г. Санкт-Петербург |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А26-10809/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7785/2013) ООО "ДВС" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2013 по делу N А26-10809/2012 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению ООО "ДВС"
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
о признании незаконным решения от 17.09.2012 N 163
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДВС" (ОГРН 1111001001484, место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева, 68, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Республике Карелия (далее - Фонд социального страхования) от 17.09.2012 N 163 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов в размере 150783 руб. 92 коп., пеней в размере 3 896 руб. 40 коп. и штрафа в размере 30 156 руб. 79 коп.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2013 в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что спорные выплаты не являются доплатой к заработной плате за особые условия труда, а являются компенсационными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации и связанными с выполнением работниками их трудовых функций.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5, части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов и обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Фонд социального страхования провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 16.02.2011 по 31.03.2012.
По результатам проверки Фонд социального страхования вынес решение N 163 от 17.09.2012, в котором указал на нарушение обществом статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ, а именно:
- не начислены страховые взносы на дополнительную компенсацию работникам за выполнение трудовых обязанностей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренную коллективным договором, выплаченную согласно приказам общества в сумме 5199445 руб. 69 коп.; в результате этого сумма неуплаченных страховых взносов составила 150783 руб. 92 коп.;
- не начислены страховые взносы на выплаты работнику в связи с увольнением по соглашению сторон в сумме 34243 руб. 91 коп. в ноябре 2011 года; в результате этого сумма неуплаченных страховых взносов составила 993 руб. 07 коп.
Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 30 355 руб. 40 коп., Обществу предложено уплатить штрафные санкции, а также недоимку по страховым взносам в сумме 151 776 руб. 99 коп. и пени в сумме 3 924 руб. 82 коп.
Считая решение Фонда не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта Фонда в части доначисления страховых взносов в размере в 150783 руб. 92 коп., в связи с включением в базу для их начисления дополнительной компенсации работникам за выполнение трудовых обязанностей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренной коллективным договором, начисления в связи с этим пеней в размере 3896 руб. 40 коп. и привлечения к ответственности за неуплату указанных страховых взносов в виде штрафа в размере 30156 руб. 79 коп..
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении требований, указал, что спорные выплаты являются составной частью заработной платы и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Один вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера: заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. При этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат предусмотрен ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом к (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Статьей 313 ТК РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные выплаты (выплата дополнительной компенсации за выполнение трудовых обязанностей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях) работникам производились предприятием в порядке, установленном п. 3.26 коллективного договора. Спорные выплаты осуществлялись работникам исходя из финансовой возможности на основании ежемесячных приказов.
Оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, и руководствуясь ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст. 43, 57, 129, 135 164 Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты входят в действующую систему оплаты труда (включающую повременную заработную плату, районный коэффициент, кадровую надбавку, компенсацию за работу в районах Крайнего Севера), в связи с чем являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, отметив, что указанные выплаты не являются возмещением понесенных работниками конкретных (определенных) расходов, подтвержденных соответствующими документами, спорные суммы выплачиваются ежемесячно всем работникам.
Рассматриваемые выплаты соответствуют определению компенсаций установленных ст. 129, 135 ТК РФ, а именно представляют собой доплаты, надбавки компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, установленную коллективным договором, а, следовательно, входят в состав оплаты труда и подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах следует признать, что в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены на основании статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2013 по делу N А26-10809/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "ДВС" (ОГРН 1111001001484, место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева, 68) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в апелляционном суде в размере 2000 рублей.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10809/2012
Истец: ООО "ДВС"
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, представитель истца: Мокров А. А
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2013 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-10809/12