26 июня 2013 г. |
А11-8381/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимироблгаз" (ОГРН 1023301461810, ИНН 3328101380, г. Владимир, ул. Краснознаменная, д. 3)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2013
по делу N А11-8381/2012,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Владимироблгаз" о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области от 02.08.2012 N 5490-05 в предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Владимироблгаз" - Груздевой Е.М. по доверенности от 24.12.2012 N 254 сроком действия до 31.12.2013; Соколовой О.Г. по доверенности от 24.12.2012 N 257;
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области - Кузьминой С.Г. по доверенности от 09.01.2013 N 1 сроком действия до 31.12.2013,
и установил:
открытое акционерное общество "Владимироблгаз" (далее - ОАО "Владимироблгаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) от 02.08.2012 N 5490-05 в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 56+/-3 кв.м, с кадастровым номером 33:25:000076:18, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Добролюбова, по цене в пределах двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Владимироблгаз" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению ОАО "Владимироблгаз", являясь собственником, расположенных на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, оно обладает преимущественным правом на выкуп данного земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение ТУ Росимущества об отказе в предоставлении Обществу указанного земельного участка, является незаконным.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Обращает внимание на то, что Общество документально не подтвердило наличие у него права постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком с заявленной площадью.
В судебном заседании представители ОАО "Владимироблгаз" и ТУ Росимущества в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.07.2007 серии 33-АК N 299542 ОАО "Владимироблгаз" принадлежит на праве собственности объект газового хозяйства - ГРП N 6, площадью 16,2 кв.м, расположенный по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Добролюбова.
Согласно свидетельству от 09.03.1993 N ВЛ-20-4992, на основании постановления администрации г.Гусь-Хрустальный от 23.02.1993 N 88 ОАО "Владимироблгаз" - трест "Гусь-Хрустальный горгаз" для обслуживания ГРП N 6 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, площадью 0,0067 га.(67 кв.м).
В 2003-2004 годах в отношении земельного участка, площадью 0,0067 га.(67 кв.м), расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Добролюбова, осуществлена государственная регистрация и ему присвоен государственный кадастровый номер 33:25:000076:0018 (землеустроительное дело 2003 года, кадастровые планы земельного участка от 21.01.2004 N 25-02103-2322 и от 29.03.2006 N 25106-0305).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.05.2004 серии 33 АВ N 366886 указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
С целью уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка в 2010 году по инициативе Общества проведено его межевание, по результатам которого в государственный земельный кадастр внесены изменения относительно площади земельного участка, которая составила 56+/-3 кв.м, и расположения границ земельного участка (межевой план от 06.07.2010, кадастровый паспорт земельного участка от 19.07.2010 N 33/201/10-39425). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под номером 33:25:000076:18, с указанием на его равнозначность кадастровому номеру 33:256000076:0018.
15.03.2012 ОАО "Владимироблгаз" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением N 18-40/915 о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 56+/-3 кв.м, с кадастровым номером 33:25:000076:18, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Добролюбова, по цене в пределах двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Письмом от 02.08.2012 N 5490-05 Управление уведомило Общество об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, обосновав свой отказ наличием расхождения сведений о площади испрашиваемого земельного участка с зарегистрированным правом собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 0,0067 га.(67 кв.м), с кадастровым номером 33:25:000076:0018.
Полагая, что такое решение уполномоченного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 15, 20, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность своего отказа.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Положениями части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 4.6.3. Временного положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 12.10.2011 N 341, с учетом положений приказа Росимущества от 31.01.2012 N15 Территориальное управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше одного гектара.
Частями 5-8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, который предусматривает совместное обращение граждан или юридических лиц в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением и документами, перечень которых установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Среди прочих документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установленных перечнем, предусмотрены копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него (пункты 5.2, 6 Перечня).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Суд первой инстанции установил, что Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 0,0067 га.(67 кв.м), с кадастровым номером 33:25:000076:0018, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.05.2004 серии 33-АВ N 366886 (том 1 л.д.108) и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.04.2012 N 05/005/2012-320 (том 1 л.д. 101).
