г. Пермь |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А60-4910/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод" (ОГРН 1026600930707, ИНН 6665002150): Раевский С.А., удостоверение, доверенность от 10.06.2013,
от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ОГРН 1032309080264, ИНН 2315060310): Петецкая и.В., удостоверение, доверенность от 05.02.2013, Сафошин Е.И., удостоверение, доверенность от 21.06.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Новороссийской таможни,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 апреля 2013 года
по делу N А60-4910/2013,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению открытого акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод"
к Новороссийской таможне
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество "Каменск-Уральский металлургический завод" (далее - ОАО "КУМЗ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - таможенный орган) от 04.02.2013 по делу об административном правонарушении N 10317000-665/2012 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2013 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Новороссийской таможни от 04.02.2013 по делу об административном правонарушении N 10317000-665/2012 о привлечении ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Новороссийская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы таможенный орган указывает на то, что ОАО "КУМЗ" при декларировании товаров по ДТ N 10502040/180112/000235 не представило разрешения Комиссии по экспортному контролю, чем нарушило требования ст. 213 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). По мнению таможенного органа, представленное письмо Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.03.2012 N 240/57/462 не заменяет собой разрешения Комиссии по экспортному контролю, в данном письме указан иной получатель товара, не заявленный в декларации на товары. Кроме того, таможенный орган ссылается на то, что суд первой инстанции, отклонив ходатайство об отложении предварительного судебного заседания, нарушил его права, не предоставил возможности представлять доказательства, имеющие существенное значение для принятия решения по делу. В судебном заседании представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали.
ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что запретов и ограничений на поставку спорного товара не имелось, разрешения Комиссии по экспортному контролю на совершение внешнеэкономической сделки не требовалось. Представитель ОАО "КУМЗ" в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
По ходатайству представителя таможенного органа на основании ч. 2 ст.268 АПК РФ к материалам дела приобщены копии материалов административного дела в отношении ОАО "КУМЗ", в части документов, отсутствующих в материалах дела.
В удовлетворении ходатайства представителя таможенного органа о приобщении к материалам дела письма ФТС России от 10.04.2010, копии постановления о возбуждении уголовного дела, копии протокола допроса свидетеля Сердюк А.Н., распечатки с официального сайта компании "Plasan Sasa Ltd" отказано на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ в связи с отсутствием доказательств уважительности причин непредставления указанных документов в суд первой инстанции.
В удовлетворении ходатайства представителя ОАО "КУМЗ" о приобщении к материалам дела ходатайства о прекращении административного производства в связи с наличием возбужденного уголовного дела, ходатайства о прекращении административного производства в связи с отсутствием события административного правонарушения, а также определений таможенного органа об отказе в удовлетворении указанных ходатайств, отказано, поскольку данные документы будут приобщены к материалам дела по ходатайству таможенного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.09.2011 между ОАО "КУМЗ" и компанией "Aluminium Silicon Mill Products GmbH", Швейцария, заключен контракт N 301-11-2730-Р на поставку полуфабрикатов из алюминиевых сплавов.
Во исполнение указанного контракта 18.01.2012 ОАО "КУМЗ" осуществило поставку металлопродукции - плит из литейного алюминиевого сплава 6061 (код ТНВЭД - 7606 12 9900) общим весом 21 873 кг в адрес компании "Plasan Sasa Ltd", Государство Израиль, конечный пользователь фирма "Kaman Metals Trading Ltd", Государство Израиль (отгрузочная спецификация от 12.01.2012 N 165).
При таможенном оформлении ОАО "КУМЗ" в Екатеринбургскую таможню представлены ДТ N 10502040/180112/0000235 и пакет приложений к ней. Екатеринбургской таможней произведен контроль полноты и достоверности информации, заявленной в ДТ N 10502040/180112/0000235, в ходе которого установлено, что ОАО "КУМЗ" при таможенном декларировании по ДТ N 10502040/180112/0000235 заявлена таможенная процедура экспорта ЭК 10. Согласно сведениям графы 31 ДТ по процедуре экспорта вывозится товар: плиты из литейного алюминиевого сплава 6061; ASTM В209; толщина X ширина X длина: 15x950x2950мм, 15x1500x4000мм; изготовитель: ОАО "КУМЗ"; товарный знак: комбинированный рисунок КУМЗ. Товар классифицирован в товарной подсубпозиции 7606 12 9900 ТН ВЭД ТС, контракт от 01.09.2011 N 301-11-2730-Р, получатель - "Plasan Sasa Ltd" (Израиль).
Выпуск указанного товара разрешен Екатеринбургской таможней 18.01.2012.
18.02.2012 товар по ДТ N 10502040/180112/0000235 прибыл на территорию ПЗТК ОАО "Новорослесэкспорт".
15.02.2012 при выдаче разрешения на погрузку вышеуказанного товара в результате таможенного контроля в форме проверки документов и сведений уполномоченным должностным лицом Новороссийского западного таможенного поста выявлено, что наименование товара, задекларированного по ДТ N 10502040/180112/0000235, идентично наименованию товаров, указанных в письме ФТС России от 29.12.2011 N 14-68/65013 "О недопущении вывоза в Израиль плит из алюминиевого сплава 6061". При этом страной назначения был заявлен Израиль, что свидетельствовало о высокой степени риска нарушения таможенного законодательства.
В результате таможенного досмотра установлено, что в ДТ N 10502040/180112/0000235 заявлен товар - плиты из металла серого цвета, предположительно алюминий, с бумажными ярлыками на грузовых местах "место назначения - Израиль, Хайфа", получатель - PLASAN SASA LTD, отправитель товаров - ОАО "КУМЗ" и маркировкой "6061 Т651 ASTM-B 209 KUMW 15".
При этом в 44 графе ДТ N 10502040/180112/0000235 отсутствовали сведения о наличии у экспортера ОАО "КУМЗ" разрешения на вывоз товаров, подлежащих экспортному контролю либо заключения о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий.
На основании выше изложенного, таможенным органом в соответствии со ст. 152, 163 ТК ТС было принято решение о запрете фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров "плиты алюминиевые из сплава 6061", заявленных по ДТ N 10502040/180112/0000235.
19.12.2012 уполномоченным должностным лицом Новороссийской таможни по данному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10317000-665/2012.
В ходе административного расследования таможенным органом установлено, что в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза ОАО "КУМЗ" 20.03.2012 в Новороссийскую таможню и на Новороссийский западный таможенный пост письмами от 14.03.2012 N ОТО/57 и N ОТО/58 представлено письмо ФСТЭК России от 11.03.2012 N 240/57/462 о возможности безлицензионного вывоза в Израиль металлопродукции из алюминиевого сплава 6061 в виде плит по контракту от 01.09.2011 N 301-11-2730-Р. При этом в названном письме ФСТЭК России указывалось, что металлопродукция из алюминиевого сплава 6061 в виде плит толщиной 15 мм следует в адрес компании "Kaman Metals Trading Ltd", а не в адрес "Plasan Sasa Ltd", указанной в ДТ N 10502040/180112/0000235 в качестве получателя.
Таможенным органом был сделан вывод о том, что данное письмо не заменяет собой разрешения Комиссии по экспортному контролю, которое подписывается председателем, заместителем председателя или ответственным секретарем Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517).
По мнению таможенного органа, указанные обстоятельства свидетельствовали о том, что ОАО "КУМЗ" при декларировании товаров по ДТ N 10502040/180112/0000235 нарушило требования ст. 213 ТК ТС, в связи с чем в деянии ОАО "КУМЗ" усматриваются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
По факту нарушений 18.01.2013 таможенным органом в отношении ОАО "КУМЗ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ. Таможенным органом сделан вывод о том, что допущенное ОАО "КУМЗ" нарушение требований ст. 213 ТК ТС не относится к мерам нетарифного регулирования, а является нарушением мер экспортного контроля.
Рассмотрев материалы административного дела, 04.02.2013 таможенный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-665/2012, которым ОАО "КУМЗ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "КУМЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО "КУМЗ" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и(или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и(или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно п. 1 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. При этом в декларации на товары указываются в силу подп. 8 п. 2 указанной статьи, в том числе сведения о соблюдении ограничений.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. К таким документам, относятся, в частности документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подп. 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при представлении таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Статьей 25 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" установлено, что в целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об экспортном контроле" Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2003 N 36 утвержден Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль. В указанный список включены сплавы алюминия, имеющие следующие характеристики: предел прочности на растяжение 460 МПа и более при температуре 293 К (20 град. C), в форме труб или цилиндрических стержней (включая поковки) с внешним диаметром более 75 мм, код ТН ВЭД 7604 29 100 9, 7608 20 810 9, 7608 20 890 9.
Товар, задекларированный по ДТ N 10502040/180112/0000235 - плиты из литейного алюминиевого сплава 6061 (код ТНВЭД - 7606 12 9900) вышеуказанными свойствами не обладал.
Письмом ФТС России от 13.12.2011 N 14-68/61068 до таможенных органов доведен Перечень товаров, в отношении которых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля и которые помещаются под таможенную процедуру экспорта без истребования у участника ВЭД дополнительной информации и документов, подтверждающих статус этих товаров для целей таможенного контроля, за исключением вывоза товара в страны, в отношении которых действуют санкции Совета Безопасности ООН или специальные экономические меры, установленные Президентом Российской Федерации, а также за исключением поставок для военного применения в интересах лиц, причастных к террористической деятельности.
Товар, задекларированный по ДТ N 10502040/180112/0000235, поименован в указанном перечне в пп. 1.2.2 как алюминий и сплавы на его основе: плиты, листы, ленты, отливки, чушки из сплавов 6061, ASTM B 209, код ТН ВЭД ТС ИЗ 7604, 7608 и др.
Перечень организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к военным программам в ядерной, химической, биологической и ракетных областях, содержится в распоряжении ФТС России от 07.03.2007 N 026 и доведен до сведения таможенных органов письмом от 23.05.2011 N 123с
Получатель товара "Plasan Sasa Ltd" (Израиль) и конечный пользователь "Kaman Metals Trading Ltd" (Израиль) в данном перечне отсутствуют.
В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Пунктом 2 постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 N 517 "О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности" российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны в установленном настоящими Правилами порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией (далее - разрешение) в случае, если они:
были информированы в письменной форме Федеральной службой по техническому и экспортному контролю о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности;
имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных абзацем первым настоящего пункта целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц.
Из материалов дела следует, что ранее ОАО "КУМЗ" в рамках контракта от 01.09.2011 N 301-11-2730-Р по ДТ N 10502040/060112/0000003 в адрес получателя BEMAYOR IMPORT (Израиль), а также по ДТ N 10502040/100112/0000048, ДТ N 10502040/100112/0000055 в адрес "Kaman Metals Trading Ltd" (Израиль) был вывезен товар - плиты из литейного алюминиевого сплава 6061.
В связи с этим ОАО "КУМЗ" обоснованно указало на то, что у него не имелось оснований полагать, что экспортируемая металлопродукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что, получив информацию о задержании контейнера N MSCU 8588453, ОАО "КУМЗ" 22.02.2012 письмом N ОТО/34 обратилось за разъяснением в ФСТЭК России, в полномочия которой входит осуществление в пределах своей компетенции контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, выдавать заключения о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Письмом ФСТЭК России от 11.03.2012 N 240/57/462 разъяснено, что при вывозе в Израиль для компании "Kaman Metals Trading Ltd" металлопродукции из алюминиевого сплава 6061 в виде плит толщиной 15 мм по контракту от 01.09.2011 N 301-11-2730-Р с фирмой "Aluminium Silicon Mill Products GmbH", Швейцария, общим весов 21 873 кг в соответствии со спецификацией N V1985 (отгрузочная спецификация от 12.01.2012 N 165) оформления лицензии ФСТЭК России не требуется. Названная продукция с учетом представленных экспортером сведений о технических характеристиках и назначении (изготовление комплектующих для промышленного, сельскохозяйственного, медицинского оборудования) не подпадает под действие списков контролируемых товаров и технологий, утвержденных Указами Президента Российской Федерации.
Письмом ФСТЭК России от 17.02.2012 N 240/57/333 ОАО "КУМЗ" поставлено в известность о том, что во избежание претензий к Российской Федерации в содействии созданию дестабилизирующих накоплений и возможному реэкспорту израильской стороной указанной металлопродукции (термоупрочняемый алюминиевый сплав 6061 в виде листов и плит), экспорт металлопродукции необходимо осуществлять в соответствии со ст. 20 Федерального закона "Об экспортном контроле", то есть на основании разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
Таким образом, именно с указанного момента ОАО "КУМЗ" при совершении сделок по экспорту металлопродукции из алюминиевого сплава 6061 в виде плит обязано получать разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.
На момент представления в таможенный орган ДТ N 10502040/180112/0000235 разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на поставку плит из литейного алюминиевого сплава 6061 (код ТН ВЭД - 7606 12 9900) общим весом 21 873 кг в адрес компании "Plasan Sasa Ltd", Государство Израиль, не требовалось.
Учитывая требования ст. 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" до получения соответствующего письма ФСТЭК у заявителя имелась обязанность получить разрешение на вывоз товара в том случае, если у него имелись обоснованные сомнения в целях его использования получателем. Получателем товара в декларации указана компания "Plasan Sasa Ltd". Таможенным органом в материалы дела не представлены доказательства того, что у заявителя должны были возникнуть сомнения относительно целей использования товара указанной организацией.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.11.2012 по делу N А60-41710/2012 отказано в удовлетворении требований ОАО "КУМЗ" о признании незаконным бездействия Екатеринбургской таможни, связанных с выпуском товара, задекларированного по ДТ N 10502040/180112/0000235. Судом сделан вывод о том, что на момент осуществления Екатеринбургской таможней выпуска товара - плит из литейного алюминиевого сплава 6061 (код ТН ВЭД - 7606 12 9900) общим весом 21 873 кг, данные товары экспортному контролю не подлежали.
12.03.2012 письмом N ОТО/54 ОАО "КУМЗ" обратилось в ФСТЭК России с просьбой выдать разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на экспорт в Израиль металлопродукции из алюминиевого сплава 6061 по контракту N 301-11-2730-Р от 01.09.2011 с компанией "Aluminium Silicon Mill Products GmbH", Швейцария.
В соответствии с заключением государственной экспертизы внешнеэкономической сделки от 10.04.2012 N 472 межведомственной экспертной группой принято решение выдать ОАО "КУМЗ" разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на экспорт в Израиль для компании "Kaman Metals Trading Ltd" плит из алюминиевого сплава марки 6061 в соответствии с контрактом от 01.09.2011 N 301-11-2730-Р, заключенного с компанией "Aluminium Silicon Mill Products GmbH", Швейцария.
10.04.2012 Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации ОАО "КУМЗ" выдано разрешение N 88/12-СТ20 на экспорт плит из алюминиевого сплава марки 6061 в соответствии с контрактом от 01.09.2011 N 301-11-2730-Р для пользователей "Kaman Metals Trading Ltd".
Как следует из объяснений заявителя, после получения обращения 22.02.2012 N ОТО/34 ФСТЭК России запросило информацию о конечном пользователе продукции, задекларированной по ДТ N 10502040/180112/0000235, в связи с чем у компании "Plasan Sasa Ltd"был запрошен сертификат конечного пользователя. В представленном сертификате конечным пользователем продукции была указана компания "Kaman Metals Trading Ltd" (л.д.134-136).
В графе 3 сертификата содержится ссылка на то, что "Plasan Sasa Ltd" продает товар "Kaman Metals Trading Ltd", что исключает использование данного товара его получателем для иных целей.
В связи с этим в письме ФСТЭК России от 11.03.2012 N 240/57/462, заключении государственной экспертизы внешнеэкономической сделки от 10.04.2012 N 472, разрешении Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации от 10.04.2012 N 88/12-СТ20 указан получатель продукции "Kaman Metals Trading Ltd".
По мнению суда апелляционной инстанции, указание в письме ФСТЭК России от 11.03.2012 N 240/57/462 получателя продукции - "Kaman Metals Trading Ltd", а не "Plasan Sasa Ltd" при вышеизложенных обстоятельствах не может быть положено в основу вывода о нарушении ОАО "КУМЗ" требований ст. 213 ТК ТС и несоблюдении установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Кроме того, 17.08.2012 ФСТЭК России письмом N 240/57/1732 разъяснила, что при рассмотрении обращения ОАО "КУМЗ" от 22.02.2012 N ОТО/34 о поставке плит из литейного алюминиевого сплава 6061 (код ТНВЭД - 7606 12 9900) в адрес фирмы "Plasan Sasa Ltd" (Израиль), конечный пользователь фирма "Kaman Metals Trading Ltd" (Израиль), ФСТЭК России приняла решение о возможности осуществления данной внешнеэкономической следки на основании заключения ФСТЭК России о неприменении мер нетарифного регулирования, то есть без получения разрешения комиссии по экспортному контролю. При этом принята во внимание информация о количестве металлопродукции, конечном пользователе, целях ее использования (изготовление комплектующих для промышленного, сельскохозяйственного, медицинского оборудования).
Приведенные в оспариваемом постановлении ссылки на письмо ФСТЭК России от 20.12.2011 N 240/57/2804 об отказе ОАО "КУМЗ" в получении разрешения на вывоз плит из алюминиевого сплава 6061 в соответствии с приложением от 01.09.2011 N 101В к контракту от 19.07.2007 N 301-07-2720-Р с компанией "Aluminium Silicon Mill Products GmbH", Швейцария, не могут быть приняты во внимание.
Из указанного письма ФСТЭК России от 20.12.2011 N 240/57/2804 следует, что решение о запрете поставки в Израиль вышеназванной металлопродукции послужили выводы о сфере деятельности конечного пользователя (Rafael Advanced Defense Systems Ltd), значительного объема (500 т) и заявленного использования поставляемой металлопродукции (изготовление элементов оборудования оборонных систем), что свидетельствовало о наличии риска наращивания военного потенциала Израиля и его дестабилизирующего влияния на безопасность в Ближневосточном регионе.
Изложенное прямо подтверждено в письме ФСТЭК России от 17.08.2012 N 240/57/1732,, при этом дополнительно указано на то, что содержание письма от 20.12.2011 N 240/57/2804 относилось исключительно в вышеуказанной внешнеэкономической сделке.
Таким образом, анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о недоказанности таможенным органом наличия в действиях ОАО "КУМЗ" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление таможенного органа от 04.02.2013 по делу об административном правонарушении N 10317000-665/2012 о привлечении ОАО "КУМЗ" к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 апреля 2013 года по делу N А60-4910/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4910/2013
Истец: ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод"
Ответчик: Новороссийская таможня