г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А56-12662/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Лифшица А.Л. по доверенности от 10.03.2013;
от заинтересованного лица: Иванова Ф.К. по доверенности от 24.12.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6962/07) ООО "Экотон-Центральный" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2013 по делу N А56-12662/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Экотон-Центральный"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу
об обжаловании постановления и представления
установил:
ООО "Экотон-Центральный" (191011, Санкт-Петербург, Невский пр. д.32-34,19, ОГРН 1079847063790, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (191123, Санкт-Петербург, набережная Робеспьера, дом 10А, ОГРН 1027809169629, далее МРУ Росфинмониторинга по СЗФО) N 04-12/03-1/1 от 31.01.2013 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и представления N 18-04-25/333 от 04.02.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано, в связи с обоснованным привлечением его к административной ответственности и правомерным выставлением представления.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на недоказанность объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По мнению заявителя, на общество не распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее- Закон N 115-ФЗ), поскольку номинальное указание в Уставе ООО "Экотон-Центральный" на декларируемый вид деятельности - оказание посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом и соответствующего ему кода ОКВЭД 70.31, не может служить основанием для отнесения общества в субъекту вменяемого правонарушения; административным органом не доказано, что общество от своего имени или по поручению принципала заключало договор купли-продажи, получало вознаграждение за оказанные услуги; в протоколе об административном правонарушении неполно отражено место его составления.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 15.01.2013 по 24.01.2013 должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по СЗФО на основании приказа от 09.01.2013 N 04-01/01-П проведена выездная проверка соблюдения ООО "Экотон-Центральный" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и исполнения правил внутреннего контроля.
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение пунктов 2 и 9 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и постановления Правительства РФ N 6 от 08.01.2003 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" не представило документы, необходимые для постановки на учет(заявление и карту постановки на учет Формы 2-КПУ) ; не осуществляло организацию внутреннего контроля, а именно, не разработало, не утвердило и не направило правила внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган, а также не представило сведения, касающиеся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение, и их обучение.
По результатам проверки 24.01.2013 составлен акт N 2.
24.01.2013 ведущим специалистом МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, в отношении ООО "Экотон-Центральный", составлен протокол об административном правонарушении N 04-12/03-1/1, основанием к его составлению послужили результаты рассмотрения материалов проверки, оформленных актом от 24.01.2013 N 2.
Постановлением от 31.01.2013 N 04-12/03-1/1 ООО "Экотон-Центральный" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за отсутствие разработанных и утвержденных правил внутреннего контроля, а также неназначение лица, ответственного за их исполнение.
Общество считая, что не является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, а также, указывая на наличие существенных процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, отказал в удовлетворении заявления. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда правильным.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ, действующей на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее-Закон N 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в том числе обязательные процедуры внутреннего контроля.
Внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом ( за исключением кредитных организаций).
Согласно указанным Требованиям (пункт 4) Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - программа идентификации);
в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);
г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);
д) программа документального фиксирования информации;
е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));
ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации).
5. В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо).
В силу пункта 6 Требований, правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации.
Программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующего условия: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное должностное лицо(пункт 7 а)
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона, а также Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организация обязана назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.
Приказом от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (вступило в силу 05 октября 2010 года), (далее - Положение).
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в обществе не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Данный факт общество не отрицает.
Таким образом, в обществе в течение длительного времени отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям, что привело к отсутствию возможности реализации процедур внутреннего контроля в обществе, в том числе осуществления обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявления операций, подлежащих контролю, что также свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.
Апелляционным судом не принимается довод общества о том, что оно не является субъектом вменяемого ему правонарушения в силу следующего.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Как следует из пункта 2.2 Устава ООО НДВ СПб", утвержденного 17.01.2007, одним из видов деятельности общества является оказание посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества, с указанием соответствующих данным услугам кодов (код ОКВЭД-70.3 - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; код ОКВЭД 70.31.1 - предоставление посреднических услуг, при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества; код ОКВЭД 70.31.11 - предоставление посреднических услуг, при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества; - код ОКВЭД 70.31.12 - предоставление посреднических услуг, при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества) следовательно, общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ на него распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
При этом апелляционный суд отмечает, что оценка фактического осуществления обществом вышеуказанной деятельности влияет только на обязанность, поименованную в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, согласно которой организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.
Пояснения общества относительно судебной практики относятся именно к случаям привлечения организаций к ответственности за нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ- непредставления необходимых сведений по совершенным денежным операциям. В таких случаях суды, со ссылкой на положения пункта 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, указывают, что идентификация организации, являющейся стороной в операции с денежными средствами или иным имуществом, и ее проверка на предмет соответствия перечню указанных организаций возложена на организацию, оказывающую посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, только в случае фактического проведения операции с денежными средствами или иным имуществом.
В рассматриваемом случае обществу вменено нарушение пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, выразившееся в неразработке правил внутреннего контроля, а также непредставлении сведений, касающихся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение и обучение. Указанная обязанность не сопряжена с началом фактической деятельности по оказанию посреднических услуг.
Факт нарушения в полном объеме подтверждается материалами административного дела и обществом по существу не отрицается. Доказательств невиновного поведения общества ни административному органу, ни суду не представлено.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности Управлением не допущено, некорректное указание в протоколе об административном правонарушении места его составления не является существенным процессуальным нарушением, которое может послужить основанием для отмены оспариваемого постановления N 04-12/03-1/1 от 31.01.2013, и,как следствие, представления N 18-04-25/333 от 04.02.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, отказывая в полном объеме в удовлетворении заявленных требований, принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 апреля 2013 года по делу N А56-12662/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Экотон-Центральный" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б.Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12662/2013
Истец: ООО "Экотон-Центральный"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному округу