Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2013 г. N 17АП-6093/13
г. Пермь |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А50П-45/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С. Н.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.,
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края: Томилин В.Г. - представитель по доверенности от 10.01.2013,
от ответчика ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория": Калинина С.А. - директор, предъявлен паспорт, Бражкина О.Н. - представитель по доверенности от 09.01.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория"
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре
от 09 апреля 2013 года
по делу N А50П-45/2013,
принятое судьей Даниловым А.А.
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
к ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория" (ОГРН 1085981000533, ИНН 5981003104)
о восстановлении и возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, взыскании штрафа,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с иском к ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория" (далее - Общество, ответчик) о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.
Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 09 апреля 2013 года исковые требования частично удовлетворены: суд обязал Общество восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за 2009, 2010 год в сумме 85 018 рублей 66 копеек путем перечисления на собственный счет, возвратить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края средства, использованные не по целевому назначению за 2011 год в сумме 30 136 рублей 56 копеек путем перечисления на счет ТФОМС Пермского края, взыскал с Общества штраф в сумме 3 013 рублей 60 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований. По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что нарушение допущено Обществом вследствие отсутствия собственных денежных средств для оплаты спорных расходов ( всего 74 509 рублей = 30 000+ 38 075+ 6 434)- 30 000 рублей, направленных на выплату судебных расходов по решению суда, 38 075 рублей, направленных на оплату продуктов питания сотрудникам больницы, работающих во вредных условиях. Кроме того, в дополнении к жалобе Общество указывает на то, что сумма в размере 6 434 руб., потраченная на уплату НДС за 3,4 квартал 2009 года, не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. В остальной части решение не оспаривают.
Участвующие в судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Фонд письменный отзыв на жалобу не представил.
Представитель Фонда в судебном заседании против доводов жалобы возражает, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность взыскания средств.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения проверки Общества на предмет использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, оформленной актом N 22 от 31.08.2012, Фондом выявлены нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в сумме 117 004,22 руб. В акте содержится требование о возврате в бюджет ТФОМС Пермского края денежных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 30 136,56 руб., восстановлении на собственном счете 86 867,66 рублей, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в сумме 28 375,26 рублей.
Фондом вынесено предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки 07.08.2012 - 31.08.2012, предписывающее восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 85 018,66 рублей путем перечисления на собственный счет (счет медицинской организации) по учету средств ОМС за счет средств бюджета, платных услуг населению или средств собственника.
Неисполнение требований Фонда в добровольном порядке явилось основанием для обращения в суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о доказанности факта нецелевого использования средств ОМС, в связи с чем удовлетворил требования Фонда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В пунктах 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
С 01.01.2011 отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ)
Пунктом 2 статьи 39 Федерального Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в том числе согласно части 12 пункта 7 вышеуказанной статьи осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Законом Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года -Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2011 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и ПКФОМС. В соответствии с Тарифным соглашением на 2011 год, являющимся Приложением N 3 к решению согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС от 28.01.2011 года, протокол N 39 (далее - Тарифное соглашение на 2011 год) допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС по статье 290 "прочие расходы", в том числе: расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, расходы на уплату разного рода платежей, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством Российской Федерации случаях (в том числе связанные с получением лицензий на осуществление медицинской деятельности), возмещение убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) медицинских организаций в части возмещения застрахованным расходов на приобретение медикаментов по актам СМО.
За счет средств ОМС не возмещаются: расходы, связанные с уплатой государственных пошлин и судебных издержек по судебным делам, не связанным с деятельностью МО по ОМС, а также по судебным делам в связи c рассмотрением исков Фонда к МО; расходы на уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за нарушение договорных обязательств и других экономических санкций; другие расходы, отнесенные к статье 290 "Прочие расходы" в соответствии с действующей классификацией операций сектора государственного управления.
В соответствии с пунктом 7 раздела I Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной Законом Пермского края от 30.12.2008 N 361-ПК, пунктом 7 раздела I Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Законом Пермского края от 25.12.2009 N 561-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей Единой методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, Порядка определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 7 раздела I Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Законом Пермского края от 02.12.2010 N 713-ПК расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2011 год, Порядка определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Приложением N 1 и действующей классификацией расходов допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", в том числе: расходы на приобретение продуктов питания, за исключением обеспечения специальным питанием медицинских работников, работа которых связана с вредными и опасными для здоровья и жизни условиями труда.
В соответствии с Тарифным соглашением на 2011 год допускаются следующие затраты, возмещаемые за счет средств ОМС по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", в том числе: расходы на приобретение продуктов питания, за исключением обеспечения специальным питанием медицинских работников, работа которых связана с вредными и опасными для здоровья и жизни условиями труда.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждены следующие обстоятельства.
