город Москва |
|
28 июня 2013 г. |
Дело N А40-126893/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.,
судей Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Фроловым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от "14" марта 2013 года по делу N А40-126893/12 (10-1196), принятое судьей Пуловой Л.В., по заявлению открытого акционерного общества "Комбинат дошкольного питания" (ИНН 7726221073, ОГРН 1027700137541) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
о признании отказа незаконным и обязании заключить договор,
при участии в судебном заседании:
от истца- Путило К.Н. по доверенности N 85 от 05.03.2013 от ответчика- Павкин В.В. по доверенности N ДГИ-Д-139/13 от 27.02.2013
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Комбинат дошкольного питания" (далее - ОАО "Комбинат дошкольного питания") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 21.06.2012 N 33-5-5611/12-(0)-1, в заключении с ОАО "Комбинат дошкольного питания" договора купли-продажи земельного участка площадью 8772 кв.м по адресу: по адресу: г.Москва, ул. Шипиловская, вл. 64, корп. 2, кадастровый номер 77:05:0012002:57 для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка; обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 64, корп. 2, кадастровый номер 77:05:0012002:57 для использования его в соответствии с разрешенным использованием согласно кадастрового паспорта земельного участка по цене в пределах 20% от кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования предъявлены со ссылкой на статьи 15,28, 29, 33, 36, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и мотивированы уклонением ответчика от заключения с истцом указанного договора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2013 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением от 14.03.2013, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, решение суда от 14.03.2013 принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель ОАО "Комбинат дошкольного питания" просил решение суда первой инстанции от 14.03.2013 оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил отзыв.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2013 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Комбинат дошкольного питания" является собственником здания общей площадью 2623,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Шипиловская, д.64, корп.2.
По договору аренды от 23.08.2005 N М-05-025118 сроком до 24.06.2030, заключенному между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) и ОАО "Комбинат дошкольного питания" (арендатор) для эксплуатации производственно-складской базы и проведения реконструкции объекта предоставлен земельный участок площадью 8772 кв.м, имеющий адресные ориентиры: г.Москва, ул. Шипиловская, вл. 64, корп. 2. Договор прошел процедуру государственной регистрации.
Ранее указанный земельный участок N 7705102002057 использовался ОАО "Комбинат дошкольного питания" по договору аренды от 29.03.1999 N М-05-502730 (л.д. 17 т.1).
Судом установлено, что земельный участок площадью 8772 кв.м, имеющий адресные ориентиры: г.Москва, ул. Шипиловская, вл. 64, корп. 2 поставлен на кадастровый учет за N 77:05:0012002:57 с разрешенным использованием: участки смешанного размещения производственных объектов различного вида, в подтверждение чего представлен кадастровый паспорт от 10.08.2008 N 77-5/08-20865 (л.д. 43 т.1) и от 15.03.2012 N 77/501/12-15991 (л.д. 59 т.1).
13.04.2012 истец обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением (рег. N 33-5-5611/12) о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 8772 кв.м с кадастровым номером 77:05:0012002:57 по адресу: г.Москва, ул. Шипиловская, вл. 64, корп. 2.
Письмом от 21.06.2012 N 33-5-5611/12-(0)-1 Департамента земельных ресурсов города Москвы в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь здания, расположенного на нем (л.д. 46 т.1).
Обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании незаконным данного отказа и обязании ответчика заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка площадью 8772 кв.м (кадастровый номер 77:05:0012002:57), ОАО "Комбинат дошкольного питания" ссылается на то, что земельный участок именно данного размера необходим для использования объекта недвижимости, находящегося на нем и принадлежащего заявителю на праве собственности. При этом заявитель ссылается на Градостроительный расчет нормативной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания по адресу: ул. Шипиловская, вл.64, корп.2, составленный ГУП "Главное архитектурно-планировочное управление" (л.д. 2 т.4).
Между тем данный Градостроительный расчет не может быть принят во внимание, поскольку, как следует из самого документа, он выполнен "при условии использования здания под комбинат дошкольного питания, с учетом фактического использования территории с заявленными показателями согласно предоставленным данным БТИ и данным заказчика о функциональном использовании объекта (справка от 18.02.2013 N 198, л.д. 62 т.4). В случае изменения функционального назначения объекта и планируемого функционального использования земельного участка, а также при изменении технико-экономических показателей объекта данный градостроительный расчет теряет силу и считается недействительным (л.л. 41 т.4), а рассчитанная нормативная площадь земельного участка подлежит корректировке" (л.д. 57 т.4).
При этом в Градостроительном отчете отмечено, что существующее и планируемое функциональное назначение объекта (смешанное производственное) не соответствует функциональному назначению территории и объекта, определенным в составе Генерального плана города Москвы (сохранение жилой функции микрорайона) и проекта Правил землепользования и застройки города Москвы (зона участков общественно-деловой застройки - торгово-бытовых объектов), для чего для дальней разработки документации с учетом требований Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при оформлении прав на земельный участок необходимо подтвердить возможность дальнейшего функционирования объекта с соблюдением санитарно-гигиенических нормативов (в связи с размещением объекта в жилой застройке, в окружении жилых домов детской и спортивных площадок).
Так, согласно распоряжению от 30.09.1997 N 2672-р Комитета по управлению имуществом города Москвы "О продаже в собственность ОАО "Комбинат дошкольного питания" нежилого здания по адресу: ул. Шипиловская, д.64, к.2 общей площадью 1858,6 кв.м" (л.д. 41 т.1) следует, что в собственность ОАО "Комбинат дошкольного питания" передано здание, а не производственно-складская база, в состав которой заявитель помимо здания включает и погрузочно-разгрузочные площадки, круговой проезд, зону автостоянки (дополнения л.д. 117 т.4), а также контрольно-пропускной пункт, хозяйственные навесы для тары и площадку для мусора (справка л.д. 62 т.4).
Площадь застройки указанного выше здания согласно данным Бюро технической инвентаризации (справка от 21.02.2013 N 175, л.д. 86 т.4) составляет 1 470 кв.м, в то время как площадь испрашиваемого земельного участка 8772 кв.м, т.е почти в шесть раз больше.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка. При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В этой связи требование ОАО "Комбинат дошкольного питания" о продаже в собственность земельного участка площадью 8772 кв.м является необоснованным, поскольку представленные заявителем доказательства в нарушение требований статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации не подтверждают необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации приобретенного объекта недвижимого имущества - нежилого здания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и пункте 13 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом от 21.06.2012 N 33-5-5611/12-(0)-1, в предоставлении заявителю земельного участка в размере 8772 кв.м соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя на приобретение в собственность земельного участка под указанным выше зданием и необходимого для его использования, размер которого подлежит определению в установленном законом порядке, заявленные ОАО "Комбинат дошкольного питания" требования удовлетворению не подлежат.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы подлежат отнесению на ОАО "Комбинат дошкольного питания".
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "14" марта 2013 года по делу N А40-126893/12 (10-1196) отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Комбинат дошкольного питания" отказать.
Взыскать с ОАО "Комбинат дошкольного питания" (ИНН 7726221073, ОГРН 1027700137541) в доход федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126893/2012
Истец: ОАО "Комбинат дошкольного питания"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы