город Ростов-на-Дону |
|
28 июня 2013 г. |
дело N А32-40219/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей, Сулименко О.А., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Ковсар" - представитель - Ибрагимов Абусупиян Магомедович, доверенность от 01.03.2012 г.,
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края представитель не явился, о времени и месте судебного заседания министерство уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 г. по делу N А32-40219/2012,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ковсар"
к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ковсар" (далее - ООО "Ковсар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края (далее - Департамент Росприроднадзора по Краснодарскому краю, в настоящее время - Министерство природных ресурсов Краснодарского края) о признании незаконным и отмене постановления N 1.12/449/3-3 от 06.12.2012 г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением суда от 29.03.2013 г. постановление департамента N 1.12/449/3-3 от 06.12.2012 г. признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что общество не осуществляет деятельности по обращению с отходами. ООО "Ковсар" не было уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 29.03.2013 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы министерство ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку не осуществляет деятельности в области обращения с отходами.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 05.09.2012 г. N 1.12/449 сотрудниками Департамента Росприроднадзора по Краснодарскому краю 10.10.2012 г. проведена плановая проверка по вопросам соблюдения ООО "Ковсар" требований действующего природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности общества образуются отходы 1-4 классов опасности, однако паспорта на отходы не разработаны; класс опасности отходов не подтвержден; договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению отходов отсутствует; журнал образования и движения отходов не представлен; лица, допущенные к обращению с отходами не прошли специальную подготовку; места для накопления отходов отсутствуют.
По факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки от 11.10.2012 г. N 1.12/449-1, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 08.11.2012 г. N 1.12/449/3-1.
Постановлением департамента Росприроднадзора Краснодарского края N 1.12/449/3-3 от 06.12.2012 г. ООО "Ковсар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением штрафа в сумме 120 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со статьей 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 2 статьи 14). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (часть 3 статьи 14).
Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (пункт 1 статьи 15).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), пунктом 3.6 которых установлено, что хранение твердых промышленных отходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрены условия, которые должны соблюдаться при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.
В ходе проведенной департаментом Росприроднадзора в отношении ООО "Ковсар" проверкой установлено, что в процессе деятельности заявителя образуются отходы 1-4 классов опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные, тара полиэтиленовая и картонная из-под керамической плитки; отходы от уборки территории.
В нарушение вышеприведенных норм общество не осуществило учет образовавшихся, переданных другим лицам для обезвреживания отходов; не подтвердило класс опасности отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия; паспорта опасных отходов не оформлены; лица, допущенные к обращению с отходами, не имеют профессиональной подготовки; места для накопления отходов отсутствуют.
Указанные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Вина общества в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований природоохранного законодательства. Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлены.
Вывод суда первой инстанции о том, что общество "Ковсар" не осуществляет деятельности по обращению с отходами, судебная коллегия находит ошибочным.
Субъектами административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Общество на своей территории осуществляло хранение отходов, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела. Действия общества относятся к накоплению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Данный вывод апелляционного суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 г. N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58АЖ.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Ковсар" не является субъектом вменяемого ему правонарушения, является ошибочным.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные обществом требования. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В процессе настоящего судебного разбирательства установлено, что дело об административном правонарушении рассмотрено 06.12.2012 г. в отсутствие законного представителя общества.
Доказательств извещения законного представителя ООО "Корсар" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 06.12.2012 г. заинтересованным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Тем самым общество лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, в том числе, воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 г. по делу N А32-40219/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л. А. Захарова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40219/2012
Истец: ООО "Ковсар"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40219/12