г. Санкт-Петербург |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А26-11041/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пономаревым П.Н.
при участии:
от заявителя: извещён, не явился,
от заинтересованного лица: извещён, не явился,
от 3-х лиц: извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9780/2013) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2013 по делу N А26-11041/2012 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению Администрации Питкярантского муниципального района
заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
3-и лица: 1. ИП Сонгина Ирина Юрьевна, 2. ГУП РК РГЦ "Недвижимость", 3. Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права аренды,
установил:
Администрация Питкярантского муниципального района (ОГРН: 1021000906079, Республика Карелия, Питкярантский район, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 13; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН: 1041000051784; Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31; далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа от 28.09.2012 в государственной регистрации права аренды и обязании осуществить государственную регистрацию права аренды по договору на сдачу в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Питкярантского муниципального района, от 05.03.2012 N 1-12.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 24 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены - индивидуальный предприниматель Сонгина Ирина Юрьевна (далее - индивидуальный предприниматель), Государственное унитарное предприятие Республики Карелия Республиканский государственный центр "Недвижимость" (далее - ГУП РК РГЦ "Недвижимость").
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 12 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен - филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия (далее - Филиал).
Решением суда от 22.03.2013 заявление Администрации удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на правомерность отказа в проведении государственной регистрации договора аренды, поскольку заявитель не представил на государственную регистрацию кадастровый паспорт помещения с указанием размера арендуемой площади.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.03.2012 Администрация (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Сонгина И.Ю. (арендатор) заключили договор N 1-12 на сдачу в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Питкярантского муниципального района, а именно, часть помещения торгового зала площадью 16, 5 кв.м., расположенного в составе встроенных нежилых помещений торгового комплекса на первом этаже жилого дома по адресу: город Питкяранта, улица Гоголя, дом 7.
10 сентября 2012 года данный договор представлен Администрацией в Сортавальский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия для проведения процедуры государственной регистрации права.
Письмом от 28.09.2012 N 07/006/2012-455 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды от 05.03.2012 N 1-12.
Полагая, что отказ Управления в государственной регистрации договора аренды незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление Администрации.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о регистрации).
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных Законом о регистрации, является непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона о регистрации в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, предоставляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.
Из материалов дела следует, что кадастровый паспорт на все помещение торгового комплекса представлялся в регистрирующий орган при государственной регистрации права собственности Администрации на нежилые помещения Торгового комплекса площадью 1414,4 кв.м, расположенные в подвале и на первом этаже жилого дома по адресу: г.Питкяранта, ул.Гоголя, д.7, после осуществления которой Администрации было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.08.2009 10 АБ 255787.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона о регистрции представление кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный данным Законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Вместе с тем согласно позиции Управления отказ в регистрации договора аренды от 05.03.2012 N1-12 обусловлен непредставлением заявителем кадастрового паспорта помещения с указанием арендуемой площади (части арендуемого помещения).
Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, сведения в который по смыслу пункта 3 статьи 1 данного Закона вносятся на основании государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, передача в аренду части нежилого помещения не ведет к изменению характеристик такого объекта, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости.
ГУП РК РГЦ "Недвижимость" письмом от 24.11.2011 N 5492 сообщило Администрации о невозможности изготовления кадастрового паспорта на часть помещения, если данная часть помещения не является обособленной или выделенной.
Таким образом, поскольку в данном случае арендуемая часть нежилого помещения не является выделенной (отсутствуют какие-либо стены или перегородки), требование Управления о предоставлении кадастрового паспорта с указанием арендуемой необособленной части помещения (арендуемой площади) не может быть признано правомерным.
В представленном на государственную регистрацию договоре аренды, заключенном на срок более одного года, а также в приложении N 2 к договору (выкопировка из технического паспорта) содержатся данные, позволяющие определенно установить имущество, передаваемое арендатору в качестве объекта аренды в виде части помещения. Индивидуализация недвижимого имущества как объекта арендных отношений для целей государственной регистрации осуществляется компетентными органами в процессе кадастрового и технического учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимости. При техническом учете происходит описание реально существующего объекта недвижимости, при этом объективными границами недвижимости являются конструктивные элементы зданий и сооружений - стены, перегородки, потолки и т.п., что является не только описанием, но и подтверждением юридического факта существования предмета аренды. Договор аренды и приложение N 2 к договору содержат номера части помещения и описание его точного местоположения в помещении, что позволяет индивидуализировать объект.
Таким образом, следует признать, что Администрация, указав в договоре аренды данные, позволяющие идентифицировать объект аренды, с приложением к договору поэтажного плана, являющегося выкопировкой из технического паспорта, с указанием номеров, размера и площади арендуемых помещений, выполнила требования пункта 3 статьи 26 Закона о регистрации.
На основании изложенного отказ Управления в государственной регистрации договора аренды от 05.03.2012 N 1-12 является неправомерным.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2013 по делу А26-11041/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11041/2012
Истец: Администрация Питкярантского муниципального района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Третье лицо: ГУП РК РГЦ "Недвижимость", ИП Сонгина Ирина Юрьевна, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия