г. Красноярск |
|
19 июня 2013 г. |
Дело N А33-9306/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожуховской Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" - Кима Д.С., представителя по доверенности от 23.05.2013, Булдакова А.Н., представителя по доверенности от 23.05.2013,
от Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края - Турутиной М.А., представителя по доверенности от 07.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Березовского района Красноярского края, Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" марта 2013 года по делу N А33-9306/2012, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО "Лагуна", ОГРН 1092468004287, ИНН 2464214599) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Березовского района (ОГРН 1022400557321, ИНН 2404000352) и Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края (ОГРН 1092404001458, ИНН 2404013305) о признании недействительным отказа, оформленного письмами Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 12.03.2012 исх. N 1100; от 10.05.2012 исх. N 1684, в предоставлении в собственность ООО "Лагуна" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4; обязании Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лагуна", а именно:
- принять решение о предоставлении в собственность ООО "Лагуна" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, по договору купли-продажи по цене, равной 20% (двадцати процентам) от кадастровой стоимости земельного участка (123 695 рублей 71 копейка), что составляет 24 739 рублей 15 копеек и направить его в адрес ООО "Лагуна" г. Красноярск;
- в двухнедельный срок подготовить и направить в адрес ООО "Лагуна" подписанный со своей стороны проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4;
- подготовить проект Постановления о предоставлении ООО "Лагуна" в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, и направить его на подписание Главе Администрации Березовского района.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Ковалев Олег Васильевич (на стороне заявителя); Березовский поселковый Совет депутатов, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (на стороне органов, решение которых обжалуется).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 марта 2013 года заявление ООО "Лагуна" удовлетворено. Признаны незаконными решения Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края об отказе в предоставлении в собственность ООО "Лагуна" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, оформленные письмами исх. от 12.03.2012 N 1100; от 10.05.2012 исх. N 1684, как противоречащие статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статье 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 27 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя судом возложена обязанность:
- на Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения принять решение о предоставлении ООО "Лагуна" в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, по договору купли-продажи по цене, равной 20% (двадцати процентам) от кадастровой стоимости земельного участка (123 695 рублей 71 копейка), что составляет 24 739 рублей 15 копеек и направить его в адрес ООО "Лагуна";
- на Администрацию Березовского района Красноярского края издать постановление о предоставлении ООО "Лагуна" в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4;
- на Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края в течение трех недель с момента вступления в законную силу настоящего решения подготовить и направить в адрес ООО "Лагуна" подписанный со своей стороны проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 24:04:0401001:0147, площадью 104411,0 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, по цене, равной 20% (двадцати процентам) от кадастровой стоимости земельного участка (123 695 рублей 71 копейка), что составляет 24 739 рублей 15 копеек.
Не согласившись с данным решением, Администрация Березовского района Красноярского края и Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявители указывают следующее:
- в нарушение статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда не содержится указание на место совершения действий по устранению нарушенных прав заявителя;
- поскольку Администрация Березовского района не является органом, решение которого оспаривается, то возложение на Администрацию Березовского района обязанности по изданию постановления о предоставлении ООО "Лагуна" земельного участка не соответствует пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
- решение суда в части обязания Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка не может быть исполнено, поскольку принятие такого решения находится в компетенции Администрации Березовского района;
- решение суда в части обязания Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района подготовить и направить в адрес ООО "Лагуна" подписанного со своей стороны проекта договора купли-продажи спорного земельного участка может быть исполнено только после предоставления в Управление подписанного постановления Администрации Березовского района Красноярского края о предоставлении в собственность ООО "Лагуна" спорного земельного участка.
От ООО "Лагуна" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило согласие с решением суда первой инстанции.
Ответчик, Администрация Березовского района, а также третьи лица, Ковалев Олег Васильевич, Березовский поселковый Совет депутатов, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской (распечатка интернет страницы с официального сайта Третьего арбитражного апелляционного суда), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Указанное ходатайство удовлетворено судом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представители Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района и ООО "Лагуна" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
31.10.2008 на основании протокола о результатах торгов от 27.10.2008 между Отделом по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Лесная поляна" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 69 (т.1, л.д. 40-43).
В соответствии с пунктом 1.1. договора арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, площадью 104411,0 кв.м., для использования в целях сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору аренды.
