город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2013 г. |
дело N А53-36757/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалева Н.В.,
судей Ереминой О.А., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агуряном А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.04.2013 по делу N А53-36757/2012
по иску открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), Российской Федерации в лице Минобороны РФ (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее - ответчики) о взыскании задолженности за потребленную в октябре 2011 - марте 2012 тепловую энергию в размере 412880,83 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 25477,08 руб.
Определением суда от 06.03.2013 г. в качестве соответчика по делу привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2013 с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в пользу открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" взыскано 438 357,91 руб., из которых: 412 880,83 руб. - сумма основного долга, 25477,08 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами; а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 11767,14 руб. В случае недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ взыскание в субсидиарном порядке произвести с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Министерство обороны Российской Федерации обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ указывает, что задолженность должна быть взыскана с ОАО "РЭУ", что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2012 N 8871/12, считает, что при отсутствии вины учреждения может служить основанием для освобождения от ответственности в порядке статьи 401 ГК РФ.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ со ссылкой на статьи 120,399 ГК РФ, считает, что субсидиарная ответственность у Министерства обороны РФ отсутствует.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчиков в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Краснодартеплоэнерго" (правопредшественник истца) и ФГУ "Краснодарсвкая КЭЧ района" (правопредшественник ответчика) заключен договор на отпуск тепловой энергии от 01.06.2006 г. N 542.
В соответствии с условиями заключенного договора истец обязан подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию, а ответчик соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, а также оплачивать принятую тепловую энергию.
В соответствии с п. 4.3 договора истец ежемесячно до 15 числа месяца оформляет и направляет платежные требования на расчетный счет потребителя. При отсутствии расчетного счета ответчик обязан ежемесячно до 15 числа получать платежное требование и счет фактуру по доверенности в расчетном отделе истца.
Истец надлежащим образом исполнил обязательства по поставке тепловой энергии на отапливаемые объекты ответчика.
Ответчик ненадлежащим образом и не в полном объеме исполнял обязательства по оплате потребленной тепловой энергии, в связи с чем, образовалась задолженность за период с 01.10.2011 по 31.03.2012 в сумме 412 880,83 руб.
Неоплата возникшей задолженности послужила для истца причиной для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что плательщиком и ответчиком по настоящему делу является ОАО "РЭУ" отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Абонентом по договору N 542 от 01.06.2006 является ФГУП Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть. В соответствии с уставом Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ согласно приказу Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе федерального государственного учреждения "Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (т.1 л.д. 56).
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником федерального государственного учреждения "Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района". ОАО "РЭУ" не является стороной по договору энергоснабжения, никаких соглашений к договору относительно того, что плательщиком по договору выступает ОАО "РЭУ" сторонами договора не заключалось. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 8871/12 по делу N N А40-64108/2011-53-555 является не обоснованной. В указанном деле арбитражными судами рассматривались иные обстоятельства дела, в частности, между энергоснабжающей организацией и ОАО "РЭУ" было заключено соглашение о том, что плательщиком по договору энергоснабжения является ОАО "РЭУ". В настоящем деле такого соглашения между энергоснабжающей организацией не заключалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.
Нормой, закрепленной пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, отношения, связанные с оплатой поставленной тепловой энергией, регулируются положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно последней оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку ответчиком в распоряжение суда не были представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении им взятых на себя обязательств по договору в полном объеме, а имеющимися в деле документами доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора по оплате фактически отпущенной тепловой энергии, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 412 880,83 руб.
Истцом также, в соответствии с условиями договора заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 25477,08 руб.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующим в месте нахождения юридического лица-кредитора учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, а при взыскании в судебном порядке на момент подачи иска или вынесения решения.
Факт нарушения ответчиком сроков оплаты потребленной тепловой энергии установлен материалами дела, расчет истца проверен и признан обоснованным требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 25477,08 руб. также подлежит удовлетворению.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства обороны Российской Федерации субсидиарной ответственности отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 5 Устава Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. В соответствии с пунктом 11 Устава учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны.
Как следует из материалов дела, ответчик является казенным учреждением, получающим бюджетные средства из федерального бюджета от главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации. Подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. В соответствии с приложением N 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и приложением N 11 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Министерство обороны Российской Федерации входит в состав главных распорядителей средств федерального бюджета в составе ведомственной структуры расходов.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации выступает в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений и предъявление настоящего иска к Министерству обороны Российской Федерации, как к субсидиарному должнику, признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норма материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2013 по делу N А53-36757/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-36757/2012
Истец: ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Кавказское территариальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений"
Третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства Обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-36757/12