г. Чита |
|
4 марта 2013 г. |
Дело N А19-6547/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Сидоренко В.А., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Славянка" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года по делу N А19-6547/2012 по заявлению Открытого акционерного общества "Славянка" (адрес места нахождения: г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3; ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386) к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36а; ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене постановления от 28 декабря 2011 года N 1-662/11 по делу об административном правонарушении
(суд первой инстанции: Ананьина Г.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 28 декабря 2011 года N 1-662/11 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Славянка" пропущен установленный законом срок подачи заявления об оспаривании решения административного органа, при этом ходатайство о его восстановлении не заявлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Славянка" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своей позиции Общество указывает на то, что при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, необходимо руководствоваться частью 3 статьи 113 АПК Российской Федерации, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. В рассматриваемом случае оспариваемое постановление получено Обществом не 2 марта 2012 года, как ошибочно посчитал суд первой инстанции, а 13 марта 2012 года. Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не учтены письма УФПС г. Москва - филиала ФГУП "Почта России" от 4 июня 2012 года N У/СМ-2661 и от 18 июня 2012 года N 80-2/3-17А-13/С-589, подтверждающие позицию ОАО "Славянка" о неполучении им 2 марта 2012 года оспариваемого постановления.
В отзыве от 14 февраля 2013 года на апелляционную жалобу Служба выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200058465423 и N 67200058465447, а также отчетом о публикации 23 января 2013 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, ОАО "Славянка" зарегистрировано в качестве юридического лица 7 декабря 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1097746264219 (т. 1, л.д. 112).
ОАО "Славянка" является специализированной организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда, переданного ему в управление, то есть обязательства по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилого фонда в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
2 августа 2010 года между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ОАО "Славянка" (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации N 1-УНСФ, по условиям которого Общество (управляющая компания) обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в Сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, передаваемого в управление управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность (т. 1, л.д. 54-66).
На основании распоряжения от 7 октября 2012 года N 2224ср-п (т. 1, л.д. 47-49) должностным лицом Службы в период с 19 октября по 3 ноября 2012 года в отношении ОАО "Славянка" проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения правил содержания жилых домов и жилых помещений.
При проведении проверки был обследован жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район, п. Средний, д. 18.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений:
- неисправность наружного водостока кровли (частично отсутствуют отметы, расположены выше допустимой отметки), чем нарушены требования пунктов 4.2.1.11 и 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
- нарушение температурно-влажностного режима лестничных клеток (отсутствует отопление 3 подъезд), что является нарушением требований пунктов 3.2.1., 3.2.2. и 4.8.14. Правил N 170;
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 3 ноября 2011 года N 2224/11 (т. 1, л.д. 37-45) и протокол об административном правонарушении от 30 ноября 2011 года N 2224/11-8 (т. 1, л.д. 34-35).
Постановлением от 28 декабря 2011 года N 1-662/11 по делу об административном правонарушении ОАО "Славянка" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 000 рублей (т. 1, л.д. 29-30).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о пропуске Обществом установленного срока на оспаривание постановления административного органа, исходя из следующего.
В соответствии с АПК Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные данным Кодексом или иными федеральными законами (часть 1 статьи 113); с истечением процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий (часть 1 статьи 115).
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Таким образом, как АПК Российской Федерации, так и КоАП Российской Федерации установлен десятидневный срок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что постановление Службы от 28 декабря 2011 года N 1-662/11 по делу об административном правонарушении было направлено в адрес ОАО "Славянка" 21 февраля 2012 года заказным письмом 66401147704213, которое было получено Обществом 2 марта 2012 года.
Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющейся в материалах дела копией почтового уведомления 66401147704213, на котором имеется оттиск почтового штемпеля и роспись лица, его получившего - Щелкановой (т. 1, л.д. 27-28).
Следовательно, с заявлением об оспаривании данного постановления ОАО "Славянка" должно было обратиться в арбитражный суд не позднее 19 марта 2012 года.
Однако фактически рассматриваемое заявление, датированное 20 марта 2012 года (то есть уже за пределами десятидневного срока), было подано Обществом в Арбитражный суд Иркутской области только 22 марта 2012 года (т. 1, л.д. 7).
Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 АПК Российской Федерации, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле; такое ходатайство подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие, рассматривается в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, и его разрешение предшествует осуществлению соответствующего процессуального действия за пределами пропущенного срока.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
Частью 2 статьи 208 АПК Российской Федерации и частью 2 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Таким образом, восстановление арбитражным судом пропущенного срока на оспаривание постановления административного органа возможно только при наличии обоснованного ходатайства заявителя, без такого ходатайства у суда не имеется законных оснований для восстановления пропущенного срока. Иное бы нарушало установленный статьей 8 АПК Российской Федерации принцип равноправия сторон.
В рассматриваемом случае ОАО "Славянка" ни перед судом первой инстанции, ни перед судом апелляционной инстанции не ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока и не указывало причин, которыми был вызван пропуск срока и которые могли бы быть признаны уважительными.
В силу части 2 статьи 9 АПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 октября 2006 года N 7830/06, от 31 октября 2006 года N 8837/06 и от 23 января 2007 года N 11984/06 и от 6 ноября 2007 года N 8673/07 разъяснено, что пропуск установленного законом срока служит достаточным аргументом и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (в том числе и об оспаривании решения административного органа).
