Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 сентября 2007 г. N 11252/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г.
рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства финансов РФ о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2006 по делу N А40-58949/06-102-527 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.06.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Северянин" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 3 699 648 рублей 89 копеек в порядке субсидиарной ответственности.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены федеральное государственное учреждение "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Московском регионе", Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральное агентство по энергетике.
Суд установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2006 в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Северянин" взыскано 3 699 648 рублей 89 копеек.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что настоящий иск предъявлен ОАО "Северянин" в субсидиарном порядке к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ вследствие неисполнения основным должником - ФГУ "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Московском регионе" решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-63026/04-64-621.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Поскольку собственником имущества федеральных государственных учреждений является Российская Федерация, суд, руководствуясь положениями статьи 158 Бюджетного кодекса РФ и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", пришел к выводу о том, что от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по настоящему спору должно нести Министерство финансов РФ, являющееся главным распорядителем денежных средств федерального бюджета по отношению к основному должнику.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 05.06.2007 оставил решение от 28.12.2006 без изменения.
Заявитель (Министерство финансов РФ) просит о пересмотре судебных актов первой и кассационной инстанций в порядке надзора, ссылаясь на нарушения в толковании и применении норм права.
В частности, заявитель считает, что надлежащим ответчиком - главным распорядителем бюджетных средств и лицом, правомочным выступать в суде от имени Российской Федерации по данному иску, предъявленному в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственного бюджетного учреждения, является Федеральное агентство по энергетике.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Довод заявителя о возложении ответственности на ненадлежащего ответчика является неосновательным.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ" и пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" по искам, предъявленным в порядке статьи 120 Гражданского кодекса РФ, учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
При удовлетворении указанных исков не допускается ограничение источников взыскания только средствами бюджета и действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Учитывая изложенное, вывод судов о взыскании спорной задолженности в порядке субсидиарной ответственности за счет казны публично-правового образования (Российской Федерации), являющегося собственником имущества учреждения-должника, а не с государственного органа, является обоснованным.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса РФ и положений Бюджетного кодекса РФ государственным органом, полномочным выступать от имени федеральной казны, является Министерство финансов РФ.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А40-58949/06-102-527 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 28.12.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.06.2007 по этому делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 сентября 2007 г. N 11252/07
Текст определения официально опубликован не был