Тула |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А68-11500/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.06.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.И. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии от заинтересованного лица - министерства сельского хозяйства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101129163, ИНН 7107032488) - Юдина Ю.В. (доверенность от 03.06.2013 N 23-01-03/2005), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" (г. Тула, ОГРН 1117154007740, ИНН 7129500348) и третьего лица - министерства финансов Тульской области (г. Тула), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стретинское" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2013 по делу N А68-11500/2012 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Стретинское" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным отказа министерства сельского хозяйства Тульской области (далее - министерство) в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, данного на заявку от 09.08.2012 N 30 и изложенного в письме от 17.09.2012 N 23-01-03/2946, а также об обязании предоставить субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, по заявке от 09.08.2012 N 30, в том числе из федерального бюджета - 83 061 рубль, из бюджета Тульской области - 5 191 рубль.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство финансов Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что, поскольку общество на дату подачи заявления о предоставлении субсидий не обладало статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя, а значит, права на получение соответствующей субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель не имело, министерство обоснованно отказало в предоставлении субсидии.
В апелляционной жалобе заявитель просит данное решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22.03.2011 межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ООО "Стретинское".
Общество 09.08.2012 обратилось в министерство за получением субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 8 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по кредитному договору N 120100/0080 от 19.04.2012, заключенному с Тульским РФ ОАО "Россельхозбанк", из федерального бюджета - 83 061 рубль, из бюджета Тульской области - 5 191 рубль.
В письме от 17.09.2012 N 23-01-03/2946 министерство указало, что вопрос о возмещении части затрат на уплату процентов будет рассмотрен министерством после предоставления обществом бухгалтерской отчетности по итогам работы за 2012 год.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку общество на дату подачи заявления о предоставлении субсидий не обладало статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя, права на получение соответствующей субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель не имело, то министерство обоснованно отказало в предоставлении субсидии.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Закона N 264- ФЗ).
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 БК РФ).
В соответствии со статьями 8, 14 БК РФ одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 2 Закона Тульской области от 14.12.2005 N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства" (далее - Закон N 659-ЗТО) определены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), оказываемой за счет средств бюджета Тульской области (далее - бюджет области).
Условия и порядок государственной поддержки сельскохозяйственного производства в формах, указанных в части 1 статьи 3 Закона Тульской области N 659-ЗТО, устанавливаются нормативными правовыми актами администрации области.
В соответствии со статьей 78 БК РФ и Законом N 659-ЗТО администрацией Тульской области постановлением от 07.04.2009 N 206 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тульской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила N 206).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 206 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки, связанной с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года:
- сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2009 года - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции - в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации;
- организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2009 года - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки - в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
По вышеуказанным кредитам (займам), полученным на срок до 1 года, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, - в размере 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Для получения субсидии заемщик ежемесячно до 10 числа представляет в министерство сельского хозяйства Тульской области документы, указанные в пункте 7 данных Правил.
Расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа).
Министерство сельского хозяйства Тульской области рассматривает представленные документы, формирует и направляет заявку на финансирование в министерство финансов Тульской области.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 206 министерство сельского хозяйства Тульской области несет ответственность за осуществление расходов бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с условиями ее предоставления
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 659-ЗТО установлено, что субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области являются организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признанные в соответствии с Законом N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями и состоящие на учете в налоговых органах на территории Тульской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
В свою очередь, статьей 3 Закона N 264-ФЗ установлено, что в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Из анализа изложенных норм следует, что получателями соответствующих субсидий могут быть только заявители, обладающие статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя при предоставлении ими всех необходимых документов.
Как следует из материалов дела, на дату подачи заявления на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору общество не имело статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Доказательств наличия у министерства данных, подтверждающих отнесение общества к сельскохозяйственным товаропроизводителям, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку общество на дату подачи заявления о предоставлении субсидий не обладало статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя, права на получение соответствующей субсидии как сельскохозяйственный товаропроизводитель оно не имело, в связи с чем отказ министерства в предоставлении субсидии является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Правилами N 206 не установлено, что субсидии предоставляются по итогам работы предприятия за год, а основанием для обращения за субсидией является сам факт осуществления сельскохозяйственных работ, не может быть принят во внимание судом.
Постановление администрации Тульской области N 206, которым утверждены Правила N 206, разработано в соответствии с БК РФ, Законом N 264-ФЗ и Законом N 659-ЗТО.
Закон N 264-ФЗ регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства (статья 1).
В целях данного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (статья 3).
Таким образом, субсидии предоставляются сельскохозяйственному товаропроизводителю при соответствии их определенным условиям.
Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно (статья 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (статья 12 БК РФ).
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, по итогам 2011 года общество не являлось сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В связи с чем подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на момент подачи заявления общество не могло по определению, так как финансовый (календарный год) не закончен, тем самым оно не могло соответствовать требованиям вышеназванных федеральному и областному законодательству.
Выдача субсидий согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 206 не сельскохозяйственным товаропроизводителям не предусмотрена.
При этом ссылка жалобы на отсутствие оговорки в законодательстве о применении доли дохода по предшествующему году является несостоятельной, так как законодательство не содержит и оговорок применительно и к текущему году.
Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что признание субъекта сельскохозяйственным товаропроизводителем должно осуществляться с начала года, поскольку произведя определенные работы, но не имея 70 процентного показателя субъект не может являться сельскохозяйственным товаропроизводителем.
При этом представление бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2012, согласно которому по итогам 2012 года доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции заявителя составила 74 %, не имеет правового значения, поскольку на спорную дату - дату подачи заявки на предоставление субсидии (09.08.2012) соответствующий статус обществом подтвержден не был.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что обществом в адрес апелляционной инстанции по факсу представлено ходатайство, в котором им заявлен отказ от требований в части обязания министерства предоставить обществу субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов ввиду того, что в настоящее время материальные требования заявителя удовлетворены, субсидия предоставлена.
Между тем в силу пункта 14.3 приказа Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2004 N 27 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации" принятые по факсимильной связи материалы, относящиеся к производству по судебным делам, не могут рассматриваться в качестве процессуальных документов, не имеют юридической силы, а носят информационный характер.
В связи с этим судом апелляционной инстанции обществу указано на необходимость представления оригинала ходатайства об отказе от заявления на бумажном носителе с подлинной подписью генерального директора общества Чубаровой Е.Н. (с подтверждением ее полномочий на дату рассмотрения дела).
Поскольку такое ходатайство суду не представлено, оно апелляционной инстанцией не рассматривалось.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2013 по делу N А68-11500/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11500/2012
Истец: ООО "Стретинское"
Ответчик: Тульская область в лице Министерства сельского хозяйства Тульской области
Третье лицо: Министерство финансов Тульской области