г. Красноярск |
|
21 июня 2013 г. |
Дело N А69-2461/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 23 января 2013 года по делу N А69-2461/2012,
принятое судьей Санчат Э.А.,
при выполнении судебного поручения об организации видеоконференц-связи судьей Арбитражного суда Республики Тыва Павловым А.Г.,
при ведении видеозаписи судебного заседания и составлении протокола о совершении отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Арбитражного суда Республики Тыва Тукар Д.О.,
при ведении протоколирования судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей, присутствующих в Арбитражном суде Республики Тыва:
от заявителя (Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва)- Монгуш Ч.К. на основании доверенности от 07.05.2013, паспорта,
от ответчика (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва)- Доржукай А.А. на основании доверенности от 15.01.2013, паспорта,
установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительными представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее- ответчик, ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва) от 27.08.2012 N 153 и акта от 06.07.2012 в части ненадлежащего исполнения бюджета в общей сумме 1 357 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 23 января 2013 года заявление удовлетворено в части. Признан недействительным пункт 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.07.2012 N 153 в части ненадлежащего исполнения бюджета в сумме 1 357 200 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением в части удовлетворения заявленного требования, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что Министерством произведены документально неподтвержденные расходы в сумме 1 357 200 рублей в результате перечисления средств субвенций 54 продавцам жилых помещений сверх предусмотренных свидетельствами объемов безвозмездных субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва поддержал требования апелляционной жалобы, сослалась на доводы, изложенные в уточненной апелляционной жалобе, просила суд отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой заявителем части без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (решение суда первой инстанции обжалуется в части удовлетворения требования о признании недействительным пункта 1 представления от 27.07.2012 N 153 в части ненадлежащего исполнения бюджетного процесса в сумме 1 357 200 рублей), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В период с 22.06.2012 по 06.07.2012 ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва проведена проверка использования Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва в 2011 году бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов (в части субвенций, выделенных для предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов).
В результате проверки установлено, что, в нарушение пункта 2 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 5 Порядка предоставления субсидий па приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2006 N 621, Министерством произведены документально неподтвержденные расходы, в результате перечисления средств субвенций продавцам 54 жилых помещений сверх предусмотренных свидетельствами объемов безвозмездных субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов на сумму 1357200 рублей.
Так, Министерством продавцам жилых помещений перечислено субсидий на приобретение (строительство) жилья льготной категории граждан на общую сумму 48 055 500 рублей, тогда как свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья льготной категории выданы на сумму 46 698 300 рублей.
В результате проверки ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва сделан вывод, что Министерством произведена оплата за счет средств субвенций на приобретение жилья 54 получателям средств субсидий на 1 357 200 рублей больше, чем указано в свидетельствах о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья, что является ненадлежащим исполнением бюджета (бюджетного процесса), в результате действий (бездействий), связанных с распределением, получением и использованием бюджетных средств, влекущими ненадлежащее исполнение бюджета (бюджетного процесса) в виде неправомерного осуществления неподтвержденных расходов бюджетных средств в общей сумме 1 357 200 рублей.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.07.2012 N 208, Министерству выдано представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.07.2012 N 153, согласно которому руководителю Министерства необходимо в срок не позднее 30 дней с даты получения представления принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с актом проверки от 06.07.2012 N 208 и представлением 27.07.2012 N 153, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.07.2012 N 153 является ненормативным правовым актом: издано в документальной форме с указанием необходимых реквизитов (наименование должностного лица, дата, подпись), выражает властное предписание индивидуального характера (содержит выводы о незаконном использовании средств федерального бюджета, о нарушении бюджетного законодательства, требование, обязывающее принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и информировании о результатах рассмотрения представления), предполагает в случае его неисполнения применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации). Названное представление обязывает совершить определенные действия, связанные с осуществляемой Управлением Росреестра по Республике Хакасия деятельностью, то есть, затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Таким образом, указанный ненормативный правовой акт может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 157, 268, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 23.2 Закона о ветеранах, пункту 11 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, пунктами 1, 4, 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89 н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н, оспариваемое представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.07.2012 N 153 вынесено ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее- Закон о ветеранах), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах, объем средств по обеспечению жильем, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно пункту 11 статьи 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2006 N 621 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее- Порядок N 621).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 621 правом на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидия) обладают, в том числе, следующие категории граждан в соответствии со статьями 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах": инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 года; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Согласно пункту 10 Порядка N 621 гражданин, которому выделяется субсидия, имеет право приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания.
Пунктом 5 Порядка N 621 предусмотрено, что право граждан на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья, срок действия которого не должен превышать шесть месяцев с момента его выдачи.
Свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее - свидетельство) является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия.
В силу пункта 7 Порядка N 621, стоимость приобретаемого жилья, указываемая в соответствующем договоре, не должна быть менее размера получаемой субсидии, указанного в свидетельстве о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Пунктом 14 Порядка N 621 предусмотрено, что размер предоставляемой субсидии определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров лицам, указанным в подпунктах 1,2,4-7 пункта 3 Порядка; 18 квадратных метров - лицам, указанным в подпунктах 3,7.1., 8 пункта Порядка, и средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Тыва, устанавливаемой федеральный органом исполнительной власти.
