г. Самара |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А65-4141/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.06.2013 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шешма-Транс-Авто" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2013 по делу N А65-4141/2013 (судья Галиуллин Э.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шешма-Транс-Авто" (ИНН 1631004337, ОГРН 1101677000688), с.Новошешминск Республики Татарстан, к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Казань,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Шешма-Транс-Авто" Ширшлина А.С. (доверенность от 21.06.2013),
представителей УГАДН по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Семенова А.М. (доверенность от 14.03.2013 N 01-12/982), Ивановой Л.Ф. (доверенность от 04.12.2012 N 01-12/3318), Ямбаевой Д.Н. (доверенность от 14.03.2013 N 01-12/981),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шешма-Транс-Авто" (далее - ООО "Шешма-Транс-Авто", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г.Казань (далее - административный орган) от 13.02.2013 N 000011 по делу об административном правонарушении.
Решением от 16.04.2013 по делу N А65-4141/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявления общества отказал.
ООО "Шешма-Транс-Авто" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представители административного органа апелляционную жалобу отклонили.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 18.12.2012 в 09 час 10 мин на 9 км автодороги Казань-Оренбург административный орган выявил, что ООО "Шешма-Транс-Авто" на автобусе Fiat Ducato (М 679 ТО/116) осуществляло перевозку пассажиров и багажа по маршруту Новошешминск-Казань по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства.
По данному факту административный орган составил протокол от 28.01.2013 N 002318 об административном правонарушении и вынес постановление от 13.02.2013 N 000011, которым привлек общество к административной ответственности по ч.2 ст.11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене этого постановления.
Ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со ст.787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Согласно ст.27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в ч.1 данной статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В п.89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со ст.27 Закона N 259-ФЗ.
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком.
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства (п.93-95 Правил N 112).
Согласно ст.14.1 Закона РТ от 13.11.2006 N 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" во время работы водитель маршрутного транспортного средства должен иметь при себе дополнительно к документам, предусмотренным правилами дорожного движения: 1) маршрутную карту установленного образца на данное транспортное средство; 2) утвержденные паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков либо их копии; 3) билетную продукцию (билеты, багажные квитанции, билетно-учетные документы).
При выполнении пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту водитель дополнительно также должен иметь копии договоров с автовокзалами, пассажирскими станциями, расположенными по маршруту следования транспортного средства.
В соответствии с ч.2 ст.11.14.2 КоАП РФ перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей.
Утверждение административного органа об осуществлении перевозки пассажиров по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования ООО "Шешма-Транс-Авто" не опровергло.
Довод общества о том, что в рассматриваемом случае им осуществлялась перевозка пассажиров по регулярному маршруту Казань-Новошешминск, является бездоказательным.
Из отчета о реализации за период с 01.12.2012 по 31.12.2012, платежных поручений от 27.12.2012 N 274 и от 16.01.2013 N 318, акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2012, реестра медицинского осмотра водителей ООО "Шешма-Транс-Авто" за декабрь 2012 года, посадочной ведомости от 18.12.2012 N КЮ00027793 (в ведомости указано время рейса - 15:50 и время прибытия на АС - 14:50) и представленного в суд апелляционной инстанции договора от 08.05.2012 N 55/Ю/2012 не усматривается, что в 09 час 10 мин 18.12.2012 общество оказывало услуги по перевозке пассажиров по регулярному маршруту перевозки за плату на основании публичного договора перевозки пассажиров, а пассажиры оплачивали услуги по перевозке.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт оказания ООО "Шешма-Транс-Авто" услуг по перевозки 4-х пассажиров по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых ч.2 ст.11.14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "Шешма-Транс-Авто" состава вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным признать указанное правонарушение малозначительным.
Ст.2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум ВАС РФ в п.18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В п.18.1 Постановления N 10 указано, что ст.2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как следует из абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив конкретные обстоятельства совершенного ООО "Шешма-Транс-Авто" административного правонарушения, его характер и степень общественной опасности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данное правонарушение не привело к существенным нарушениям охраняемых общественных правоотношений.
При назначении административного наказания необходимо учитывать принципы индивидуализации наказания и соразмерности его тяжести степени общественной опасности деяния.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного ООО "Шешма-Транс-Авто" правонарушения, а также принимая во внимание, что административный орган не представил доказательства того, что данное правонарушение носит систематический характер, нарушило права граждан либо причинило существенный вред общественным отношениям, а составлением протокола и рассмотрением дела об административном правонарушении достигнуты предупредительные цели, предусмотренные КоАП РФ, применение меры наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб. в данном случае носит неоправданно карательный характер.
Согласно п.17 Постановления N 10, если в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность правонарушения, суд принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 13.02.2013 N 000011.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2013 года по делу N А65-4141/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 февраля 2013 года N 000011 по делу об административном правонарушении.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4141/2013
Истец: ООО "Шешма-Транс-Авто", г. Новошешминск
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара