г. Москва |
|
28 июня 2013 г. |
Дело N А40-173829/12-153-1804 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Аверьяновым И.Н.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "ГСД", Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2013 г. А40-173829/12-153-1804 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "ГСД" (ИНН 7727750873, ОГРН 1117746401123, 117246, г.Москва, ул.Херсонская, д.20, стр.3)
к Комитету по архитектуре и градостроительству г.Москвы (ИНН 7710145589, ОГРН 1027739900836, 125047, г.Москва, ул.Триумфальная пл., д.1, стр.1)
третье лицо: Правительства Москвы;
о признании незаконными бездействия,
при участии:
от заявителя: Вечкасова Е.А. по дов. от 03.06.2013 г.; Чекасов Г.Г. по дов. от 27.12.2012 г.;
от ответчика: Шарова Е.А. по дов. от 07.05.2013 г.;
от третьего лица: Шарова Е.А. по дов. от 10.07.2013 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГСД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы (далее Москомархитектура), выразившееся в непредставлении ООО "ГСД" в установленный действующим законодательством срок градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, поселение Сосенское, в районе пос.Газопровод, с кадастровым номером 50:21:120316:182, а именно с 22.12.2012 г. по настоящее время; обязать Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы выдать ООО "ГСД" градостроительный план земельного участка (далее ГПЗУ), расположенного по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, в районе пос.Газопровод, с кадастровым номером 50:21:120316:182, с внесением в него сведений о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства с учетом Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Сосенское, утвержденных решением совета депутатов с/п Сосенское Ленинского муниципального района Московской области N 38/6 от 25.02.2010 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2012 г. заявленные требования удовлетворены, суд установил оспариваемое бездействие и обязал ответчика в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть в соответствии с действующим законодательством вопрос о выдаче ООО "ГСД" градостроительного плана земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда изменить, обязать ответчика выдать обществу градостроительный план.
В апелляционной жалобе ответчик и третье лицо считают решение незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Сообщил, что у Мосархитектуры отсутствуют полномочия по утверждению и выдаче ГПЗУ без одобрения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В судебном заседании представители заявителя доводы своей апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили изменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, изложив его резолютивную часть в соответствии с заявленными требованиями и избранным им способом восстановления нарушенного права.
Представитель ответчика, а также третьего лица - Правительства г.Москвы доводы своих апелляционных жалоб поддержала в полном объеме, изложив указанную в них правовую позицию, просила отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ апелляционный суд заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "ГСД" является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, поселение Сосенское, в районе пос.Газопровод, с кадастровым номером 50:21:120316:182, что подтверждается Договором аренды N 13040-Z земельного участка от 31.10.2005 г., заключённым между Министерством имущественных отношений Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Мострансгаз", Договором N 1505-1 от 15.05.2008 г. о передачи прав и обязанностей по договору аренды N 13040-Z, заключённым между ООО "Газпром трансгаз" Москва (до 21.02.2008 г. - ООО "Мострансгаз") и Фондом содействия ипотечному кредитованию "Газпромипотека", Договором N 300611-1 от 30.06.2011 г. о передачи прав и обязанностей по договору аренды N 13040-Z, заключенным между Фондом содействия ипотечному кредитованию "Газпромипотека" и Заявителем. В соответствии с п.1.1 Договора передачи прав и обязанностей Фонд "Газпромипотека" передает, а Заявитель принимает на себя в полном объеме права и обязанности по Договору аренды N 13040-Z земельного участка земельного участка от 31.10.2005.
Согласно п.1.2 Договора передачи прав и обязанностей Объектом передаваемых прав и обязанностей выступает земельный участок площадью 254000 кв.м. по адресу: Московская область, Ленинский район, с/о Сосенский, в районе пос.Газопровод, с кадастровым номером 50:21:120316:182. В настоящее время в виду реализации проекта по расширению г.Москвы, указанный земельный участок имеет адрес: г.Москва, поселение Сосенское, в районе пос.Газопровод.
21.09.2012 г. общество обратилось в Москомархитектуру по вопросу оформления и получения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:21:120316:182, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" Москомархитектуры, регистрационный номер 001-ГПЗУ-2597/2 ОК/ОК от 21.09.2012 г., согласно которой запрашиваемый документ будет готов к выдаче 02.11.2012 г.
