город Омск |
|
04 июля 2013 г. |
Дело N А46-129/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4805/2013) Территориального отдела надзорной деятельности Таврического района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2013 по делу N А46-129/2013 (судья Долгалев Б.Г.), принятое по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения "Харламовский детский сад" Таврического муниципального района Омской области (ОГРН 1025501993934, ИНН 5534008647) к Территориальному отделу надзорной деятельности Таврического района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным и отмене постановления N 112 от 28.12.2012,
при участии в деле в качестве второго заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Таврического муниципального района Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального отдела надзорной деятельности Таврического района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от муниципального дошкольного образовательного учреждения "Харламовский детский сад" Таврического муниципального района Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Бондаренко В.В. по доверенности N 15507-11-1 от 22.11.2012 сроком действия по 31.12.2013, личность установлена на основании удостоверения;
от Администрации Таврического муниципального района Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Харламовский детский сад" Таврического муниципального района Омской области (далее - заявитель, учреждение, МДОУ "Харламовский детский сад") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела надзорной деятельности Таврического района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области N 112 от 28.12.2012.
Определением от 19.02.2013 суд привлек к участию в дело в качестве второго заинтересованного лица Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрацию Таврического муниципального района Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2013 по делу N А46-129/2013 требования заявителя были удовлетворены, поскольку материалами дела не подтверждено наличие в действиях МДОУ "Харламовский детский сад" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не соглашаясь с вынесенным решением суда, Главное управление Министерства Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - административный орган, податель жалобы) в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции, податель жалобы указывает на доказанность материалами дела вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Также, по мнению заинтересованного лица, договор о закреплении за муниципальным учреждением имущества в оперативное управление от 26.06.2012, представленный заявителем только в суде первой инстанции, был изготовлен уже после проведения проверки в отношении учреждения задним числом.
Кроме того, податель жалобы считает, что допущенная в распоряжении на проведение проверки от 23.11.2012 N 583/192 опечатка, выразившаяся в неверном указании места нахождения учреждения, не может послужить основанием для признания проверки недействительной и не является в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" грубым нарушением законодательства, а также не влечет изменение сущности нарушения.
До начала судебного заседания от Администрации Таврического муниципального района Омской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Заявитель, территориальный отдел надзорной деятельности Таврического района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области и Администрация Таврического муниципального района Омской области, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя подателя жалобы, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Омской области от 23.11.2012 N 583/192 в отношении МДОУ "Харламовский детский сад" расположенного по адресу: Омская область, Таврический район, с. Харламово, ул. Зои Космодемьянской, 7, в присутствии заведующей 14.12.2012 была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе указанной проверки, должностным лицом пожарного надзора были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выразившиеся в следующем: двери, ведущие из коридоров первого и второго этажей в лестничные клетки, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 14.12.2012 N 583/192, подписанном заведующим учреждения и протоколе N 112 от 14.12.2012 о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, составленным в присутствии представителя заявителя.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом было вынесено постановление N 112 от 28.12.2012 о признании Учреждения виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, учреждение было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, МДОУ "Харламовский детский сад" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
29.04.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила), действовавшими в проверяемый период, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003 (далее - ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1).
В силу пункта 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Как следует из материалов дела, договором о закреплении за муниципальным учреждением в оперативное управление от 26.06.2012 за Учреждением на праве оперативного управления закреплено здание детского сада, расположенное по адресу: Омская область, Таврический район, с. Харламово, ул. Зои Космодемьянской, д. 1 "Б" (л.д. 20-21).
В соответствии с пунктами 3.3, 3.5. учреждение не вправе в процессе эксплуатации здания вмешиваться в права собственника, изменять конструктивные особенности здания, изменять утвержденный план эвакуации либо иным способом изменять систему мер пожарной безопасности. Собственник обязан обеспечивать исполнение требований пожарной безопасности в здании, следит за соответствием мер пожарной безопасности установленным правилам и нормам в сфере пожарной безопасности.
В силу статьи е 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Таким образом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в указанных помещениях является Администрация Таврического муниципального района Омской области.
Изложенное свидетельствует о том, что МДОУ "Харламовский детский сад" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.12.2012 N 112.
Что касается довода подателя апелляционной жалобы о необходимости критической оценки представленному заявителем договору о закреплении за муниципальным учреждением имущества в оперативное управление от 26.06.2012, то он не принимается апелляционным судом во внимание.
Так, имеющейся в материалах дела справкой от 22.04.2013 исх. 05-04/233, поступившей в Арбитражный суд Омской области, Комитет имущественных отношений и землепользования Администрации Таврического муниципального района Омской области удостоверил, что 26.06.2012 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключен рассматриваемый договор о закреплении за муниципальным учреждением имущества в оперативное управление.
Более того, частью 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Заявление о фальсификации указанных доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ административным органом не заявлялось.
Допущенная административным органом опечатки в распоряжении на проведение проверки от 23.11.2012 N 583/192, выразившаяся в неверном указании места нахождения учреждения, на которую ссылается суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не относится к грубым нарушениям, влекущим недействительность материалов проверки.
Более того, в акте проверки от 14.12.2012 N 583/192, протоколе N 112 от 14.12.2012 и постановлении N 112 от 28.12.2012 указано верное место нахождения учреждения: Омская область, Таврический район, с. Харламово, ул. Зои Космодемьянской, 1 "Б".
Однако указанные ошибочные выводы суда первой инстанции не повлекли принятия неправильного судебного акта.
Учитывая изложенное, а также то, что ошибочные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неверного судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.04.2013 по делу N А46-129/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-129/2013
Истец: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Харламовский детский сад" Таврического муниципального района Омской области
Ответчик: Территориальный отдел надзорной деятельности Таврического района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны. чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
Третье лицо: Администрация Таврического Муниципального района Омской области