Заявитель апелляционной жалобы считает, что срок на оспаривание постановления административного органа им не пропущен, поскольку постановление было получено не 2 марта 2012 года, а 13 марта 2012 года.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на письма УФПС г. Москва - филиала ФГУП "Почта России" от 4 июня 2012 года N У/СМ-2661 и от 18 июня 2012 года N 80-2/3-17А-13/С-589, из которых следует, что почтовое отправление N 66401147704213 поступило 1 марта 2012 года в адресное отделение почтовой связи 129110 и 2 марта 2012 года выдано представителю ОАО "Гостиничный комплекс "Славянка" по годовой доверенности от 13 февраля 2012 года N 31 Пигалициной Ольге Михайловне (т. 2, л.д. 3).
К названным доказательствам суд апелляционной инстанции относится критически ввиду следующего.
На основании статьи 68 АПК Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно имеющемуся в материалах дела почтовому уведомлению N 66401147704213 заказное письмо получено не Пигалициной О.М., а Щелкановой (т. 1, л.д. 27-28), в связи с чем суд апелляционной инстанции не может признать достоверными сведения, содержащиеся в письмах УФПС г. Москва - филиала ФГУП "Почта России" от 4 июня 2012 года N У/СМ-2661 и от 18 июня 2012 года N 80-2/3-17А-13/С-589.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2012 года по делу N А19-6551/2012 установлено, что заказное письмо N 66401147704213 было получено именно Щелкановой (т. 2, л.д. 19-29).
В силу части 2 статьи 69 АПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что настаивая на достоверности сведений, изложенных в письмах УФПС г. Москва - филиала ФГУП "Почта России" от 4 июня 2012 года N У/СМ-2661 и от 18 июня 2012 года N 80-2/3-17А-13/С-589 (о получении заказного письма Пигалициной О.М., действующей на основании доверенности иного юридического лица), ОАО "Славянка" противоречит своей же позиции, изложенной в уточнении заявления от 24 декабря 2012 года, в котором оно указало, что заказное письмо было получено 2 марта 2012 года Щелкановой Д.В. и передано Обществу 13 марта 2012 года, в обоснование чего представило письменное объяснение Щелкановой (т. 2, л.д. 58-60).
Относительно данного довода (передачи Щелкановой Д.В. копии оспариваемого постановления Обществу) суд первой инстанции обоснованно отметил, что отметка о получении входящей корреспонденции стоит лишь на постановлении от 28 декабря 2012 года N 1-655/11 (получено ОАО "Славянка" 13 марта 2012 года, входящий номер 867), которое не обжалуется в рамках рассматриваемого дела.
Между тем, на постановлении от 28 декабря 2012 года N 1-662/11, которое оспаривается в рамках настоящего дела, отметка о получении Обществом этого постановления 13 марта 2012 года отсутствует.
Таким образом, представленные Обществом в материалы дела объяснение Щелкановой Д.В. от 28 апреля 2012 года и акт приема-передачи документов от 13 марта 2012 года не свидетельствуют о соблюдении заявителем процессуального срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК Российской Федерации, поскольку не являются доказательствами, подтверждающими вручение Обществу копии оспариваемого постановления (при наличии в материалах дела копии почтового отправления N 66401147704213).
В соответствии с частью 2 статьи 29.11 КоАП Российской Федерации копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
При этом место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (часть 3 статьи 25.15 КоАП Российской Федерации).
Согласно пункту 2.3 Устава ОАО "Славянка" и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения Общества является: г. Москва, Суворовская площадь, д. 2, стр. 3 (т. 1, л.д. 71).
Как уже отмечалось выше, постановление от 28 декабря 2011 года N 1-662/11 по делу об административном правонарушении было направлено Службой по адресу места нахождения ОАО "Славянка": г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3.
В материалах дела имеется достоверное доказательство (почтовое уведомление 66401147704213), подтверждающее получение адресованного Обществу заказного письма с оспариваемым постановлением именно 2 марта 2012 года.
В связи с этим отсутствие трудовых отношений между ОАО "Славянка" и Щелкановой Д.В., а также нахождение по месту государственной регистрации Общества другого юридического лица - ОАО "Гостиничный комплекс "Славянка", сами по себе не подтверждают отсутствие у Щелкановой полномочий на получение почтовых отправлений, адресованных Обществу.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание требования пунктов 101, 103 и 104 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года и введенных в действие с приказом Минсвязи России от 14.11.1992 N 416, на положения которых обоснованно сослался суд первой инстанции.
Названными нормами, в частности, предусмотрена возможность получения почтовой корреспонденции только на основании доверенности, в том числе разовой, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Следовательно, Щелканова могла получить адресованную Обществу корреспонденцию только при наличии соответствующих полномочий, делегированных ей ОАО "Славянка".
Иного заявителем апелляционной жалобы не доказано.
При изложенных фактических обстоятельствах (получение заказного письма 66401147704213 с оспариваемым постановлением 2 марта 2012 года, подача рассматриваемого заявления 22 марта 2012 года, отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока) и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП Российской Федерации.
При этом по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что в постановлении от 28 декабря 2012 года N 1-662/11 по делу об административном правонарушении размер назначенного ОАО "Славянка" административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года по делу N А19-6547/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года по делу N А19-6547/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6547/2012
Истец: ОАО "Славянка"
Ответчик: Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
Третье лицо: Директор ОПС N129110 Болдырева Л. А., УФПС г. Москвы-Филиал ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" ОПС 129110