г. Чита |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А10-509/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства, с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 апреля 2013 года по делу N А10-509/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бурят-Терминал" (ОГРН 1020300967510, ИНН 0326011255) об оспаривании постановления Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Бурятия (ОГРН 1020300977949, ИНН 0323084128) от 06.02.2013 N 57 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: Устинова Н.В.),
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Путинцевой Н.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республике Бурятия секретарем судебного заседания Саенко В.Ю.,
от заявителя: Зянцева М.А., представителя по доверенности от 05.0.12013;
от заинтересованного лица: Мещерикова Д.С., представителя по доверенности от 23.04.2013;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Бурят-Терминал", обратился к Управлению Федеральной службы безопасности России по Республике Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Бурятия от 06.02.2013 N 57 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 17 апреля 2013 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события правонарушения - оказания услуг по защите государственной тайны без соответствующей лицензии.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив суду, что суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства и дал им ненадлежащую оценку.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы и просил отказать в её удовлетворении.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 29.05.2013.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.2.1 ст.2 Устава общества с ограниченной ответственностью "Бурят-Герминал", утвержденного решением единственного частника ООО "Бурят-Терминал" - ОАО "Бурятнефтепродукт" от 30 марта 2010 года N 4, общество с ограниченной ответственностью "Бурят-Герминал" является юридическим лицом и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, ему присвоены ОГРН 1020300967510, ИНН 0326011255.
Согласно п.2.15 Устава, общество несет ответственность за организацию и проведение мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также на основании договора N БНП - 05/21 от 03.05.2005 г. оказывает услуги ОАО "Бурятыефтепродукт" в области защиты сведений, составляющих государственную тайну (т. 1, л. 34).
Данный вид деятельности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", подлежит лицензированию.
Поскольку 10.01.2011 лицензия Б 333108 N 186 от 10.01.2005 (т. 1, л. 38) прекратила свое действие на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны - ведение секретного делопроизводства в ОАО "Бурятнефтепродукт", с 01.03.2012 действие договора N БНП - 05/21 от 03.05.2005 по инициативе ООО "Бурят-Терминал" приостановлено.
Указанное не оспаривается сторонами и, в силу ч. 3.1 ст.70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считается установленным.
Между тем, как следует из материалов дела и оспариваемого постановления, обществу вменяется то, что после окончания действия указанной лицензии, в режимно-секретном подразделении ООО "Бурят-Терминал" на хранении находятся документальные материалы с грифом "секретно", принадлежащие ОАО "Бурятнефтепродукт", и в частности документальные материалы с грифом "секретно": 7 дел и 5 журналов закрытых производств, 10 дел и 4 журнала, находящихся в производстве. Более того, согласно протоколу опроса свидетеля Корытова В.А., ведущего специалиста по пожарной безопасности ГО ЧС, мобилизационной подготовке и режимно-секретной работе ООО "Бурят-Терминал", в период с 31 октября 2011 года в журнале учета входящих, отпечатанных, исходящих и внутренних документов зарегистрировано 5 документов (т. 1, л. 27-29).
Таким образом, из материалов дела, оспариваемого постановления, протокола по делу об административном правонарушении следует, что общество в отсутствие соответствующей лицензии продолжало осуществлять деятельность по осуществлению мероприятий и оказанию услуг в области защиты государственной тайны - ведение секретного делопроизводства в ОАО "Бурятнефтепродукт", в нарушение ст. 27 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" и п.1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведении, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также утвержденным постановлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333, п. 6 Инструкции N 3-1 2004 года "Об обеспечении режима секретности в Российской Федерации".
Постановлением N 57 от 06 февраля 2013 года (т. 1, л. 17) названные выше действия общества квалифицированы административным органом по ч. 2 ст. 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в размере 40 000 руб.
Диспозиция ч. 2 ст. 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанные обстоятельства, считает, что административный орган обоснованно квалифицировал действия общества, совершенные после истечения срока действия лицензии N 186 от 10.01.2005, по предоставлению мероприятий и (или) оказанию услуг по защите государственной тайны - ведение секретного делопроизводства в ОАО "Бурятнефтепродукт", выраженные в хранении в режимно-секретном подразделении ООО "Бурят-Терминал" документальных материалов с грифом "секретно", принадлежащих ОАО "Бурятнефтепродукт", по ч. 2 ст.13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как занятие видом деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества о том, что поскольку ОАО "Бурятнефтепродукт" не имеет лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, осуществляющих государственную тайну, оно не имело возможности передать ему документы, содержащие такие сведения, по следующим освоениям.
В материалах дела отсутствуют доказательства, о том, что ООО "Бурят-Терминал" принимало меры по возврату с хранения указанные документы их собственнику, но они не были реализованы в силу объективных причин, не зависящих от воли, как самого общества, так и собственника указанных документов.
Как следует из материалов дела, предприятие в силу своего правого статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела, у него имелась такая возможность.
Отсутствие у собственника лицензии на работу с секретными документами не означает, что ООО "Бурят-Терминал", оказывавшее услуги на основании лицензии, после истечения срока ее действия, вправе оказывать данные услуги в связи с невозможностью передачи их собственнику из-за отсутствия у последнего соответствующей лицензии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждается, что в действиях общества имеется состав правонарушения, квалифицируемый по ч. 2 ст. 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
При этом довод общества и выводы суда первой инстанции о том, что материалами дела не подтверждается, что после истечения срока действия лицензии ОАО "Бурятнефтепродукт" оплачивало ООО "Бурят-Терминал" услуги по договору N БНП - 05/21 от 03.05.2005 об оказании услуг по защите государственной тайны, не имеют правового значения, поскольку закон связывает ответственность с осуществлением указанной деятельности без лицензии, независимо от того, оплачивалась ли она контрагентом заявителя или нет, поскольку отношения с оплатой услуг носят исключительно гражданско-правовой характер.
Порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы заявителя, что оспариваемым постановлением административный орган повторно привлек общество к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку за данное правонарушение общество уже привлекалось, о чем свидетельствует постановление N 56 от 06.02.2013 (т. 1, л. 10).
Суд апелляционной инстанции, оценив указанный довод, установил, что согласно данному постановлению противоправное действие общества состоит в том, что оно осуществляло работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну и хранило секретные документы после истечения срока действия лицензии от 10.01.2005 рег. N 185 на бланке Б 333107, срок действия которой истек 10.01.2011, что свидетельствует об ином противоправном событии, чем это установлено в постановлении N 57 от 06.02.2013.
Между тем, суд апелляционной инстанции усматривает, что обществу назначено наказание в максимальном размере, установленном ч. 2 ст.13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Согласно ч. 1 и 3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер санкции определяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Постановление N 57 от 06 февраля 2013 не содержит каких-либо обстоятельств, указывающих на наличие в действиях общества обстоятельств, отягчающих ответственность, либо иных мотивов назначения обществу наказания в максимальном размере.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что в таком случае, постановление N 57 подлежит признанию незаконным в части назначения наказания в размере 10 000 руб., а само наказание подлежит определению в размере 30 000 руб.
Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "17" апреля 2013 года по делу N А10-509/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Постановление Управления ФСБ России по Республике Бурятия от 06.02.2013 N 57 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Бурят-Терминал" к административной ответственности по части 2 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. признать незаконным и отменить в части назначения наказания в размере 10 000 руб.
Определить размер штрафных санкций назначенных Обществу с ограниченной ответственностью "Бурят-Терминал" в размере 30 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-509/2013
Истец: ООО Бурят-Терминал
Ответчик: Управление федеральной службы безопасности России по РБ