При этом ТУ Росимущества не располагает сведениями о наличии права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:25:000076:18, общей площадью 56+/-3 кв.м.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Из материалов дела следует, что ОАО "Владимироблгаз" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 15.03.2012 N 18-40/915 о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 56+/-3 кв.м, с кадастровым номером 33:25:000076:18.
Однако в приложенном Обществом к заявлению пакете документов отсутствовали документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования, которое подлежало переоформлению, на земельный участок истребуемой площади. На данном праве ОАО "Владимироблгаз" принадлежит земельный участок площадью 67 кв.м, что подтверждается свидетельством от 09.03.1993 N ВЛ-20-4992.
Представленный кадастровый паспорт от 19.07.2010 N 33/201/10-39425 содержит сведения о площади земельного участка отличные от площади, указанной в свидетельстве. Право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельный участок площадью 56+/-3 кв.м не зарегистрировано, как и не внесены соответствующие изменения в сведения о регистрации права собственности Российской Федерации.
Таким образом, ОАО "Владимироблгаз" документально не подтвердило свое прав на приобретаемый земельный участок (пункт 5.2 Перечня), что является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Более, того, в результате проведения работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 33:25:000076:0018 были нарушены права собственника земельного участка - Российской Федерации.
На основании статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения другим лицам.
Таким образом, на основании статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник обладает всей полнотой власти в отношении принадлежащего ему земельного участка, тогда как вещные и обязательственные права иных лиц носят производный характер.
Следовательно, внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений об изменении площади земельного участка, вследствие уточнения местоположения его границ, предусматривает изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, то есть, по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Из вышеизложенного следует, что проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка без извещения и согласия его собственника по заявлению лица, имеющего на тот же участок ограниченное вещное право, и, как следствие, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка без извещения и согласия его собственника по заявлению лица, имеющего на тот же участок ограниченное вещное право, нарушает положения статей 44 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, когда кадастровый учет осуществлен декларативно, границы такого участка подлежат уточнению при межевании по правилам статей 38 и 39 Закона о государственном кадастре.
Суд первой инстанции установил, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 33:25:000076:0018 осуществлен не декларативно, а с установлением границ на местности.
Как указано в пункте 2.6 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 этой статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе кадастрового учета. При этом отказ в выдаче кадастрового паспорта земельного участка и предоставление кадастровой выписки о земельном участке на основании и в порядке, которые установлены частями 12 и 13 статьи 45 Закона о государственном кадастре, не является основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка и заключения договора купли-продажи или договора аренды в отношении такого земельного участка в порядке, установленном настоящим пунктом.
В случае наличия оснований, перечисленных в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Обществу надлежало руководствоваться порядком, установленным данным пунктом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку кадастровый учет земельного участка, испрашиваемого ОАО "Владимироблгаз", был произведен в 2004 году, то необходимость уточнения его местоположения границ и площади, отсутствовала.
В материалы дела не представлены документальные доказательства, подтверждающие необходимость проведения работ по межеванию в 2010 году.
В рассматриваемом случае результаты кадастровых работ, заказчиком которых было Общество, и внесение изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 33:25:000076:0018, привели к прекращению уникальных характеристик этого земельного участка, без согласия его собственника и внесения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРП и свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Обратившись с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 33:25:000076:18, площадью 56+/-3 кв.м, расположенного по адресу: Владимирская область, г.Гусь-Хрустальный, ул.Добролюбова, в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, Общество не предоставило документов, подтверждающих наличие у него указанного права, а также необходимость и правомерность проведения работ по уточнению границ указанного земельного участка в 2010 году.
Изучив и оценив доводы ОАО "Владимироблгаз" и ТУ Росимущества, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Арбитражный суд Владимирской области пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что оспариваемое решение, изложенное в письме от 02.08.2012 N 5490-05, принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Владимирской области правомерно отказал ОАО "Владимироблгаз" в удовлетворении заявленного требования.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2013 по делу N А11-8381/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2013 по делу N А11-8381/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимироблгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8381/2012
Истец: ОАО "Владимироблгаз"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области