г. Самара |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А55-192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Тюркина Н.П., доверенность от 01.03.2013 г. N Д/13-205,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - Дмитриенко Е.В., доверенность от 09.01.2013 г. N 05,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-192/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Волки" в лице филиала "Самарские распределительные сети",
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги в лице филиала - "Самарские распределительные сети" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) в предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 324 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:449, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ЛЭП (ВЛ)-35 кВ "Мелиорация" (опора N 1, опора N 16, опора N 14г, опора N 14з), содержащегося в письме от 02.10.2012 г. N 12-1/1901/11-а и о возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-192/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и третьего лица, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" 30.06.2011 г. обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1901/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ЛЭП (ВЛ)-35 кВ "Мелиорация" (опора N 1, опора N 16, опора N 14г, опора N 14з), площадью 324 кв.м., кадастровый номер 63:01:0000000:449, под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества.
Заявление обосновано положениями статьи 36 ЗК РФ, так как заявитель является собственником указанного объекта недвижимости, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от 24.11.2008 г., а также копией технического паспорта указанного сложного объекта.
Испрашиваемый земельный участок сформирован 10.05.2006 г., границы его определены, в установленном порядке поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 63:01: 0000000: 449, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом участка.
Кадастровый паспорт указанного участка представлялся Министерству при обращении Общества. Согласно сведениям кадастрового учета, спорный участок расположен на "Землях населенных пунктов" ( графа 8.2 кадастрового паспорта).
По результатам рассмотрения указанного заявления 02.10.2012 г. ответчик отказал в предоставлении земельного участка, так как испрашиваемый участок является лесным на землях иных категорий, лесохозяйственные регламенты на городские леса не утверждены, в связи с чем в силу статьи 14.1 ФЗ N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного Кодекса РФ" невозможно реализовать полномочие по распоряжению участком.
Как следует из оспариваемого отказа, единственным основанием для принятия указанного решения послужил вывод Министерства о невозможности распоряжения спорным участком по причине отсутствия лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов, расположенных на территории г.о. Самара.
Указанное основание суд считает не соответствующим закону, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, границы его определены и соответствуют результатам межевания.
Постановка на кадастровый учет участка не оспорена, не признана незаконной.
Согласно сведениям ГКН спорный участок отнесен к категории "Земли населенных пунктов".
Также из материалов дела следует, что указанный участок расположен в границах 75 квартала Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий.
Согласно части 1 статьи 7 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В связи с чем, только сведения государственного кадастра являются единым информационным ресурсом, содержащим достоверные сведения о земельных участках.
Представленный кадастровый паспорт, содержащиеся в нем сведения не оспаривались в установленном порядке и не признаны недействительными.
Согласно статье 14.1 ФЗ "О введение в действие Лесного Кодекса РФ" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Вместе с тем, правовые основания предоставления участка в настоящем случае обусловлены положениями статьи 36 ЗК РФ, презюмирующей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом.
В силу ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В силу ст. 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства, которое согласно ст. 68 ЛК РФ включает проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 69 ЛК РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 ЛК РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, установлен вид разрешенного использования участка - "занимаемый электросетевыми комплексами и объектами недвижимого имущества" (графа 9 кадастрового паспорта).
Более того, подпунктом 13 пункта 1 статьи 25 Лесного Кодекса РФ предусмотрено в качестве вида использования лесов - эксплуатация линейных объектов, к которым относится объект, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Возможность данного вида использования лесного участка подтвердила также в судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства.
Как указывалось выше, заявитель испрашивает участок на праве аренды, руководствуясь положениями статьи 36 ЗК РФ.
Отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Выявленные препятствия должны соответствовать требованиям действующего законодательства, а в соответствии с п. 4. ст. 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Министерство не получило от вышеуказанных органов информацию, свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
Информация от Департамента строительства и архитектуры также свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в предоставлении участка заявителю на праве аренды.
Указанное в отказе основание суд находит ошибочным. Кроме того, факт нахождения на спорном участке объекта недвижимого имущества предопределяет вид его использования - под эксплуатацию объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права.
В указанном случае правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28,36 ЗК РФ и нарушает права Общества на приобретение земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 г. по делу N А55-192/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-192/2013
Истец: ОАО "МРСК Волки" в лице филиала "Самарские распределительные сети"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области