В пункте 2.1 договора аренды срок аренды определен с 27.10.2008 по 26.10.2018.
К договору приложен кадастровый план земельного участка от 05.09.2007 N 04/07-3565, в котором указана категория земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:0147 - земли сельскохозяйственного назначения; расчет арендной платы по договору аренды; акт приема-передачи земельного участка арендатору арендодателем от 11.11.2008.
Договор аренды земельного участка от 31.10.2008 N 69 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.11.2008 за номером 24-24-05/011/2008-469.
18.03.2009 между Отделом по управлению муниципальным имуществом Администрации Березовского района, ООО "Лесная поляна" и ООО "Лагуна" заключено дополнительное соглашение N 12 к договору аренды земельного участка от 31.10.2009 N 69 о передаче прав и обязанностей арендатора по договору обществом с ограниченной ответственностью "Лесная поляна" обществу с ограниченной ответственностью "Лагуна" и соответствующей замене арендатора земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, площадью 104411,0 кв.м. Дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.04.2009 за номером 24-24-05/001/2009-913.
22.12.2011 и 06.04.2012 ООО "Лагуна" обращалось к исполняющему обязанности Главы администрации Березовского района с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0401001:0147, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, площадью 104411,0 кв.м. К заявлению приложены документы: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.12.2011 N 84838В, устав ООО "Лагуна", свидетельство о государственной регистрации ООО "Лагуна" серия 24 N 005263399, свидетельство о постановке ООО "Лагуна" на налоговый учет серия 24 N 005264557, протокол общего собрания ООО "Лагуна" от 21.01.2009 N 1, подтверждающий полномочия директора ООО "Лагуна", свидетельство о регистрации брака I-БА N 750920, подтверждающее смену фамилии директора ООО "Лагуна", договор аренды земельного участка от 31.10.2010 N 69, дополнительное соглашение от 18.03.2009 N 12, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 19.12.2011 N 24ЗУ/11-212566 (оригинал).
Письмами от 13.03.2012 N 1100, от 10.05.2012 N 1684 Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края отказывало ООО "Лагуна" в предоставлении в собственность указанного земельного участка со ссылкой на то, что согласно Генеральному плану п. Березовка Березовского района Красноярского края, утвержденному решением Березовского поселкового Совета от 08.09.2011 N 14-1 и вступившему в законную силу с 15.09.2011 (даты официального опубликования в газете "Пригород" от 15.09.2011 N 37), испрашиваемый земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, земли рекреации, а не к землям сельскохозяйственного назначения (т.1, л.д. 13, 14).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 02.04.2012 N 24/12-86344 и кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 15.05.2012 N 24/12-137579 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0401001:147, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, поставлен на государственный кадастровый учет 04.09.2007, отнесен к категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь 104411+/- 226 кв.м., кадастровый номер 24:04:0401001:147 равнозначен кадастровому номеру 24:04:0401001:0147 (т.1, л.д. 52).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату является незаконным, ООО "Лагуна" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
С целью исследования довода Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о расположении земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:0147 в береговой полосе реки Енисей по предложению суда и по ходатайству заявителя была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено директору ООО "Роза ветров" Маркину Ю.П.
Эксперту предложено провести топографическую съемку полосы берега реки Енисей шириной не более 30 метров для получения координат среднемноголетнего уровня реки Енисей вдоль всей длины участка с кадастровым номером 24:04:0401001:147 и подготовить сводный (ситуационный) план взаимного расположения участка с кадастровым номером 24:04:0401001:147 и береговой полосы реки Енисей с обозначением отметок уреза воды.
В результате судебной экспертизы Маркин Ю.П. по материалам топографической съёмки подготовил "Сводный план расположения участка с кадастровым номером 24:04:0401001:147 и береговой полосы реки Енисей масштаба 1:1000 (приложение N 1), а также сделал вывод о том, что береговая полоса и земельный участок с кадастровым номером 24:04:0401001:147 не пересекаются. Минимальное расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:147 до береговой полосы реки Енисей составляет 0,5 м.