Между сторонами были заключены договоры N 07/09 от 15.01.2009, 07/449 от 25.12.2009 "На оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию".
Целью договоров является оплата лицензированных видов медицинской помощи, оказанных учреждением гражданам в объеме и на условиях программы обязательного медицинского страхования населения Пермского края.
Предметом договоров является оплата ТФОМС Пермского края лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), оказанной учреждением на основании указанных договоров.
В соответствии с пунктом 3.1.11 договоров учреждение приняло на себя обязательство использовать финансовые средства, полученные по договорам, а также финансовые средства, полученные от страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС эффективно и рационально в соответствии с их целевым назначением. Вести раздельный аналитический учет по источникам поступления средств.
Согласно пункту 5.3 договоров предусмотрено, что в случае установления Фондом в ходе проведения проверок фактов нецелевого использования учреждением финансовых средств, полученных по договору, а также финансовых средств, полученных от страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, учреждение обязано восстановить всю сумму средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в соответствии с предписанием Фонда.
При проверке учреждения фондом выявлены нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования
При проверке банковских операций с безналичными денежными средствами в 2009, 2010 г. установлено, что в нарушение Приложения N 1 Обществом (Медицинской организацией) за счет средств ОМС возмещались расходы, не включенные в тарифы на медицинские услуги в системе ОМС, и которые подлежат оплате за счет средств краевого бюджета и за счет средств бюджетов муниципальных образований в сумме 85 018,66 руб., в том числе: 100 руб. - перечислен штраф за несвоевременное представление отчётности; 30 000 руб. - произведена выплата компенсации морального вреда и судебные расходы по решению суда; 290 руб. - перечислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы); 27 421,66 руб. - перечислены пени, штрафы, 7 338,50 руб. и 20 089,50 руб. - перечислено на обеспечение специальным питанием.
При проверке банковских операций с безналичными денежными средствами в 2011 г. Так же установлено, что в нарушение Тарифного соглашения на 2011 год Медицинской организацией за счет средств ОМС возмещались расходы, не включенные в тарифы на медицинские услуги в системе ОМС, и которые подлежат оплате за счет средств краевого бюджета и за счет средств бюджетов муниципальных образований в сумме 30 136,56 руб., в том числе: 19 489,56 руб. - перечислены пени, единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы), 10 64 руб. - перечислено на обеспечение специальным питанием.
Поскольку в результате допущенных нарушений Медицинской организацией израсходованы средства ОМС на цели, не предусмотренные Программой государственных гарантий на соответствующий год в сумме 85 018,66 руб. (в 2009, 2010г.г.) и в сумме 30 136,56 руб. (в 2011 году), указанные расходы в сумме 85 018,66 руб. являются нецелевым использованием средств ОМС, что свидетельствует о правомерности заявленных Фондом требований о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.
Доводы Общества о том, что в спорный период объем выделенных средств был недостаточным, что и привело к нарушениям, правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылками на положения ст. 10, 13, 38, 289 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", поскольку это обстоятельство не является основанием для нецелевого использования выделенных денежных средств и перераспределению их на иные цели не связанные с исполнением заключенных договоров и тарифного соглашения.
Доводы Общества о том, что в состав средств, использованных не по целевому назначению в 2009, 2010 г.г., неправомерно включена сумма в размере 6 434 руб., потраченная на уплату НДС за 3,4 квартал 2009 года, подлежат отклонению как недоказанные. Выводы Фонда о том, что Обществом в данном периоде из средств ОМС перечислены пени, штрафы по налогам в сумме 27421,66 руб. ответчиком не опровергнуты.
При этом апелляционный суд отмечает, что основания для приобщения к материалам дела представленных с дополнением к апелляционной жалобе документов, у суда отсутствуют, поскольку в нарушение ст. 268 АПК РФ невозможность их представления суду первой инстанции Обществом не доказана.
В отношении требований Фонда о взыскании штрафа суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 14.06.2011 N 136-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, подлежит применению новый закон. Следовательно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закон, улучшающий положение учреждения, имеет обратную силу.
Поскольку Фондом выявлено нецелевое использование учреждением средств по обязательному медицинскому страхованию после вступления в законную силу части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в новой редакции, улучшающей положения лица, привлекаемого к ответственности, то Фонд при назначении учреждению штрафа должен был применить указанную редакцию закона, на что обоснованно указал суд первой инстанции, частично удовлетворив требования о взыскании с Общества штрафа.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы. Поскольку при подаче жалобы ее заявителю была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 23 апреля 2013 года по делу N А50П-45/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Ёгвинская сельская врачебная амбулатория" (ОГРН 1085981000533, ИНН 5981003104) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (Две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий |
С.Н. Сафонова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.