации контроля за грузовыми перевозками по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения Росавтодор и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) заключили Соглашение "О взаимодействии сторон по использованию имущества при проведении весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, на стационарных пунктах весового контроля" от 15.02.2008 N ГК-21/3-571.
Ространснадзор осуществляет весовой контроль автотранспортных средств, выполняющих перевозки грузов, в результате, которого составляется Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. Полученные данные предоставляются в адрес Росавтодора в виде ежемесячных отчетов о выявленных нарушениях действующих нормативных правовых актов, регламентирующих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов - п. 2.1 Соглашения.
Согласно Уставу (п. 1.2) ФКУ Упрдор "Южный Байкал" является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения.
В силу п. 3.3.6 и п. 3.4 Устава к обязанностям истца относится согласование перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения, а также осуществления контроля за полноту и своевременность уплаты пеней и штрафов по ним (т. д. 1 л. д. 21-23).
В соответствии с Приказом Росавтодора от 09.03.2011 N 21, в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог, вызванной их переувлажнением в весенний период, в период с 25 марта по 25 июня 2011 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
Факт превышения максимально допустимой нагрузки на оси транспортного средства - "Ман", государственный регистрационный знак Х 500 ОН 62 с прицепом "Кроун" государственный регистрационный знак АК135458 при движении по федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал", подтверждается материалами дела, в том числе актом от 25.04.2011 N 1163.
Представленный истцом расчет вреда за превышение значений предельно допустимых нагрузок на каждую ось транспортного средства, произведенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, проверен судом и признан верным.
Доказательств наличия специального разрешения на движение транспортных средств, а также внесения платы в счет возмещения вреда суду не представлено.
Полномочия истца на предъявление иска подтверждены материалами дела.
Как было указано выше, согласно п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления и т.д.).
Указанная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.08.2012 по делу N А08-9779/2011.
Собственником автомобиля "Ман", государственный регистрационный знак Х 500 ОН 62 с прицепом "Кроун" государственный регистрационный знак АК135458, является общество с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС", что подтверждается имеющимися в деле доказательствами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Вместе с тем из представленных в дело доказательств - договора аренды транспортного средства без экипажа от 01.09.2010 N 3 АР-ФЛ/10, актов приема-передачи транспортных средств от 01.09.2010 к указанному договору, следует, что на дату составления акта от 25.04.2011 N 1163 указанные транспортные средства находились в аренде у ИП Тяжельникова Владимира Александровича.
Срок действия договора аренды от 01.09.2010 до 01.09.2013.
Соответственно, с учетом вышеприведенных норм и обстоятельств дела, владельцем транспортного средства "Ман", государственный регистрационный знак Х 500 ОН 62 с прицепом "Кроун" государственный регистрационный знак АК135458 по состоянию на дату фиксации нарушения - 25.04.2011 являлся ИП Тяжельников Владимир Александрович.
Доказательств того, что фактическим владельцем названного автомобиля на дату нарушения являлся ООО "Евро-Лизинг РУС" в материалы дела не представлено, равно как не представлено доказательств незаключённости или недействительности договора аренды от 01.09.2010 N N 3 АР-ФЛ/10.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании 158 864 руб. 80 коп. в счет возмещения ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге М-55 "Байкал", подлежит удовлетворению с индивидуального предпринимателя Тяжельникова Владимира Александровича.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующим в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по иску относятся на индивидуального предпринимателя Тяжельникова Владимира Александровича, по апелляционной жалобе подлежат взысканию с истца в пользу ООО "Евро-Лизинг РУС".
Руководствуясь статьей 110, частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 31.10.2012 по делу N А54-5540/2012 отменить.
В удовлетворении исковых требований федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" к обществу с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС" о взыскании 158 864 руб. 80 коп. в возмещение ущерба, а также взыскании 5 765 руб. 95 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Тяжельникова Владимира Александровича в пользу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" 158 864 руб. 80 коп. в возмещение вреда, а также 5 765 руб. 95 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС" 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5540/2012
Истец: ФКУ Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Евро-Лизинг РУС"
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "НТК форклифт", общество с ограниченной ответственностью "ЛогЛаб", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области, Управление ГИБДД МВД России по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6283/12
27.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6283/12
28.02.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6283/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5540/12
31.10.2012 Решение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6283/12