При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не доказан факт ненадлежащего исполнения заявителем бюджета (бюджетного процесса) в виде неправомерного осуществления неподтвержденных расходов бюджетных средств в общей сумме 1 357 200 рублей в результате перечисления средств субвенций 54 продавцам жилых помещений сверх предусмотренных свидетельствами объемов безвозмездных субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах определен объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом, согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона о ветеранах, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2006 N 169 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 которой размер субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", определяется по следующей формуле:
С2 = Ч x 36 кв.м x Р x Л,
где:
Ч - численность граждан из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет и имеющих право на оказание мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в субъекте Российской Федерации;
Р - средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, устанавливаемая ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
Л - поправочный коэффициент, который рассчитывается как отношение объема бюджетных ассигнований, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год на реализацию передаваемых федеральных полномочий по обеспечению жильем указанных категорий граждан, к общей сумме потребностей субъектов Российской Федерации в средствах на эти цели. Указанная потребность для каждого субъекта Российской Федерации определяется как произведение численности нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (на начало текущего финансового года) на 36 кв. метров и на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, определенную в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответственность за превышение норматива общей площади жилья 36 и 18 кв.м, используемого в методике расчета соответствующей субвенции, а следовательно, необоснованного расходования субвенций, наступает лишь в случае фактического превышения таких расходов органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва, делая выводы о необоснованном расходовании Министерством субвенций, исходило исключительно из 54 фактов приобретения гражданам жилой площади более установленного в свидетельстве сумм, однако ответчиком не учтен максимальный размер субвенции, подлежащий выплате лицу, исходя из строго установленного размера норматива и рыночной стоимости 1 кв. м жилья в регионе на соответствующий период.
Так, ТУ Росфиннадзора по Республике Тыва указывает, что вдове ветерана ВОВ Гришиной А.Ф. выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья от 22.10.2011 N 97 на сумму 874 800 рублей. Однако перечислено получателю Нестеровой Г.Л. средств субсидий за приобретение жилья Гришиной А.Ф. по платежному поручению от 08.06.2011 N 40980 на сумму 919 800 рублей или сумма, указанная в свидетельстве о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья меньше на 45 000 рублей, что по мнению Управления Росфиннадзора РТ не соответствует пункту 5 Порядка предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 16.05.2006 N 621.
Как следует из материалов дела, на момент выдачи свидетельства N 97 Гришиной А.Ф. 22.10.2010 средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Тыва на четвертый квартал 2010 года, согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 30.09.2010 N 438, составляла 24 300 рублей (24300 х 36 кв.м.= 874 800). Таким образом, свидетельство от 22.10.2010 N 97 Гришиной А.Ф. выдано на сумму 874 800 рублей, что соответствует положениям пункта 3.1 статьи 23.2 Закона о ветеранах, пункту 12.1 Порядка N 621.
Тогда как на момент перечисления средств для приобретения жилья согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 30.03.2011 N 131 средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Тыва на второй квартал 2011 года уже составляла 26 350 рублей (26 350 х 36 кв.м.=948 600 рублей). Средств субсидий за приобретение жилья Гришиной А.Ф. по платежному поручению от 08.06.2011 N 40980 перечислено на сумму 919 800 рублей, то есть Министерством не превышен норматив общей площади жилья 36 кв.м., используемого в методике расчета соответствующей субвенции.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств).
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, предусмотренного статьей 34 Кодекса, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В силу пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Из акта проверки от 06.07.2012 N 208 (л.д 49) следует, что из федерального бюджета Республике Тыва на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем льготных категорий граждан в 2011 году предоставлено в виде субвенций 49 654 400 рублей; в Министерство поступило 49 654 400 рублей; расходование средств по статье "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" за 2011 год в соответствии со статьями 14,15, 21, 23.2 Закона о ветеранах, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 произведено на сумму 38 889 200 рублей; расходование средств по статье "Обеспечение жильем инвалидов войны и участников боевых действий в соответствии со статьей 16 Закона о ветеранах произведено на сумму 10 765 200 рублей; по состоянию на 30.12.2011 неиспользованный остаток средств субвенций составил 1 598 900 рублей, которые отозваны расходными расписаниями от 30.12.2011 N 4064-2-913, N 4033-2-913, по состоянию на 01.01.2012 средства субвенций на лицевом счете Министерства не числились, нарушений не установлено.
Таким образом, размер предоставленных Республике Тыва субвенций отдельным категориям граждан на обеспечение жильем за 2011 год Министерством не превышен.
При предоставлении в 2011 году субсидий на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов Министерством соблюдены предусмотренные Порядком N 621 требования, нарушений не установлено.
Размер субсидии, предоставляемый для приобретения жилья льготной категории лиц из числа ветеранов, инвалидов и семьей, имеющих детей инвалидов, определен по формуле, предусмотренной Порядком N 621, исходя из общей площади жилья (18/36 квадратных метров в зависимости от категории лиц) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Тыва, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти на момент предоставления субсидии.
Кроме того, в материалах дела имеется реестр утвержденных протоколов Межведомственной комиссии о выделении льготной категории средств субвенций в 2011 году (л.д. 69), согласно которому Межведомственной комиссией утверждены суммы к перечислению соответствующие фактически перечисленным по платежным поручениям.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ответчиком не доказан факт ненадлежащего исполнения заявителем бюджетного процесса в сумме 1 357 200 рублей.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 1 представление ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.07.2012 N 153 не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 12 декабря 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины по настоящему делу не понесены, следовательно, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 23 января 2013 года по делу N А69-2461/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2461/2012
Истец: Министерство здравоохранения и социального развития РТ
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по РТ