г. Хабаровск |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А73-16893/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Обухова И.Я., представитель по доверенности от 11.03.2013 N 07-19/933, Заерко Е.А., представитель по доверенности от 09.06.2012 N 07-19/2448;
от Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь": Павлова Л.А., представитель по доверенности от 01.01.2013 N 1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" на решение от 10.04.2013 по делу N А73-16893/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Янтарь"
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 6 960 254,65 руб.
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ДФО, Росприроднадзор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к Обществу с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - ООО "Янтарь", Общество) с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 6 960 254,65 руб. за периоды 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 г., 1, 2, 3, 4 кварталы 2011 г. 1, 2 кварталы 2012 г.
В суде первой инстанции Департамент Росприроднадзора по ДФО уточнил заявленные требования, уменьшив сумму иска до суммы 6 638 952,82 руб. Данное уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 10.04.2013 уточненные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Янтарь" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, в полном объеме в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представители Департамента Росприроднадзора по ДФО отклонили доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "Янтарь", зарегистрированное в качестве юридического лица 06.02.2008 (ОГРН: 1082709000110, ИНН: 2709012673), является предприятием коммунального комплекса, эксплуатирующим по договорам аренды объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения трех поселков Ванинского муниципального района Хабаровского края.
В процессе хозяйственной деятельности ООО "Янтарь" оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством выбросов в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов, в связи с чем, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Так, ООО "Янтарь" производит удаление сточных вод путем их организованного сброса по трубопроводу с дальнейшим попаданием в поверхностный водный объект бухту Ванина. Сброс сточных вод производится Обществом без очистки по причине отсутствия очистных сооружений.
Кроме того Обществом осуществляется неорганизованный сброс загрязняющих веществ поверхностным стоком на рельеф местности (отведение дождевых, талых вод).
В результате проверки представленных ООО "Янтарь" расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 1,2,3,4 кварталы 2010 г., 1,2,3,4 кварталы 2011 г., 1,2 кварталы 2012 г. Департаментом Росприроднадзора по ДФО было выявлено, что, не имея разрешения на организованный сброс загрязняющих веществ в водный объект бухту Ванина, а также, не имея разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, Общество плату за сбросы рассчитывало и производило в нарушение установленного порядка, а именно: в пределах неутвержденных нормативов допустимого сброса, в то время как расчеты следовало производить по фактической массе сброшенных загрязняющих веществ и с учетом кратности.
Письмом от 10.02.2012 N 19-32э/448 Департаментом Росприроднадзора по ДФО в адрес ООО "Янтарь" были направлены замечания по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2010 г., 1,2,3 кварталы 2011 г. и предложено представить корректирующие расчеты данной платы. Что не было выполнено Обществом, которое в последующих периодах (4 квартал 2011 г., 1, 2 кварталы 2012 г.) представило аналогичные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Произведя соответствующие расчеты сумм платы, Департамент Росприроднадзора по ДФО письмами от 27.02.2012 N 19-17э/625, от 18.10.2012 N 19-18э/3099 направил в адрес ООО "Янтарь" акты сверок задолженности, а также требование об уплате задолженности за 1-4 кварталы 2010 г., 1-4 кварталы 2011 г. в сумме 5 682 032,18 руб. в срок до 22.03.2012 и требование об уплате задолженности за 1,2 кварталы 2012 г. в сумме 1 278 222,47 руб. в срок до 12.11.2012.
Поскольку требования об уплате указанной задолженности в общей сумме 6 960 254,65 руб. (5 682 032,18 руб. + 1 278 222,47 руб.) Обществом не были исполнены, Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу обратился в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании в принудительном порядке, уменьшив сумму требований до 6 638 952,82 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок), Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
При этом, исходя из положения статьи 1 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду определяется как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе: за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
Исходя из пункта 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632, установлено два вида базовых нормативов платы: 1) за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов; 2) за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Данные базовые нормативы платы установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344, исходя из стоимости 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов.
Пунктом 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632, установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Причем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 норматив платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов составляет пятикратный размер платы от нормативного.
Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, в спорных периодах (2010, 2011, 2012) у Общества отсутствовали разрешения на сбросы загрязняющих веществ в поверхностный водный объект бухту Ванино, нормативы допустимых сбросов утверждены не были.
Пунктом 6 Порядка установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
В силу пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Следовательно, с учетом положений пунктов 5, 6 Порядка, в рассматриваемом случае плата за сбросы загрязняющих веществ подлежит исчислению как сверхлимитная, а не в пределах установленных лимитов, в связи с чем, по обоснованному выводу суда первой инстанции, Департаментом Росприроднадзора по ДФО сумма платы за сбросы правомерно рассчитана по условиям сверхлимитного сброса с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента исходя из фактической массы сбрасываемых ООО "Янтарь" загрязняющих веществ.
Данный расчет судами проверен и признан правильным.
Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации 29.12.1998.
В соответствии с пунктом 1.1. Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Согласно пункту 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России.
При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
Названные Методические указания не противоречат Федеральному закону "Об охране окружающей среды" и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, в связи с чем, доводы Учреждения о том, что они носят рекомендательный характер отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Таким образом, при отсутствии разрешения на сброс фактическая масса загрязняющих веществ рассчитывается как сверхлимитная, что и применено Департаментом Росприроднадзора по ДФО при расчете суммы платы, предъявленной к взысканию с ООО "Янтарь".
Ссылка на отсутствие вины Общества по причине не возможности получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты в связи с отсутствием очистных сооружений, строительство которых не является обязанностью Общества, судом правомерно отклонена, как не имеющая значения к существу спора.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что неправомерный отказ в 2009 году в согласовании нормативов допустимых сбросов по причине отсутствия очистных сооружений не дает право Обществу выполнять расчеты платы в последующем за спорные периоды 2010, 2011, 2012 гг. в пределах норматива допустимого сброса, не имея при этом разрешения на сбросы загрязняющих веществ в бухту Ванина, тем более, прямого отказа в согласовании норматива допустимого сброса не было, а было указано на необходимость доработки проектов нормативов с учетом замечаний в расчетах нормативно допустимых сбросов. В последующем доработанные проекты нормативов Обществом на утверждение не представлялись.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно удовлетворил заявленные требования в части взыскания платы в размере 6 638 952 руб. 82 коп.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обществу с ограниченной ответственностью "Янтарь" следует возвратить государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 07.05.2013 N 604 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.04.2013 по делу N А73-16893/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Янтарь" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 07.05.2013 N 604 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16893/2012
Истец: Департамент Росприроднадзора по ДФО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "Янтарь"