г. Воронеж |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А64-8970/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.06.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Миронцевой Н.Д. Скрынникова В.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сорокиной О.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области: от Комитета городского хозяйства Администрации города Тамбова: от Прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова:
от ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт": от ООО "ЖилТехСервис":
от ООО "ТЭКО-Сервис":
от ООО "ТЭКО-Сервис":
от МБУ "Спецдорсервис": |
Яковлев Р.А., ведущий специалист-эксперт отдела организации надзора, доверенность N 34 от 19.12.2012 (сроком на один год);
Галанова С.Ю., начальник юридического отдела, доверенность N 01-96 от 18.06.2013, паспорт РФ; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.02.2013 по делу N А64-8970/2012 (судья Надежкина Н.Н.) по заявлению Комитета городского хозяйства Администрации города Тамбова к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, г. Тамбов, о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2012 г. N 1074,
УСТАНОВИЛ:
Комитет городского хозяйства администрации города Тамбова (далее - Комитет городского хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - Управление, административный орган) от 08.11.2012 N 1074 о привлечении Комитета городского хозяйства к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, т.е. за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Указывает, что:
- договорами оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов N 12/7880/ОМ от 01.07.2012 и оказания услуг по вывозу крупногабаритных отходов N 12/7881/ОМ от 01.07.2012, заключённым между ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт" и ООО "ЖилТехСервис", обязанность по вывозу древесно - растительных отходов (ДРО) не предусмотрена;
- обязанность по организации сбора и вывоза ДРО лежит на администрации г.Тамбова;
- в соответствии с п.2 ст.8 Положения, утв. Решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 N 402, одной из задач Комитета городского хозяйства администрации города Тамбова является организация работы по обеспечению надлежащего санитарного состояния территории города;
- пункт 4 ст.9 Положения определяет, что комитет городского хозяйства администрации города Тамбова выполняет функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В заседании апелляционной инстанции представитель Управления требования апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить их по вышеприведённым основаниям.
Представитель Комитета городского хозяйства с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представители Прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова, ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт", ООО "ЖилТехСервис", ООО "ТЭКО-Сервис", МБУ "Спецдорсервис" в заседание апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения представителей Управления и Комитета городского хозяйства, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
10.03.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации Комитета городского хозяйства администрации города Тамбова в качестве юридического лица.
Как следует из материалов дела, по обращению Совета многоквартирных домов номер N 33 и N 35 по бульвару Энтузиастов в городе Тамбове в лице Ковергиной Л.А. 20.08.2012 прокуратурой Октябрьского района города Тамбова была проведена проверка санитарного состояния дворовой территории в районе дома N 39 по бульвару Энтузиастов в городе Тамбове. В ходе проверки было установлено, что рядом с контейнерной площадкой по указанному адресу находится большое количество опиленных деревьев - древесно-растительных отходов (далее - ДРО). Выявленные нарушения зафиксированы в акте совместной проверки от 20.08.2012.
27.09.2012 по результатам проверки прокуратурой Октябрьского района города Тамбова в отношении Комитета городского хозяйства вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении Комитета были направлены для рассмотрения по подведомственности в Управление.
Постановлением Управления от 08.11.2012 N 1074 Комитет городского хозяйства признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Комитет городского хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу об отсутствии в бездействии Комитета городского хозяйства состава вменённого правонарушения.
При этом арбитражный суд области исходил из того, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства; Комитет городского хозяйства не осуществляет указанную деятельность, а лишь организует её.
Апелляционный суд считает позицию суда первой инстанции верной, а решение правомерным исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия заместителя руководителя Управления по вынесению оспариваемого постановления N 1074 от 08.11.2012, предоставленные ст.23.13 КоАП РФ, пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, проверены судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений в указанной части не выявлено.
Согласно оспариваемому постановлению N 1074 от 08.11.2012, Комитет городского хозяйства привлечён к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По мнению административного органа, Комитетом нарушены следующие требования санитарно-эпидемиологического законодательства: п. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ, ст.ст. 8, 13 Закона N 89-ФЗ, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645 - 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы", утв. постановлением главного государственного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), ст.ст. 11, 16 и 18 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утв. решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 (далее - Правила N 949).
Административный орган полагает, что допущенные нарушения выразились в следующем конкретном бездействии Комитета: рядом с контейнерной площадкой в районе дома N 39 по бульвару Энтузиастов в городе Тамбове находилось большое количество опиленных деревьев - древесно-растительных отходов (ДРО).
Представитель Комитета городского хозяйства в суде апелляционной инстанции признала, что вышеназванная территория в районе дома N 39 по бульвару Энтузиастов в городе Тамбове относится к муниципальной собственности. В связи с этим, в силу ч. 1 ст. 8, ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 24 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 2 ст. 8 и п. 4 ст.9 Положения "О комитете городского хозяйства администрации города Тамбова", утв. решением Тамбовской городской Думы от 27.06.2007 N 402, - Комитет городского хозяйства является ответственным за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно ч.1, ч.2 ст.11 Решения Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов", глава администрации города Тамбова (далее - глава администрации города) правовым актом закрепляет за муниципальными предприятиями, учреждениями, осуществляющими в соответствии с уставами функции по уборке территорий города, участки городских территорий, подлежащих уборке.
Уборка городских территорий может осуществляться юридическими лицами, не предусмотренными частью 1 настоящей статьи, индивидуальными предпринимателями на основании договора с администрацией города, заключаемого в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статьей 16 Решения Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 установлено, что для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) на территории города в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами администрацией города организуется благоустройство контейнерных площадок с установкой необходимого количества контейнеров.
В соответствии со ст.18 Решения Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949, для сбора крупногабаритных отходов на территории города администрацией города организуется установка бункеров-накопителей.
Места для установки бункеров-накопителей либо для складирования крупногабаритных отходов определяются администрацией города.
Вывоз крупногабаритных отходов осуществляют специализированные организации.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Комитет городского хозяйства как уполномоченный орган администрации г.Тамбова не осуществил функции по организации уборки территории рядом с контейнерной площадкой в районе дома N 39 по бульвару Энтузиастов в городе Тамбове, - не организовал установку контейнеров в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, благоустройство контейнерной площадки с установкой необходимого числа контейнеров, вывоз отходов с контейнерной площадки. Доказательства того, что Администрацией г.Тамбова принято решение об установке бункеров - накопителей на указанной территории, в деле также отсутствуют.
Административным органом также не собрано доказательств того, что в результате деятельности Комитета городского хозяйства образуются отходы производства и потребления или иные опасные вещества.
Таким образом, выводы Управления о том, что при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами Комитетом городского хозяйства были нарушены какие - либо экологические или санитарно - эпидемиологические требования, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии субъекта и объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Таким образом, арбитражный суд области правильно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления от 08.11.2012 N 1074.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.02.2013 по делу N А64-8970/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
В.А.Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8970/2012
Истец: Комитет городского хозяйства администрации г. Тамбова, Комитет городского хозяйства Администрации города Тамбова
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области
Третье лицо: МБУ "Спецдорсервис", муниципальное бюджетное учреждение "Спецдорсервис", ООО "Жилтехсервис", ООО "Тамбовский Коммунальный Стандарт", ООО "ТЭКО-Сервис", ООО "УК "Тамбовский коммунальный стандарт", Прокуратура Октябрьского района г. тамбова, Прокурор Октябрьского района г. Тамбова