На вопросы лиц, участвующих в деле, о погрешности прибора - спутникового многочастотного приемника GR-3 заводской номер 502-00722, эксперт пояснил, что погрешность составляет менее одного сантиметра (миллиметры).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Признавая незаконным отказ Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, оформленный письмами от 13.03.2012 N 1100, от 10.05.2012 N 1684, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа ООО "Лагуна" в предоставлении в собственность земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод обоснованным в связи со следующим.
Исходя из пунктов 1.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.24 Положения об Управлении по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, утвержденного постановлением администрации Березовского района от 18.10.2011 N 2534, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об отказе ООО "Лагуна" в предоставлении земельного участка в собственность принято Управлением в пределах своей компетенции, следовательно, Управление является надлежащим органом, решения которого оспариваются.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятия их в государственную или муниципальную собственность урегулированы Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости такого участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Использование ООО "Лагуна" земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:0147 по целевому назначению подтверждается справкой отдела сельского хозяйства муниципального образования Березовский район Красноярского края от 22.12.2011 N 381 (т.1, л.д. 62).
Следовательно, общество, используя испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения по целевому назначению более трех лет, имело право на приватизацию этого земельного участка.
В качестве единственного основания отказа в предоставлении ООО "Лагуна" спорного земельного участка в собственность Управлением указано на утверждение решением Березовского поселкового Совета от 08.09.2011 N 14-1 Генерального плана п.Березовка Березовского района Красноярского края, которым спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, земли рекреации, а не к землям сельскохозяйственного назначения.
При оценке доводов Управления об изменении категории земельного участка суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из способов установления или изменения границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно представленным в дело заключениям организаций, имеющих право осуществлять функции кадастровых инженеров (ООО "Роза Ветров", и ООО "Вектор"), в результате нанесения границ земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:147 установлено, что границы п. Березовка проходят через этот земельный участок, в результате чего одна часть земельного участка остается за пределами п. Березовка, другая часть в границах п. Березовка.
Поскольку Генеральный план п. Березовка, утвержденный решением Березовского поселкового Совета N 14-1 от 08.09.2011, принят с нарушением статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный Генеральный план не может быть положен в основание для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
Кроме того, Генеральный план поселка Березовка принят также с нарушением части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно с нарушением срока проведения публичных слушаний. Так публикация о проведении публичных слушаний была в газете "Пригород" 30.06.2011, публичные слушания состоялись 25.07.2011, и заключение о результатах публичных слушаний опубликовано 28.07.2011, то есть в срок менее месяца с момента публикации.
Ссылка Управления на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, землям рекреации, а не к землям сельскохозяйственного назначения, не подтверждена материалами дела.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых паспортов земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 02.04.2012 N 24/12-86344 и от 15.05.2012 N 24/12-137579 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0401001:147, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Березовский район, западнее п. Березовка, перед железной дорогой "777", уч. 4, отнесен к категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Довод Управления и Администрации о том, что в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Так, в силу статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов. При этом согласно статье 1 указанного Федерального закона правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения норм статей 7, 8 Федерального закона N 172-ФЗ подлежат применению, в случае если утвержденный генеральный план поселения соответствует положениям статьей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установив, что утвержденный План поселка Березовка не соответствует положениям статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации в части включения в границы поселения части испрашиваемого заявителем земельного участка, суд первой инстанции правомерно указал, что статья 8 Федерального закона N 172-ФЗ в данном случае применению не подлежит.
Утверждение в документах территориального планирования (генеральном плане пос. Березовка) функциональных зон в силу пункта 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Представленные Березовским поселковым Советом депутатов Генеральный план поселка Березовка, утвержденный решением Березовского поселкового Совета депутатов от 08.09.2011 N 14-1, и решение Березовского поселкового Совета депутатов от 07.11.2012 N 25-3 (т.2, л.д. 199), утверждающее уточненную границу городского населенного пункта рабочего поселка Березовка - части муниципального образования поселок Березовка Березовского района Красноярского края, обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств изменения категории спорного земельного участка, поскольку оспариваемые решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:147 приняты Управлением 12.03.2012 и 10.05.2012, то есть ранее принятия решения Березовского поселкового Совета депутатов от 07.11.2012 N 25-3, уточняющего границу населенного пункта п. Березовка.
