город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2013 г. |
дело N А32-37453/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по пожарному надзору города Сочи Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2013 по делу N А32-37453/2012, принятое судьей Бутченко Ю.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
к заинтересованному лицу - Государственной инспекции по пожарному надзору города Сочи Краснодарского края
при участии третьего лица - Прокурора Хостинского района города Сочи
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной инспекции по пожарному надзору города Сочи Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2012 N 289 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Прокурора Хостинского района города Сочи (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что в действиях общества не установлен состав вмененного ему административного правонарушения. Также суд пришел к выводу о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности.
Государственная инспекция по пожарному надзору города Сочи Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главойАПК РФ, и просила его отменить, ссылаясь на доказанность события и состава вмененного обществу правонарушения и соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо указало на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Полагает, что оспариваемое постановление является законным и принятым с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку привлечения к административной ответственности.
Ходатайства третьего лица и заявителя по делу о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие удовлетворены протокольным определением.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 10.10.2012 прокуратурой совместно с сотрудниками инспекции проведена проверка соблюдения норм и требований пожарной безопасности на объектах Сочинского филиала ОАО "Кубаньэнерго", расположенных в Хостинском районе г. Сочи.
В результате проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на подстанции "Хоста" 110/10/6 кв в п. Хоста: пожарный щит не укомплектован в соответствии с приложением N 6 (п. 482 ППР в РФ); допускается эксплуатация неисправных первичных средств пожаротушения (п. 478 ППР в РФ); допускается эксплуатация электропроводки с видимыми повреждениями изоляции и электрических светильников без защитных плафонов (п. 42 "а", "в" ППР в РФ);
- на подстанции "Мацеста" 110/35/10/6 кв по ул. Чекменева, 22а: в помещениях ОПУ допускается эксплуатация электропроводки с видимыми нарушениями изоляции (п. 42 "а" ППР в РФ); помещения ОПУ не укомплектованы огнетушителями согласно приложения N 1 и 2 (п. 70 ППР в РФ); в здании ОПУ в помещении отдыха допускается эксплуатация удлинителя для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ (п. 42 "з" ППР в РФ), о чем составлена справка (л.д. 43-46).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокуратурой постановления от 18.10.2012 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 28-29). Постановление вынесено в присутствии представителя общества по доверенности - Харитоновой С.С.
По результатам рассмотрения указанного постановления, административным органом вынесено постановление от 20.11.2012 N 289 о наложении административного наказания на общество, в соответствии с которым заявитель привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Таким образом, при рассмотрении данной категории дел арбитражный суд, в числе прочего, проверяет соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, действующее законодательство содержит императивное требование о том, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только при условии соблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
На основании статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В пунктах 24 и 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП Российской Федерации не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В пункте 24 названного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выражена следующая правовая позиция: КоАП Российской Федерации допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Приведенная правовая позиция касается особенностей доказывания факта извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола (рассмотрения дела) и не может рассматриваться как устанавливающая требование об обязательном включении в доверенность сведений о конкретном административном деле.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 2297/11 указано, что КоАП Российской Федерации не устанавливает требования о включении номера дела об административном правонарушении в выдаваемую защитнику доверенность, равно как и не указывает отсутствие в ней номера дела в качестве основания для запрета или ограничения участия защитника, действующего на основании такой доверенности, в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, доверенность на участие в конкретном административном деле является одним из доказательств надлежащего извещения выдавшего подобную доверенность законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения административного дела (при отсутствии иных доказательств данного обстоятельства).
В рассматриваемом случае материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств извещения законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.10.2012 и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности от 20.11.2012 составлены в присутствии представителя общества по доверенности от 22.12.2011 N 119/10-494 (л.д. 31) - Харитоновой С.С.
При этом указанная доверенность является общей, без указания на представление интересов в рамках конкретного дела.
Таким образом, явка на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении в данном случае (при отсутствии зафиксированных доказательств, подтверждающих факт извещения общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела и его рассмотрении), не может являться доказательством надлежащего уведомления общества о времени и месте вынесения названных постановлений.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении требований статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении административного дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности согласно указанной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 16 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что Правительство РФ утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.
Во исполнение данной нормы разработаны Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390), в соответствии с пунктом 42 которых запрещается: а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
В силу пункта 70 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, в которых установлены нормы обеспечения ручными и передвижными огнетушителями в зависимости от класса помещения, его площади.
Пунктом 478 названных Правил N 390 определено, что руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
В соответствии с пунктом 482 Правил пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6.
Вместе с тем, из справки инспекции, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлении о привлечении к административной ответственности, нельзя сделать вывод, в чем выразилось событие вмененного обществу правонарушения.
Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.
Оценив обстоятельства, установленные по делу, имеющиеся доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в постановлении административного органа не содержится характеристики элементов состава вменяемого учреждению административного правонарушения, в частности, отсутствует описание объективной стороны правонарушения. Административный орган не исследовал вопрос о надлежащем субъекте правонарушения, не установил обстоятельства, связанные с принадлежностью заявителю проверяемых объектов, их площади, места расположения, не указано где и сколько огнетушителей имеется, и, следовательно, необходимое количество огнетушителей, так же не указано какое количество имелось на момент проверки, в каком они состоянии находились и где, также наличие и расположение пожарных щитов, их количество, немеханизированный пожарный инструмент и инвентарь не определен и не описан, не указано фактическая укомплектованность пожарного щита, какой немеханизированный пожарный ручной инструмент и в каком он состоянии, где находится (в принадлежащих обществу помещениях либо нет), состояние и местонахождение электропроводки и повреждений изоляции, электрических светильников без защитных плафонов, их количество и помещения где они находятся и в каком состоянии, в связи с чем не возможно установить соответствие либо не соответствие действий (бездействий) общества требованиям указанных пунктов Правил, то есть событие правонарушения.
Принимая во внимание указанное обстоятельство, а также отмеченное выше существенное нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене принятого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2013 по делу N А32-37453/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37453/2012
Истец: ОАО "Кубаньэнерго"
Ответчик: Государственная инспекция по пожарному надзору города Сочи Краснодарского края
Третье лицо: Прокурор Хостинского района города Сочи, Государственная инспекция по пожарному надзору г. Сочи Краснодарского края, Прокуратура Хостинского района