г. Москва |
|
28 июня 2013 г. |
Дело N А40-168243/12-79-1736 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Вернисаж2" на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2013 г. по делу N А40-168243/2012 (79-1736), принятое судьей Дранко Л.А.,
по заявлению ООО "Вернисаж2" (ИНН 7731221086, ОГРН 1027700166361, 109012, г.Москва, ул.Никольская, д.4/5)
к 1) Префектуре ЦАО г.Москвы; 2) Правительству г.Москвы;
об оспаривании протокола,
при участии:
от заявителя: |
Панкратов В.Н. по дов. от 01.05.2013, Джаракян А.Л. по дов. от 01.11.2012, |
от ответчиков: |
Дубчак Р.В. по дов. от 1) 24.12.2012, 2) 26.10.2012, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Вернисаж2" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным п.1.2 Распоряжения Префектуры Центрального административного округа г.Москвы (далее Префектура) от 10.09.2012 г. N 665-р "О внесении изменений в распоряжения Префектуры Центрального административного округа г.Москвы от 25.04.2011 г. N 879-р", п.12.1 протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы (далее соответчик) N 8 от 02 августа 2012 г. в части исключения адреса: ул.Никольская, вл.6 (пересечение ул.Никольская, вл.6 и Богоявленского пер., вл.2) павильона со специализацией "непродовольственные товары, продукция общественного питания".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2013 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта закону, не влекущем нарушений прав и охраняемых законом интересов ООО "Вернисаж2" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Вернисаж2" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает на нарушение ответчиками п.28 постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП от 27.09.2012 г. "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ ответчиками не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчиков, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора краткосрочной аренды земельного участка N М-01-513137 от 03.03.2006 г. заявитель является арендатором земельного участка площадью 0,022 га, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, пересечение ул.Никольская, вл.6 и Богоявленского пер., вл.2, предоставленного для эксплуатации существующего некапитального торгового павильона. Срок действия договора- до 01.11.2010 г.
Согласно п.3.3.4 Договора N ЦАО/Китай-город/181 от 27.09.2011 г. Префектура ЦАО Москвы вправе в случае изменения градостроительной ситуации и внесения в связи с этим изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов переместить павильон заявителя с места его размещения на компенсационное место размещения.
В соответствии с предписанием Префектуры ЦАО Москвы от 17.08.2012 г. N 22-17-324/2.1 заявителю было предписано в 10-дневный срок освободить занимаемый им земельный участок и переместить объект по одному из компенсационных адресов, указанных в приложении.
Во исполнение Протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 02 августа 2012 г., префектурой ЦАО было издано распоряжение от 10.09.2012 г. N 665-р "О внесении изменений в распоряжение префектуры Центрального административного округа города Москвы от 25.04.2011 г. N 879-р".
Считая указанное распоряжение незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ООО "Вернисаж2" обратилось в суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что избранный заявителем способ защиты не позволяет восстановить те права и интересы заявителя, которые он считает нарушенными, в том числе, включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ЦАО Москвы объект Общества и сохранить за ним право на заключение договора на размещение этого объекта.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно п.2 упомянутых Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
В соответствии с п.2.6.5 постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП префектура административного округа в установленном порядке проводит отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключает договор на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с п.2.1 Постановления Правительства Москвы от 28.06.2011 г. N 279-ПП префектурами административных округов города Москвы осуществляется подготовка и выдача договора на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельства о размещении нестационарного торгового объекта. Согласно п.2.5 данного Постановления заявителями по предоставлению указанной государственной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся победителями отбора на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, или имеющие действующий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, или имеющие разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции, обращающиеся в префектуру административного округа города Москвы за предоставлением данной государственной услуги.
В соответствии с п.25 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", в случае изменения градостроительной ситуации до истечения установленного в схеме размещения нестационарного торгового объекта периода размещения и необходимости в связи с этим внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов префектура административного округа города Москвы представляет предложения по перемещению нестационарного торгового объекта с места его размещения на компенсационное место размещения.
Протоколом заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы N 8 от 02.08.2012 г. было принято решение внести изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа, в части исключения адреса: ул.Никольская, вл.6 (пересечение ул. Никольская, вл.6 и Богоявленского пер., вл.2) павильон со специализацией "непродовольственные товары, продукция общественного питания".
Во исполнение Протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 02 августа 2012 г., префектурой ЦАО было издано распоряжение от 10.09.2012 г. N 665-р "О внесении изменений в распоряжение префектуры Центрального административного округа города Москвы от 25.04.2011 г. N879-р".
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 07.06.2011 г. N 445-РП "О Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы" Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы является координационным органом, образованным в целях выработки единой политики и обеспечения реализации приоритетных направлений развития торговли, общественного и социального питания, бытового обслуживания, организации похоронного дела и др.
Положение о Комиссии и ее состав утверждаются Правительством Москвы. Комиссия рассматривает предложения префектов административных округов города Москвы о целесообразности продления договоров аренды земельных участков, предоставленных под размещение розничных рынков, с дальнейшей модернизацией и (или) реконструкцией и последующим оформлением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами (п.5.7); Рассматривает проекты схем размещения нестационарных торговых объектов и подготавливает предложения об одобрении либо необходимости доработки (п.5.8.).
В связи с внесением изменений в распоряжение префектуры Центрального административного округа города Москвы от 25 апреля 2011 года N 879-р (в редакции распоряжения префектуры от 10 сентября 2012 года N 665-р), пункт 3 "Управление по территории Китай-город" исключен из Раздела I схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Центрального административного округа.
В адрес заявителя было направлено предписание освободить земельный участок со ссылкой на протокол заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы от 02.09.2012 г. N 8
Соответственно, Обществу было известно о вышеуказанных документах.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что сами по себе доводы заявителя о неопубликовании оспариваемых в части актов в установленном порядке не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из имеющихся в деле доказательств апелляционная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые п.1.2 Распоряжения Префектуры Центрального административного округа г.Москвы от 10.09.2012 г. N 665-р "О внесении изменений в распоряжения Префектуры Центрального административного округа г.Москвы от 25.04.2011 г. N 879-р", п. 12.1 протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы N 8 от 02 августа 2012 г. в части исключения адреса: ул. Никольская, вл. 6 (пересечение ул. Никольская, вл.6 и Богоявленского пер., вл.2) павильона со специализацией "непродовольственные товары, продукция общественного питания" являются легитимными.
Порядок принятия оспариваемого распоряжения соответствует законодательству г.Москвы.
Таким образом, материалы дела не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта Префектуры ЦАО г.Москвы недействительным, учитывая его соответствие требованиям закона, в том числе, поскольку судом не установлен факт нарушения прав и охраняемых законом заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2013 г. по делу N А40-168243/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168243/2012
Истец: ООО "Вернисаж2"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Правительство города Москвы, Префектура ЦАО города Москвы, Префектура Центрального административного округа г. Москвы