г. Москва |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А40-153038/12-111-641 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.В. Лаврецкой, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Казаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2013
по делу N А40-153038/2012
по иску ООО "ТТК" (ОГРН 1097746003992, ИНН 7709823416, дата гос.рег. 16.01.2009,105005, г. Москва, ул. Радио, д. 24, к. 1)
к ответчику ОАО "РЖД" (ОГРН1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос.рег. 23.09.2003, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании пени в размере 769984 руб., судебных издержек в размере 20000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Кириченко О.В. (по доверенности от 15.04.2013)
от ответчика: Рой Т.В. (по доверенности от 20.11.2012)
УСТАНОВИЛ
ООО "Трубная транспортная компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" (далее - ответчик) о взыскании 769 984 руб. пени за просрочку в доставке грузов и 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 01 марта 2012 г. исковые требования удовлетворены частично в сумме 730 000 руб. в связи с применением ст. 333 ГК РФ. Расходы на оплату услуг представителя взысканы в сумме 10 000 руб. исходя из принципа разумности пределов.
Суд указал, что ответчиком нарушены сроки доставки грузов против дат, согласованных в железнодорожных накладных. Оснований для продления сроков доставки суд не усмотрел по причине не предоставления актов общей формы N N 5/58, 5/59, 5/60. Акт общей формы N 1/600634 суд оценил как доказательство, содержащее недостоверные сведения о спорных вагонах.
Кроме того, суд сослался на п. 3.6.1. Методических рекомендаций, утвержденных ОАО "РЖД" от 22.03.2012 г. N 558 р.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, согласен с выводами, изложенными в его мотивировочной части.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 01 марта 2013 г. подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, в период с 22.02.2012 г. по 24.04.2012 г. ответчик принял к перевозке 4 порожних железнодорожных вагона N N 58629668, 58632035, 58629981, 58632647 по транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ833860.
Истец оплатил провозную плату в размере 769984 руб., что подтверждается записями в накладной.
При передаче вагонов ответчику на станции отправления, каких - либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.
В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Заключение договора перевозки порожних вагонов подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной.
Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ, ответственность.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Доставка вагонов на станцию назначения была осуществлена с нарушением сроков доставки, указанных в накладной, представленном расчете, и также не отрицается ответчиком в отзыве.
Установив данные фактические обстоятельства, а также отсутствие в деле актов общей формы N N 5/58, 5/59, 5/60, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований (ст. 97 УЖТ РФ).
Между тем, в деле имеются представленные в суд первой инстанции акты N 5/58, N 5/59, N 5/60 (т. 1 л.д. 129, 130, 131).
Согласно ст.97 УЖТ РФ, перевозчик несет ответственность за несоблюдение сроков доставки грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие не зависящих от перевозчика причин, препятствующих осуществлению перевозок.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" указано, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 6 вышеназванных правил, сроки доставки груза увеличиваются на все время задержки в случае
-Задержки вагонов на промежуточной станции по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя (п. 6.6)
На станции Лобня Моск ж.д. 22.02.2012 было принято к перевозке 4 вагона по ж/д накладной ЭЖ833860 до станции назначения Гайдамак ДВост ж.д.
На станции Амурский залив ДВост ж.д. груз задержан по неприему грузополучателем из-за занятости фронта выгрузки (код классификатора 01), о чем составлен акт общей формы N 1/600634, срок доставки продлен на 48 суток.
Порядок оформления задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях установлены Правилами эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования".
В соответствии со ст. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Спорные вагоны задержаны на промежуточной станции Амурский залив ДВост ж.д. по приказу N 293 от 07.03.2012 переданному в 19-16 мск. врм.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отравления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Станция назначения Гайдамак ДВост ж.д. извещена о задержке и отправлении поезда телеграммами N 1051, 1280. Грузополучатель ООО "СОЛЛЕРС-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК" в свою очередь извещен уведомлениями N 26 и 37.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения Гайдамак ДВост ж.д. составлены акты общей формы N 5/58. 5/59, 5/60 с указанием вышеперечисленной информации, и подписаны представителем грузополучателя без замечаний.
Данные акты составлены на станции назначения, в связи с чем вывод суда о нарушении п. 3.6.1. Методических рекомендаций в части не составления на станции назначения новых актов общей формы, отклоняется судебной коллегией.
Действительно, в акте общей формы N 1/600634, составленном на промежуточной станции Амурский залив, указан последний перевозимый в вагоне груз - автомобили легковые, тогда как в действительности вагоны следовали в порожнем состоянии.
Однако данное обстоятельство не может служить основанием для оценки акта общей формы N 1/600634 в качестве недопустимого доказательства, поскольку неверное указание наличия в вагонах перевозимого груза при наличии в акте правильных сведений о номере железнодорожной накладной, номерах вагонов не является препятствием, не позволяющим идентифицировать вагоны.
Соответственно, данная ошибка в грузе не может устранять содержательной части акта о наличии оснований для проделения срока доставки по п. 6.6. Правил.
Вопросы внесения грузополучателем платы за простой вагонов не имеют по настоящему делу правового значения, так как основанием для продления сроков доставки являются составленные акты общей формы о причинах и продолжительности задержки (п. 6.7. Правил), представленные ответчиком в материалы дела.
В этой связи, в иске следует отказать.
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца в сумме 2 000 руб. (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 марта 2013 года по делу N А40-153038/2012 отменить. В иске о взыскании с ОАО "РЖД" (ОГРН1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос.рег. 23.09.2003, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) в пользу ООО "ТТК" (ОГРН 1097746003992, ИНН 7709823416, дата гос.рег. 16.01.2009,105005, г. Москва, ул. Радио, д. 24, к. 1) пени в размере 769984 руб., судебных издержек в размере 20000 руб. отказать.
Взыскать с ООО "ТТК" (ОГРН 1097746003992, ИНН 7709823416, дата гос.рег. 16.01.2009,105005, г. Москва, ул. Радио, д. 24, к. 1) в пользу ОАО "РЖД" (ОГРНЮ37739877295, ИНН 7708503727, дата гос.рег. 23.09.2003, 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) 2 000 рублей в возмещение расходов на оплату госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153038/2012
Истец: ООО "Трубная транспортная компания", ООО "ТТК"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"