город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2013 г. |
дело N А01-128/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
от третьего лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 2"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.04.2013 по делу N А01-128/2013, принятое судьей Хутыз С.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 2"
к заинтересованному лицу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея
при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными постановления по делу об административном правонарушении от 25.12.2012 N 059 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 2" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, ссылаясь на то, что общество на момент проверки не являлось платежным агентом, и его действия не подпадают под регулирование Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ). Также заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея и Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея в отзывах на жалобу указали на законность и обоснованность принятого решения. Просили рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Ходатайство общества об отложении судебного разбирательства отклонено протокольным определением.
Ходатайства заинтересованного и третьего лиц о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие удовлетворены, что подтверждается протокольным определением. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество оказывает населению услуги по приему платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 2" имеет счета N 40702810700000000718, N 407028105000000079 в АКБ "Майкопбанк".
На основании поручения от 19.12.2012 N 941 (т.1 л.д. 68) инспекцией 19.12.2012 была проведена проверка ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 2" по вопросу использования организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц (деятельность платежного агента), специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В ходе проверки установлено, что 17.12.2012 выручка (платежи населения) ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 2" составила 252 908 руб. 63 коп., за 18.12.2012 - 205 854 руб. 59 коп. Общество, принимая от населения платежи в пользу поставщиков коммунальных услуг ресурсоснабжающих организаций, зачислило принятые наличные денежные средства на сумму 325 000 рублей на расчетный счет N 40702810700000000718, а также наличные денежные средства (платежи), принятые от населения на сумму 120 000 рублей за содержание жилья, согласно договорам между управляющей компанией и собственниками помещений зачислило на расчетный счет N 407028105000000079, т.е. ООО "Управляющая компания ЖЭУ N2" 17.12.2012-18.12.2012 осуществило прием платежей без зачисления принятых от населения наличных денежных средств на специальный банковский счет.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 19.12.2012 N 001 (т. 1 л.д. 64-67), и протоколе об административном правонарушении от 20.12.2012 N 087 (т.1 л.д. 62), на основании которых в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания N 059 от 25.12.2012 в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (т.1 л.д. 58). Действия общества квалифицированы по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6).
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Диспозиция части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в нарушении платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользовании платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Санкцией данной нормы предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, обществу в качестве объективной стороны вменено неиспользование обществом, как платежным агентом, специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей наличных денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального Закона 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Понятия "плательщик", "платежный агент", "оператор по приему платежей" содержатся в статье 2 Федерального Закона 103-ФЗ. Так, под плательщиком понимается физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; под платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператором по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 Федерального Закона 103-ФЗ предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу частей 14 и 15 статьи 4 Федерального Закона 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
При таких обстоятельствах, прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в части 14 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 названного закона, не допускаются.
Действие положений части 14 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п.п. 8, 9 ст. 23 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ).
Факт получения обществом выручки (платежей населения) 17.12.2012-18.12.2012, и зачисления выручки на расчетные счета N 40702810700000000718, N 407028105000000079 подтверждается копиями приходных кассовых ордеров от 17.12.2012 N 497, от 18.12.2012 N 499, копиями чеков инкассации от 17.12.2012, от 18.12.2012, снятых с ККТ, зарегистрированной за ООО "Управляющая компания ЖЭУ N2", копиями расходных кассовых ордеров от 17.12.2012 N 825, N 826, от 18.12.2012 N 829, N 830, квитанциями к сумме от 17.12.2012 N 017, N 018, от 18.12.2012 N 0018, N 18, копиями журнала кассира-операциониста общества (с указанием выручки за 17.12.2012, 18.12.2012).
Из выписки по счету N 40702810700000000718 за период с 01.03.2013 г по 31.12.2012, видно, что денежные средства, полученные в качестве коммунальных платежей за коммунальные услуги 17.12.2012 и 18.12.2012 зачислялись обществом на данный счет. Специальный банковский счет N 40821810500000000718 открыт обществом после проведения проверки (09.01.2013).
При таких обстоятельствах, выводы суда о доказанности наличия в деянии общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правомерными и обоснованными.
Проверив соблюдение налоговым органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений требований статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела инспекцией в данном конкретном деле не допущено.
Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.04.2013 по делу N А01-128/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-128/2013
Истец: ООО "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N2"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Адыгея, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7459/13