г. Саратов |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А57-1830/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.07.2013.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "26" апреля 2013 года,
по делу N А57-1830/2013 (судья Е.В. Пузина),
по заявлению АТСЖ Фрунзенского района г. Саратова, г. Саратов,
к ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова,
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании представителя ИФНС России по Фрунзенскому району - Ефимов Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по Фрунзенскому району N 001 по делу об административном правонарушении N 6455-13-34-0085(К)/12 от 11.01.2013 г.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2013 года заявленные требования ассоциации ТСЖ Фрунзенского района удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции инспекция не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова в период с 20.11.2012 г. по 10.12.2012 г. с привлечением сотрудников ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова проведена проверка Ассоциации товариществ собственников жилья Фрунзенского района г.Саратова по адресу: г.Саратов, ул.Пугачевская, д.76, по вопросу полноты учета выручки денежных средств в организациях.
В ходе проверки было выявлено, что Ассоциация товариществ собственников жилья в период с 01.10.2012 г. по 20.11.2012 г. при определении лимита остатка наличных денег учитывает наличные деньги, принятые платежным агентом.
В проверяемом периоде Ассоциацией товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова неоднократно допущено накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита. Ассоциация товариществ собственников жилья Фрунзенского района г.Саратова помимо кассовой книги 0310004 не ведет кассовую книгу для учета наличных денег принятых платежным агентом.
По мнению административного органа, Ассоциацией товариществ собственников жилья нарушены требования п.1.3, п. 5.1 Положения Банка России от 12.10.2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки полноты учета выручки денежных средств и использования организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц, специального банковского счета от 10.12.2012 г. N 000012.
19.12.2012 г. по результатам проверки прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова в отношении Ассоциации ТСЖ Фрунзенского района г.Саратова вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.01.2012 г. ИФНС по Фрунзенскому району г. Саратова вынесено постановление N 001 по делу об административном правонарушении N 6455-13-34-0085(К)/12, которым Ассоциация товариществ собственников жилья Фрунзенского района г.Саратова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением ИФНС по Фрунзенскому району г.Саратова N 001 по делу об административном правонарушении N 6455-13-34-0085(К)/12 от 11.01.2012 г., Ассоциация товариществ собственников жилья по Фрунзенскому району г.Саратова обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением. Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене ввиду того, что ни Законом N 103-ФЗ, ни Положением N 373-П не предусмотрено сроков сдачи, в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что в действиях товарищества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Какие-либо иные нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций не образуют состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не могут являться основанием для привлечения к ответственности.
Таким образом, в данной статье приведен четко обозначенный перечень нарушений, которые подпадают под понятие "нарушение порядка работы с денежной наличностью".
Из содержания настоящей статьи не усматривается, что к неоприходованию или неполному оприходованию денежной наличности относится также и нарушение сроков совершения указанных бухгалтерских операций.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из смысла указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В соответствии с частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Согласно части 15 статьи 4 Закона платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с п.1.3, п. 1.4 Положения ЦБ РФ от 12.10.11г. N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению.
Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161 -ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее -свободные денежные средства).
Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова в период с 20.11.2012 г. по 10.12.2012 г. с привлечением сотрудников ИФНС России по Фрунзенскому району г.Саратова проведена проверка Ассоциации товариществ собственников жилья Фрунзенского района г.Саратова по адресу: г.Саратов, ул.Пугачевская, д.76, по вопросу полноты учета выручки денежных средств в организациях.
В ходе проверки было выявлено, что Ассоциация товариществ собственников жилья в период с 01.10.2012 г. по 20.11.2012 г. являлась платежным агентом и осуществляла деятельность по приему платежей наличных денежных средств от плательщиков.
Ассоциацией в ЗАО АКБ "Экспресс-Волга" открыт специальный счет N 408218109100000027363. Согласно информации, представленной банком денежные средства сдаются АТСЖ Фрунзенского района на специальный счет ежедневно.
Фактов неоприходования в кассу денежной наличности проверкой не установлено.
Проверкой установлено, что при определении лимита остатка наличных денег АТСЖ учитывает наличные деньги, принятые платежным агентом от физических лиц. В данном случае лимит следует считать равным "0". В проверяемом периоде Ассоциация товариществ собственников жилья Фрунзенского района г.Саратова неоднократно допущено накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита.
Обязанность платежного агента сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей, наличные денежные средства для зачисления в полном объеме, на свой специальный банковский счет (счета) закреплена в пунктах 15 и 16 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Однако названные нормы не содержат требования о сдаче наличных денежных средств ежедневно.
Порядок зачисления денежных средств платежными агентами на специальные банковские счета регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П.
Пункт 3.3 названного Положения не содержит информации о сроках сдачи полученных при осуществлении деятельности платежного агента денежных средств непосредственно в день их получения. В данном пункте указывается на необходимость по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформлять приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег, принятых платежным агентом, то есть сдавать полученные платежи (оприходовать в кассу) в полном объеме.
Как правомерно указал суд первой инстанции, что положениями Закона N 103-ФЗ не устанавлено срока сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет.
Не содержит сроков сдачи в банк денежной наличности и Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 г. N 373-П. Отсутствуют в указанном положении и нормы, предписывающие сдавать в банк денежную наличность, полученную платежным агентом, непосредственно в день ее инкассации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что инкассация денежных средств у АТСЖ производилась ежедневно, в дни инкассации наличные денежные средства сдавались в банк. Платежи за жилищно-коммунальные услуги, поступившие в кассу после сдачи инкассации, зачислялись на специальный банковский счет, на следующий день.
Ссылка налогового органа на пункт 1.3 Положения N 373-П об определении лимита остатка денежных средств без учета денежных средств, принятых при осуществлении деятельности в качестве платежного агента не определяет сроки зачисления денежных средств из кассы на счет в банке.
Напротив, данный пункт фактически предоставляет возможность накопления денежных средств, поскольку деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита остатка наличных денег.
Таким образом, привлекая АТСЖ к ответственности за накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита и не сдачу наличных денежных средств в день инкассации, инспекция не указала нормативные правовые акты, предписывающие сдавать в банк денежную наличность, полученную платежным агентом, непосредственно в день ее инкассации.
Основанием для отмены решения суда первой инстанции инспекция в апелляционной жалобе указывает на то, что АТСЖ не вело отдельной кассовой книги, в которой должны фиксироваться денежные средства, полученные от физических лиц принятых платежным агентом.
Изучив довод апелляционной жалобы, коллегия считает его необоснованным.
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке ведения кассовых операций оно распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно пункту 3.3 указанного Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).
В силу пункта 5.1. Положения о порядке ведения кассовых операций для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Согласно части 5.2. Положения о порядке ведения кассовых операций записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Таким образом, нарушение пунктов 3.3, 5.1 Положения о порядке ведения кассовых операций составляют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае установлено, что каких-либо нарушений Обществом Положения не установлено, сумма денежных средств отражена в кассовой книге в полном объеме. Фактов не оприходования в кассу денежной наличности административным органом не установлено.
В оспариваемом постановлении указано, что Ассоциация товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова помимо кассовой книги 0310004 не ведет кассовую книгу для учета наличных денег принятых платежным агентом, однако ведение отдельной кассовой книги для фиксации полученных денежных средств в качестве платёжного агента не образует состав вменяемого административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Из чего следует, что инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении своими действиями, которые бы подтверждали состав вменяемого административного правонарушения.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от "26" апреля 2013 года по делу N А57-1830/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1830/2013
Истец: Ассоциация ТСЖ Фрунзенского района
Ответчик: ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова