г. Ессентуки |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А20-5303/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З. М.,
судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибулатовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы местной администрации городского округа Нальчик и муниципального казенного учреждения "Департамент по управлению городским имуществом местной администрации городского округа Нальчик" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2013 по делу N А20-5303/2012 (судья Шокумов Ю.Ж.)
по заявлению открытого акционерного общества "Нальчикский завод полупроводниковых приборов" (г. Нальчик, ОГРН 1020700737386)
о признании незаконным распоряжения и определении выкупной цены земельного участка,
заинтересованное лицо: Местная администрация городского округа Нальчик,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "НЗПП": Жансуевой Ф.В. по доверенности от 22.01.2013,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Нальчикский завод полупроводниковых приборов" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента по управлению городским имуществом местной администрации г. Нальчика (далее - Департамент) от 08.11.2012 N 1013 по определению стоимости земельного участка площадью 64 114 кв. м, расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Шогенова, 50, а также об определении выкупной цены указанного земельного участка по льготной цене - 2,5 процента от кадастровой стоимости спорного земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Местная администрация городского округа Нальчик (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным распоряжение Департамента от 08.11.2012 N 1013 в части определения стоимости земельного участка, расположенного в городе Нальчик, по улице Шогенова, 50, общей площадью 64 114 кв. м, с кадастровым номером 07:09:0103002:97 в сумме 31 682 574 руб. как противоречащее статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Обязал Департамент определить стоимость указанного земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Суд пришел к выводу о том, что общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Непринятие органами местного самоуправления решения о продаже земельного участка в установленный законом срок повлекло за собой необоснованное увеличение выкупной стоимости спорного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, администрация и Департамент обжаловали его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, просили решение суда отменить.
В обоснование жалоб указано, что при определении выкупной стоимости земельного участка органы местного самоуправления руководствовались положениями части 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики и постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2012 N 236-ПП "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений". В соответствии с указанными нормами установлена цена земли, применяемая для определения стоимости находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики земельных участков или собственность на которые не разграничена, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, в населенных пунктах Кабардино-Балкарской Республики с численностью населения: свыше 250 тысяч человек - в размере кадастровой стоимости земельного участка; до 250 тысяч человек - в размере 70 процентов от кадастровой стоимости земельного участка; до 25 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно статьям 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Размер выкупной цены спорного земельного участка подлежит определению с учетом цены, устанавливаемой уполномоченными государственными органами.
Согласно представленному отзыву общество считает доводы жалоб необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционный суд в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть жалобы в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, находит решение суда первой инстанции от 20.03.2013 подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в порядке реализации прав предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Закон N 137-ФЗ) общество обратилось в администрацию с заявлением от 24.05.2012 N 147 о выкупе земельного участка общей площадью 64 268 кв. м с кадастровым номером 07:09:0103002:97, расположенного в г. Нальчик, ул. Шогенова, 50.
Постановлением от 22.10.2012 N 1678 администрация приняла решение о продаже земельного участка обществу и указала Департаменту на подготовку и направление в адрес общества проекта договора купли-продажи.
Во исполнение указанного постановления Департаментом издано распоряжение от 08.11.2012 N 1013, в соответствии с которым выкупная стоимость спорного земельного участка определена в сумме 31 682 574 руб., то есть равной кадастровой стоимости земельного участка. Проект договора купли-продажи обществу направлен не был.
Несогласие общества с выкупной стоимостью земельного участка, установленной распоряжением Департамента от 08.11.2012 N 1013, явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Судом первой инстанции установлено, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 07:09:0103002:97, ранее являлись федеральной собственностью и приобретены обществом в процессе приватизации Государственного Нальчикского завода полупроводниковых приборов производственного объединения "Элькор" в форме его преобразования в открытое акционерное общество. Данное обстоятельство также подтверждается планом приватизации Нальчикского завода полупроводниковых приборов с приложением акта оценки зданий и сооружений, утвержденным Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по управлению государственным имуществом в 1994 году.
С учетом того этого, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка, установленный пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок в орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, принимает решение о его предоставлении. В месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, осуществляет подготовку проекта договора его купли-продажи или аренды и направляет заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом первой инстанции установлено, что общество обратилось с соответствующим заявлением (исх. N 147 от 24.05.2012) в администрацию до 01.07.2012, между тем администрация, получив указанное заявление 28.05.2012, в установленный законом месячный срок не приняла решение о предоставлении земельного участка в собственность и не направила заявителю проект договора купли-продажи. Постановление администрацией принято лишь 22.10.2012, а Департаментом издано распоряжение 08.11.2012.
Таким образом, непринятие органами местного самоуправления решения о продаже земельного участка в установленный законом срок повлекло за собой необоснованное увеличение выкупной стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного цена выкупа земельного участка должна быть установлена на момент, когда уполномоченным органом должно было быть принято решение о предоставлении земельного участка в собственность (в данном случае до 25.06.2012), а не на момент фактического принятия решения 22.10.2012 и спорного распоряжения от 08.11.2012.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что распоряжение Департамента от 08.11.2012 N 1013 не соответствует статьям 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Подлежит отклонению довод жалоб о том, что размер выкупной цены спорного земельного участка подлежит определению с учетом цены, устанавливаемой уполномоченными государственными органами, в частности положениями части 5 статьи 17 Земельного кодекса Кабардино-Балкарской Республики и постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.10.2012 N 236-ПП "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или собственность на которые не разграничена, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений" подлежат отклонению.
Исходя из положений пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона, следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на дату подачи заявления в уполномоченный орган.
Иные доводы жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на подателей жалоб, но взысканию с них не подлежит, поскольку освобождены от ее уплаты в соответствии с налоговым законодательством.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2013 по делу N А20-5303/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5303/2012
Истец: ОАО "Нальчикский завод полупроводниковых приборов"
Ответчик: Департамент по управлению городским имуществом Администрации г. Нальчик, МКУ "Департамент по управлению городским имуществом Местной администрации г. о. Нальчика"
Третье лицо: Местная Администрация г. о. Нальчик, Местная администрация городского округа Нальчик, Министерство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами по Кабардино-Балкарской Республике, Министерство промышленности, торговли, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства КБР
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1442/13