Письмом от 22.10.2012 г. N 001-ГПЗУ-2597/2-/0/-7 Москомархитектура сообщила заявителю о том, что ею в установленном порядке подготовлен проект ГПЗУ и направлен для согласования на Рабочую группу по вопросам градостроительной деятельности Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. Также в данном письме Москомархитектура указывает на то, что по обозначенной причине и в соответствии с п.п.2.14.1. Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков", утверждённого постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП (далее - Постановление N 229-ПП), предоставление государственной услуги приостанавливается.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции достоверно установил оспариваемое бездействие ответчика.
Согласно ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) 1) границы земельного участка;
2) 2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с п.17 ст.46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных п.1-16 ст.46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В силу абз.4 п.4 ст.85 ЗК РФ предусмотрено, что реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В силу положений ст.51 ГрК РФ градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно ч.8 ст.43 Градостроительного кодекса г.Москвы, градостроительные планы земельных участков утверждаются Правительством Москвы или органом, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры в случае наделения его соответствующими полномочиями.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП "О порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" уполномоченным органом, осуществляющим утверждение градостроительных планов земельных участков, является Москомархитектура.
Указанным постановлением Правительства Москвы утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков" в городе Москве (далее Административный регламент).
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы N 229-ПП от 25 мая 2011 г. предоставление государственной услуги по выдаче ГПЗУ осуществляется Москомархитектурой (п.2.3. Административного регламента).
Согласно п.2.5. Административного регламента, заявителями являются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков, в том числе собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.
В соответствии с п.2.10 Административного регламента, общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе представления государственной услуги и не может превышать 30 дней. Пункт 2.11. устанавливает, что срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления.
Пунктом 2.14.1 Постановления N 229-ПП, как указывалось выше, установлен максимальный срок для приостановления предоставления государственной услуги, составляющий 60 дней.
Согласно п.2.18. Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление заявителем документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы, а также документов, срок действия которых истек на момент подачи заявления о предоставлении государственной услуги; истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, установленного в пункте 2.14.4 Регламента, если в течение данного срока не были устранены причины, препятствующие предоставлению государственной услуги; прекращение прав на земельный участок после приема заявления о предоставлении государственной услуги. Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Суд первой инстанции достоверно установил, что обществом в Мосархитектуру были представлены следующие документы: заявка для подготовки ГПЗУ; договор аренды земельного участка N 13040-Z от 31.10.2005 г. с прилагающимися договорами уступки прав и обязанностей (нотариально заверенная копия); кадастровая выписка о земельном участке (нотариально заверенная копия на бумажном носителе); кадастровая выписка о земельном участке (электронный вариант в формате dqn, dmg, txt); устав со всеми изменениями и дополнениями (нотариально заверенная копия) N 1 от 16.05.2011 г.; свидетельство о регистрации юридического лица или частного предпринимателя (нотариально заверенная копия) N 1117746401123 от 24.05.2011 г.; доверенность.
Из материалов дела не следует, что заявителем не были представлены для получения запрошенного градостроительного плана земельного участка какие-либо документы, перечисленные в п.2.2 Регламента, либо что последние не соответствуют требованиям законодательства.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о необходимости направлении проекта на рабочую группу по вопросам градостроительной деятельности Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы, поскольку в период возникновения спорных правоотношений, полномочия по выдаче ГПЗУ были возложены на Москомархитектуру (п.2.3 Административного регламента).
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции достоверно установил бездействие ответчика.
Вместе с тем суд в соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ обязал ответчика в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть в соответствии с действующим законодательством вопрос о выдаче ООО "ГСД" градостроительного плана земельного участка.
Апелляционный суд полагает, что решение в части обязания ответчика рассмотреть вопрос о выдаче обществу ГПЗУ подлежит изменению.
Из материалов дела видно и было достоверно установлено, что заявителем были представлены все необходимые документы для выдачи ГПЗУ. Ответчик не уведомил общество об отсутствии каких либо документов, либо о том, что документы не соответствуют требованиям законодательства.
Таким образом, апелляционный суд исходит из того, что у Мосархитектуры отсутствовали основания для отказа в выдаче обществу ГПЗУ, считает возможным обязать Мосархитектуру выдать ГПЗУ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2013 г. по делу N А40-173829/2012 изменить.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения Арбитражного суда города Москвы от 27.03.2013 г. по делу N А40-173829/2012 в следующей редакции:
"Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы выдать ООО "ГСД" градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, поселение Сосенское, в районе пос.Газопровод, с кадастровым номером 50:20:120316:182, с внесением в него сведений о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам, и размещению на земельном участке объектов капитального строительства с учетом Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Сосенское".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173829/2012
Истец: ООО "ГСД"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура), Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Третье лицо: Правительство г. Москвы, Правительство города Москвы