г. Самара |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А55-32587/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.06.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2013 по делу N А55-32587/2012 (судья Корнилов А.Б.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан, г.Уфа, к обществу с ограниченной ответственностью "Тех-Прогресс" (ИНН 0274144438, ОГРН 1090280043886), г.Самара, о взыскании штрафа,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тех-Прогресс" (далее - ООО "Тех-Прогресс", общество) штрафа в сумме 53 963 руб. 40 коп.
Решением от 19.03.2013 по делу N А55-32587/2012 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления отказал.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство Пенсионного фонда о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Пенсионный фонд выявил, что ООО "Тех-Прогресс" представило отчет за 2011 год по форме СЗВ-6-3, АДВ-6-4 28.02.2012, то есть с нарушением срока, установленного ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ).
По данному факту Пенсионный фонд составил акт от 06.04.2012 N 17-1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - ОПС), и принял решение от 27.04.2012 N 12/1, которым привлек ООО "Тех-Прогресс" к ответственности по ст.17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 53 963 руб. 40 коп.
Требованием от 27.04.2012 N 12/1 Пенсионный фонд предложил обществу уплатить этот штраф в срок до 21.05.2012.
Поскольку ООО "Тех-Прогресс" в установленный срок требование не исполнило, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества указанного штрафа.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Пенсионного фонда, обоснованно исходил из следующего.
В силу ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ООО "Тех-Прогресс" является страхователем по ОПС.
П.2 ст.14 Закона N 167-ФЗ установлена обязанность страхователей, в частности, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно п.1 ст.11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (п.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.9 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица (СЗВ-6-3, АДВ-6-4).
Согласно ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из оспариваемого решения Пенсионного фонда, ООО "Тех-Прогресс" представило сведения по форме СЗВ-6-3 (АДВ-6-4) лишь 28.02.2012, что подтверждается описью сведений, передаваемых страхователем в ПФР по телекоммуникационным каналам связи, от 29.02.2012 N 2000/2012/1288722.
Согласно описи от 29.02.2012 N 2000/2012/1288722 ООО "Тех-Прогресс" направило в Пенсионный фонд расчет (РСВ-1), опись сведений (АДВ-6-2), сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на ОПС (СЗВ-6-1), реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на ОПС (СЗВ-6-2) и сведения о суммах выплат в пользу физических лиц (СЗВ-6-3) за 2011 год.
По данным представленных обществом в Пенсионный фонд документов страховых взносов на ОПС за 2011 год начислено в общей сумме 539 634 руб., в том числе на страховую часть - в сумме 455 827 руб., накопительную часть - в сумме 83 807 руб.
Таким образом, сумма штрафа по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ составила 53 963 руб. 40 коп.
Как верно указал суд первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от 17.12.2012 по делу N А55-29781/2012, с участием тех же лиц, установлено, что расчет (РСВ-1) и индивидуальные сведения ООО "Тех-Прогресс" направило в адрес Пенсионного фонда посредством электронного документооборота 15.02.2012, то есть с соблюдением срока.
В силу ч.2 ст.69 АПК РФ судебный акт по делу N А55-29781/2012 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Услуги оператора по обмену электронными документами в рассматриваемом случае выполняло ООО "Компания "Тензор".
Порядок электронного документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации и страхователями определен Технологией представления сведений о застрахованных лицах от страхователей в территориальный орган Пенсионного фонда в электронном виде с использованием сертификатов открытых ключей, и Технологией обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р (далее - Технология).
В системе обмениваются информацией три стороны: страхователь, Управление ПФР, в которое представляются сведения о застрахованных лицах страхователя (в данном случае - УПФР в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан), и оператор, наделенный определенными функциями в соответствии с законодательством Российской Федерации и распоряжениями Правления ПФР.
Роль оператора в системе состоит в поддержке транспортного сервера системы и определена Технологией.
Любой электронный документ, отправленный страхователем в Управление ПФР, проходит транзитом через транспортный сервер оператора и должен иметь определенный формат транспортного сообщения (в соответствии с протоколом обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации), утвержденный распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р, благодаря чему можно определить дату прохождения транспортного сообщения и его назначение согласно идентификаторам, утвержденным протоколом.
Порядок представления отчета указан в распоряжении Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", в том числе в соглашении об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи; регламенте обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ по телекоммуникационным каналам связи, информационным письмом ПФР от 20.05.2011, в соответствии с которыми страхователь:
- в течение 4 рабочих дней, с момента отправки отчетности, получает от территориального органа ПФР через поставщика телекоммуникационных услуг (организации) квитанцию о доставке транспортного пакета (отчетности) и сохраняет ее. В случае отсутствия квитанции в указанный срок выясняет причину этого в организации или в территориальном органе ПФР;
- по результатам проверки отчетности проверочными программами ПФР, в течение 6 рабочих дней с момента получения документа территориальным органом ПФР, получает в зашифрованном виде протокол контроля отчетности, подписанный ЭЦП территориального органа;
- отправляет в территориальный орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП абонента, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП территориального органа ПФР и ЭЦП абонента, сохраняется в архиве.
В случае получения абонентом протокола (протоколов) проверки отчетности, содержащего (их) сообщения об ошибках, абонент в соответствии с протоколом устраняет эти ошибки и повторно представляет отчетность в территориальный орган ПФР в сроки, оговоренные действующими нормативными правовыми актами.
Факт представления обществом отчетности в электронном виде подтверждается соответствующей квитанцией и протоколом проверки отчетности.
Из письма ООО "Компания "Тензор" следует, что отчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 4 квартал 2011 года (РСВ-1 и индивидуальные сведения), направленный ООО "Тех-Прогресс" в адрес УПФР в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан 15.02.2012, ошибочно был доставлен в УПФР в Кировском районе г.Уфы Республики Башкортостан в связи с тем, что специалист ООО "Компания "Тензор" при изменении реквизитов общества в программном продукте "СБИС+" не изменил регистрационный номер в ПФР.
ООО "Тех-Прогресс" получило протокол проверки документов страхователя, предоставленных в ПФР по телекоммуникационным каналам связи, от 19.02.2012 N 2000/2012/128/049, содержащий сообщение о непринятии отчета из-за выявленной ошибки и предложение представить исправленные документы в срок до 08.03.2012.
Как уже указано, исправленный отчет направлен ООО "Тех-Прогресс" 28.02.2012 и получен УПФР в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан 29.02.2012 (протокол от 29.02.2012 N 2000/2012/1288722).
Таким образом, своевременное направление обществом первоначального и исправленного отчетов подтверждается материалами дела.
Кроме того, при привлечении ООО "Тех-Прогресс" к ответственности Пенсионный фонд не учел письмо ПФ РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки. Формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Данное письмо действующее, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения ООО "Тех-Прогресс" к ответственности по ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ и отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявления.
Доводы Пенсионного фонда о доказанности несвоевременного представления индивидуальных сведений подлежат отклонению, поскольку ООО "Тех-Прогресс" предприняло все зависящие от него меры по представлению отчета в установленный законом срок, его вина в совершении вменяемого правонарушения не доказана.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 марта 2013 года по делу N А55-32587/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32587/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда г. Уфы РБ, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ
Ответчик: ООО "Тех-Прогресс"