г. Томск |
|
1 июля 2013 г. |
Дело N А45-483/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2013 г.
Постановления в полном объеме изготовлено 01.07.2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е. И. Захарчук
судей: Н.В. Марченко
Т.В. Павлюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Ю. Кощеевой
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 апреля 2013 года по делу N А45-483/2013
(судья Ю.М. Апарин)
по иску ОАО "Первая грузовая компания"
к ОАО "РЖД"
о взыскании пени в размере 1 463 154,90 руб. за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - истец, ООО "ПГК") обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику 1 244 004,06 руб.
Исковые требования основаны статьями 8, 307, 308, 309, 330, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29, 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и мотивированы тем, что сумма пени за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, составляет 1 244 004,06 руб. в выплате которой по заявленным претензиям необоснованно отказано ответчиком.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12 апреля 2013 года иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением, ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, применить статью 333 ГК РФ - снизить размер неустойки.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального права - не применены нормы, подлежащие применению - п. 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г., N 27 (далее - Правила N 27).
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, истец в отзыве указал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, определив на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 12 апреля 2013 года, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В период 16-29 января 2012 года, 12-28 февраля 2012 года, 01-25 марта 2012 года грузоотправителем (истцом) отправлены 243 собственных порожних вагонов со станций ОАО "РЖД" назначением на станции Западо-Сибирской железной дороги по железнодорожным транспортным накладным, указанным в расчете суммы иска, с согласованным сроком доставки (24 января 2012 года, 02-29 февраля 2012 года, 01-30 марта 2012 года).
В период 26 октября 2010, 29 октября 2011, 22 ноября 2011, с 13 января 2012 по 23 августа 2012 истец являлся грузоотправителем 174 собственных порожних вагонов по железнодорожным транспортным накладным с согласованным сроком доставки 08 ноября 2010, 15 ноября 2011, 02 декабря 2011, 01, 28, 30 января 2012, 08, 10, 14 февраля 2012, 19, 30 марта 2012, с 04 по 22 мая 2012, 01 июня 2012, с 02 по 25 июля 2012, с 01 по 29 августа 2012, фактически вагоны прибыли с 16 по 31 августа 2012, тем самым ответчик допустил просрочку доставки порожних вагонов, период просрочки по исследованным отправкам составляют от 1 до 649 суток (л.д. 25-158 т.1, 9-152 т.2, 1-21 т.3).
В связи с чем допущенной просрочкой доставки порожних вагонов истец начислил ответчику пеню и направил претензии с требованием о ее уплате.
Однако полученные претензии были оставлены ответчиком без удовлетворения. На этом основании истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по своевременной доставке груза подтверждено материалами дела
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и при этом руководствуется следующим.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Нормативные сроки доставки определяются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила).
Срок доставки определен перевозчиком в транспортных железнодорожных накладных.
Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.
В соответствии с п. 6.6 Правил, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Ответчик не доказал факт задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
В спорных железнодорожных накладных, а также в актах общей формы, составленных перевозчиком, не указаны основания задержки вагонов, которые в соответствии с п. 6.6 Правил увеличили бы срок их доставки на все время задержки, в связи с чем указанные в них причины просрочки доставки не могут быть признаны обоснованными.
В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств соблюдения правил, установленных Методическими рекомендациями по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов ответчик не представил.
В суде первой инстанции ответчиком было заявлено о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ. Отказывая в применении данной статьи, суд обоснованно исходил из отсутствия оснований для ее применения в связи с непредставлением ответчиком доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции в данной части законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава обстоятельств.
Согласно статье 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" высшая судебная инстанция разъяснила, что при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. При этом именно ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Определяя подлежащую взысканию сумму пени, ответчик неправильно толкует разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81, из содержания которых следует, что предусмотренный в пункте 2 указанного постановления критерий в размере двукратной учетной ставки (ставок) Банка России применяется с целью определения величины, достаточной для компенсации потерь кредитора, в случае, когда установлено, что начисленная истцом неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, а не является ориентиром для вывода о такой явной несоразмерности.
В материалах дела отсутствуют доказательства явной несоразмерности неустойки.
Кроме того, судом правомерно учтено, что допущенные ответчиком нарушения являются систематическими, нарушения срока доставки имели место по 174 240 вагонам.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 апреля 2013 года по делу N А45-483/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е. И. Захарчук |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-483/2013
Истец: ОАО "Первая грузовая компания"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-483/13