Установив, что Управлением и Администрацией не подтверждено изменение категории спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемые отказы противоречат положениям действующего земельного и градостроительного законодательства и нарушают право заявителя на выкуп земельного участка с кадастровым номером N 24:04:0401001:0147, закрепленное статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 27 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
С учётом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции в целях защиты нарушенных прав заявителя возложил на обязанности:
- на Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края: принять решение о предоставлении в собственность ООО "Лагуна" испрашиваемого земельного участка по договору купли-продажи по цене, равной 20% (двадцати процентам) от кадастровой стоимости земельного участка (123 695 рублей 71 копейка), что составляет 24 739 рублей 15 копеек и направить его в адрес ООО "Лагуна" г. Красноярск; в течение трех недель с момента вступления в законную силу решения подготовить и направить в адрес ООО "Лагуна" подписанный со своей стороны проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка;
- на Администрацию Березовского района Красноярского края: издать постановление о предоставлении ООО "Лагуна" в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
При этом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Доводы Управления и Администрации о невозможности применения заявленных ООО "Лагуна" восстановительных мер в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером 24:04:0401001:147 в береговой полосе реки Енисей не подтверждены материалами дела.
Так, из топографического плана, изготовленного ООО "Земельно-правовой центр", объяснений Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, заключения судебной экспертизы следует, что береговая полоса и земельный участок с кадастровым номером 24:04:0401001:147 не пересекаются, указанный земельный участок расположен в защитной полосе водоохраной зоны.
Поскольку ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни статья 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не содержат ограничений по отчуждению в собственность земельных участков, находящихся в водоохранной зоне за пределами береговой полосы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте и может быть передан в частную собственность.
Доводы Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района и Администрации Березовского района о том, что в нарушение статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда не содержится указание на место совершения действий по устранению нарушенных прав заявителя, отклоняются судом.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции перечислены все действия, которые должны совершить Управление и Администрация с целью устранения нарушения прав ООО "Лагуна". Указанной нормой не предусмотрено указание в решении места совершения действий по устранению нарушенных прав, предполагается, что такие действия должны быть совершены соответствующим органом по месту своего нахождения.
Доводы заявителей жалобы о необоснованном возложении на Администрацию Березовского района обязанности по изданию постановления о предоставлении ООО "Лагуна" земельного участка со ссылкой на то, что она не является органом, решение которого обжалуется, не принимаются судом.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования указанной нормы не следует, что обязанность по устранению допущенных нарушений может быть возложена исключительно на орган, действия и решения которого обжалуются.
Как усматривается из пунктов 3.1, 3.1.1, 3.3, 6.12.3 Положения о порядке формирования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовский район Красноярского края, утвержденного решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.12.2010 N 15-68Р (опубликовано в газете "Пригород" N 52 за 30.12.2010), заявление по вопросам землепользования физические и юридические лица подают в администрацию Березовского района, и Глава администрации района отписывает заявление в уполномоченное структурное подразделение администрации района, которое по итогам его рассмотрения принимает решение о предоставлении земельного участка на соответствующем праве или об отказе в его предоставлении.
Согласно пункту 6.1 Положения о порядке формирования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовский район Красноярского края, утвержденного решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края от 28.12.2010 N 15-68Р, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Березовского района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании постановлений администрации Березовского района (т.1, л.д. 175). При этом проекты указанных постановлений подготавливаются структурным подразделением администрации района после принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Установив отсутствие оснований для отказа в предоставлении ООО "Лагуна" испрашиваемого земельного участка в собственность, с учетом действующего порядка формирования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования Березовский район суд первой инстанции правильно указал, что одной из восстановительных мер является обязание Администрации Березовского района издать постановление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Лагуна" за плату.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 1.2 вышеуказанного Положения Управление является органом администрации района, уполномоченным на управление и распоряжение муниципальной собственностью Березовского района, Администрация Березовского района привлечена к участию в деле в качестве органа, действия которого обжалуются.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей, которые на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта 2013 года по делу N А33-9306/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9306/2012
Истец: ООО Лагуна
Ответчик: Администрация Березовского района
Третье лицо: Березовский поселковый Советдепутатов, Ковалев О. В., Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, ООО "Роза ветров", ОСП Березовского района Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии