г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А56-49514/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Фокиной Е.А., Шульги Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Сидорова М.В. по доверенности от 10.08.2012, Гареева Р.И. по доверенности от 12.11.2012;
от ответчика (должника): Бормонтовой Н.И. по доверенности от 11.01.2013 N 7;
от 3-го лица: Леликова С.М. по доверенности от 25.06.2013 N 02;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10340/2013) Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2013 по делу N А56-49514/2012 (судья Анисимова О.В.), принятое
по иску (заявлению) Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
3-е лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Проектный институт" Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Северо-Западный филиал
о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4 предписания от 25.05.2012 N 45-08-04/839
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (ОГРН 1037804010738, 188662, Ленинградская область, Всеволожский район, п. Мурино, ул. Оборонная, д. 51, далее - заявитель, учреждение, ФГКУ "СЗ РПСО МЧС России") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (ОГРН 1044700563973, 188643, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138, далее - управление, Росфиннадзор, заинтересованное лицо) от 25.05.2012 N 45-08-04/839.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Проектный институт" Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Северо-Западный филиал (далее - СЗФ ФГУП "ПИ" ФСБ России).
Решением суда от 29.03.2013 пункты 2, 3, 4 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области N 45-08-04/839 от 25.05.2012 признаны недействительными. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда в части отказа в признании недействительным пункта 1 оспариваемого предписания отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с несоответствием выводам суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, представители управления и СЗФ ФГУП "ПИ" ФСБ России возражали против ее удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, принимая во внимание отсутствие возражений сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области на основании плана контрольных мероприятий на 2011 год, приказов руководителя Управления от 11.11.2011 N 218, от 28.11.2011 N 232, от 27.01.2012 N 24, от 17.02.2012 N 33, от 22.02.2012 N 34, от 13.03.2012 N 50, от 15.03.2012 N 52, от 20.04.2012 N 100 в период с 14.11.2011 по 26.04.2012 проведена проверка правомерности, в том числе целевого характера, эффективности использования средств федерального бюджета, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также материальных ценностей, находящихся в Федеральной собственности, за 2010 год в Федеральном государственном казенном учреждении "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", по итогам которой составлен акт от 26.04.2012 и заключение от 21.05.2012 на возражения к акту проверки.
25.05.2012 руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области выдано предписание, согласно которому Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" предписано:
1. в течение 30 дней с момента получения предписания осуществить действия, обеспечивающие возврат в федеральный бюджет неправомерно оплаченных работ по государственному контракту от 11.12.2009 N 44 с ООО "Лапин Энтерпрайз", в сумме 49 488,320 тыс. руб.;
2. в течение 10 дней с момента получения предписания осуществить действия, обеспечивающие возврат в федеральный бюджет неправомерно произведенных расходов на содержание котельной в сумме 203,089 тыс.руб.;
3. в течение 10 дней с момента получения предписания осуществить действия, обеспечивающие возврат в федеральный бюджет неправомерно произведенных расходов по оплате комиссии банка в сумме 33,746 тыс.руб.;
4. в течение 10 дней с момента получения предписания осуществить действия, обеспечивающие возврат в федеральный бюджет неправомерно произведенных расходов по оплате лекарственных средств в сумме 59,113 тыс. руб.
Не согласившись с указанными пунктами предписания от 25.05.2012, учреждение обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, признавая пункты 2-4 предписания от 25.05.2012 недействительными, признал обоснованным пункт 1 указанного предписания. При этом суд пришел к выводу о неэффективности расходования бюджетных средств, поскольку поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены ФГКУ "СЗ РПСО МЧС России" с использованием меньшего объема средств.
При этом суд установил, что в ходе проведенной проверки Управлением было выявлено, что ФГКУ "СЗ РПСО МЧС России" за счет средств федерального бюджета были неправомерно оплачены работы по государственному контракту от 11.12.2009 N 44 с ООО "Лапин Энтерпрайз", в том числе: фактически не выполненные работы в сумме 7 732,338 тыс. руб., работы по завышенной сметной стоимости на сумму 21 126,82 тыс. руб., применение повышающих коэффициентов к строительным работам в сумме 406,892 тыс. руб., несоответствие примененных расценок к технологии выполненных работ в сумме 20 215,913 тыс. руб., транспортировка грунта в сумме 6,351 тыс. руб.
Пунктом 1 предписания от 25.05.2012 учреждению предписано в течение 30 дней с момента получения предписания осуществить действия, обеспечивающие возврат в федеральный бюджет неправомерно оплаченных работ по государственному контракту от 11.12.2009 N 44 с ООО "Лапин Энтерпрайз", в сумме 49 488,320 тыс. руб.
Основанием для указанных выводов послужили результаты проверки, зафиксированные в акте проверки от 26.04.2012, в том числе при проведении контрольных действий относительно исполнения бюджетных обязательств по государственному контракту N 44 от 11.12.2009 на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта: "Учебно-тренировочный комплекс СЗ РПСО для подготовки спасателей МЧС России" по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Мурино, ул. Оборонная, д.51".
Управлением изучены государственный контракт, проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу, акты выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3), банковские платежные документы, расходные расписания, приказы (пункт 2.2.2 акта, л.д. 81-92, том 2).
Согласно пункту 82 приказа Минфина России от 04.09.2007 N 75н "Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности" проведены контрольные действия по изучению достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг по исполнению государственного контракта от 11.12.2009 N 44 с ООО "Лапин Энтерпрайз" на строительство и реконструкцию зданий учебно-тренировочного комплекса СЗ РПСО для подготовки спасателей МЧС России.
В соответствии с заключенными ТУ Росфиннадзора в Ленинградской области с СЗФ ФГУП "ПИ" ФСБ России договорами от 20.02.2012 N 02, N 03, последним проведены контрольные обмеры выполненных работ; проверка смет и актов выполненных работ, правильности применения норм, расценок и коэффициентов при определении сметной стоимости; проверка достоверности определения сметной стоимости строительства и реконструкции объекта "Учебно-тренировочный комплекс СЗ РПСО для подготовки спасателей МЧС России".
Контрольные обмеры (с фотофиксацией) проведены специалистами СЗФ ФГУП "ПИ" ФСБ России Леликовым С.М. и Родюшкиным П.В.
По результатам контрольных обмеров составлен акт от 22.02.2012, подписанный представителем заказчика Гареевым Р.И. и представителем подрядчика Кирильцевым К.Ю.
На основании акта контрольного обмера фактически выполненных работ в рамках исполнения государственного контракта N 44 от 11.12.2009 произведен перерасчет стоимости фактически выполненных работ. Кроме этого проверяющими проверена правильность применения норм и расценок при определении стоимости работ. Согласно заключению о правильности применения строительных норм и расценок при составлении сметной документации, произведенной ведущим инженером СЗФ ФГУП "ПИ" ФСБ России Леликовым СМ. по сметам N 1, 2, 3, 4, 8, 12, 26, 7 объекта "Учебно-тренировочный комплекс СЗ РПСО для подготовки спасателей МЧС России" установлено завышение сметной стоимости работ.
По результатам контрольных мероприятий установлены следующие нарушения:
1. по КС-3 N 1 от 15.12.2009:
- стоимость фактически невыполненных работ по акту выполненных работ КС-2 N 1-1, N 2-1, N3-1 от 15.12.2009 составила 2 863,095 тыс. руб.;
- несоответствие примененных единичных расценок технологии производства работ на сумму 733,962 тыс.руб.;
- завышение цены на строительные материалы на сумму 3 599,541 тыс. руб.;
- в актах выполненных работ N 1-1, N3-1 (КС-2) от 15.12.2009 (склад N 1 и склад N2) (раздел 1) разборка покрытий кровли в объеме 2744,5 кв.м и 1425 кв.м. из рулонных материалов включены очистка покрытия от мусора (объемы погрузочных работ и вывоз мусора требует корректировки в пределах реальных объемов полученного мусора, разница стоимости работ составила 795,095 тыс.руб.).
Применение к расценке ТЕРр 58-01-017-01 коэффициента 4 неправомерно, локальный сметный расчет N 02-01-01 (положительное заключение Государственной экспертизы 05.12.2008 не предусматривает применение коэффициента 4 при разборе кровли).
Расценка по ТЕРр 58-01-017-01 учитывает весь комплекс работ, необходимый при разборке, в том числе уборку отходов и мусора, полученных при разборке.
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 1 от 15.12.2009 составляет 8491,985 тыс.руб. (с учетом НДС), с учетом завышения стоимости фактически выполненных работ и стоимости невыполненных работ (устройство настенных желобов).
2. по КС-3 N 2 от 22.12.2009 допущено:
- завышение цены на строительные материалы на сумму 3 736,443 тыс.руб.;
- применение повышающих коэффициентов на строительные работы на сумму 11,656 тыс.руб.;
- несоответствие примененных единичных расценок технологии производства работ на сумму 1289,363 тыс.руб.
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 2 от 22.12.2009 составляет 5 944,205 тыс.руб. (с учетом НДС).
3. по КС-3 N 3 от 23.12.2009 допущено:
- несоответствие примененных единичных расценок технологии производства работ на сумму 113,707 тыс.руб.
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 3 от 23.12.2009 составляет 134,174 тыс.руб. (с учетом НДС).
4. по КС-3 N 4 от 10.03.2010 допущено:
- применение повышающих коэффициентов на строительные работы на сумму 133,652 тыс. руб.;
- стоимость фактически невыполненных работ по акту выполненных работ КС-2 N 4-1, N 3-3, N 1-3, N 2-4, N 2-3 от 10.03.2010 составила 2 822,658 тыс.руб.;
- завышение цены на строительные материалы на сумму 1971,837 тыс.руб.
- несоответствие примененных единичных расценок технологии производства работ на сумму 5747,916 тыс.руб.;
- применение повышающих коэффициентов на строительные работы по причине несоответствия применяемой технологии на сумму 90,321 тыс.руб.;
- транспортирование грунта на расстояние, не подтвержденное проектом, на сумму 5,386 тыс.руб.
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 4 от 10.03.2010 составляет 12 710,688 тыс.руб. (с НДС), с учетом стоимости невыполненных работ.
5. по КС-3 N 8 от 25.06.2010 допущено:
- несоответствие примененных единичных расценок технологии производства работ на сумму 3 834,793 тыс.руб.;
- завышение цены на строительные материалы на сумму 293,914 тыс.руб.;
- стоимость фактически невыполненных работ по акту выполненных работ N 8-1 от 25.06.2010 составила 783,492 тыс.руб.
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 8 от 25.06.2010 составляет 5 796,394 тыс.руб. (с учетом НДС).
6. по КС-3 N 12 от 02.09.2010 допущено:
- завышение цены на строительные материалы на сумму 4797,528 тыс.руб.;
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 12 от 02.09.2010 составляет 5 661,083 тыс.руб. (с учетом НДС).
7. по КС-3 N 26 от 22.10.2010 допущено:
- завышение цены на установленное оборудование и стоимость посадочного материала на сумму 1760,576 тыс.руб.
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 26 от 22.10.2010 составляет 2 077,479 тыс.руб. (с учетом НДС).
8. по КС-3 N 7 от 26.05.2010 допущено:
- применение повышающих коэффициентов на строительные работы по причине несоответствия технологии применения на сумму 109,194 тыс.руб.;
- стоимость фактически невыполненных работ по акту выполненных работ N 7-1 от 25.06.2010 составила 83,584 тыс.руб.;
- несоответствие примененных единичных расценок технологии производства работ на сумму 5 412,388 тыс.руб.;
- завышение цены на строительные материалы на сумму 1744,251 тыс.руб.
Таким образом, общее завышение стоимости выполненных работ по КС-3 N 7 от 26.05.2010 составляет 8 672,312 тыс.руб. (с учетом НДС).
В связи с этим управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту от 11.12.2009 N 44, ФГКУ "СЗ РПСО МЧС России" за счет средств федерального бюджета неправомерно оплатило работы на общую сумму 49 488,320 тыс.руб., в том числе: за фактически невыполненные работы в сумме 7 732,338 тыс.руб., работы по завышенной сметной стоимости на сумму 21 126,82 тыс.руб., с применением повышающих коэффициентов к строительным работам в сумме 406,892 тыс.руб., несоответствие примененных расценок к технологии выполненных работ в сумме 20 215,913 тыс.руб., транспортировка грунта в сумме 6,351 тыс. руб.
Оспаривая пункт 1 предписания от 25.05.2012, учреждение ссылается на то, что акт проверки от 26.04.2012 не отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, при этом заявитель отмечает, что акт проверки составлен на основании заключения специалиста СЗФ ФГУП "ПИ" ФСБ России от 07.02.2012, в то время как контрольные мероприятия с выходом на объект были осуществлены спустя 15 дней после составления заключения, о чем свидетельствует акт контрольного осмотра от 22.02.2012, который не содержит сведений о применяемых при осмотре технических средствах контроля, средств фото-видео фиксации, данных о проверке и сертификации средств измерения, примененных при контрольном обмере.
Специалистами СЗФ ФГУП "ПИ" ФСБ России комиссионно, в присутствии представителей заказчика и подрядчика, 21-22.02.2012 были проведены контрольные обмеры выполненных работ с фотофиксацией, результаты которых зафиксированы в акте от 22.02.2012.
После сравнения данных, отраженных в акте от 22.02.2012, с заявленными объемами выполненных работ по документам заказчика проверяющими произведен расчет стоимости фактически выполненных работ. Акт контрольных обмеров от 22.02.2012, подписан представителем подрядчика Кирильцевым К.Ю. и представителем заказчика (заявителя) Гареевым Р.И., входивших в члены комиссии, без каких либо замечаний.
Кроме того, в результате контрольных мероприятий установлено неправомерное применение расценок к технологии целого ряда работ, выполненных по государственному контракту от 11.12.2009 N 44, а также неправомерное применение повышающих коэффициентов к строительным работам. Указанным фактам управлением, как в акте проверки, так и в заключении на возражения, дан подробный анализ по каждому виду работ, а также их правая квалификация.
Доказательств, опровергающих данные акта от 22.02.2012, истцом не представлено ни в ходе подачи возражений на общий акт проверки от 26.04.2012, ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции. Доводы истца сводятся лишь к формальным требованиям по оформлению акта контрольных обмеров.
Относительно доводов подателя жалобы о необоснованности заключения специалиста от 07.02.2012, и как следствие акта от 26.04.2012, ввиду выхода на объект лишь 22.02.2012, следует отметить, что заключение от 07.02.2012 содержит выводы, основанные на проверке документов и сведений, содержащихся в них, на предмет соответствия нормативным требованиям. Заключение от 07.02.2012 не основывается на акте контрольных обмеров от 22.02.2012. Следовательно, факт проведения контрольных обмеров после оформления заключения 07.02.2012, не свидетельствует о недостоверности выводов указанного заключения.
В свою очередь, убедительных доказательств в опровержение выводов заключения от 07.02.2012, впоследствии отраженных в акте проверки от 26.04.2012, заявителем не представлено.
Представленное учреждением заключение строительно-технической экспертизы N НС-244/12 от 12.11.2012 не может являться таким доказательством, поскольку по своей сути, в отсутствии доказательств наличия права на проведение экспертизы подобного рода, данное заключение представляет собой мнение одного из специалистов в области строительства. Кроме того, отдельные выводы эксперта не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, например, об отсутствии подписей представителей Заказчика и Подрядчика на акте контрольного обмера.
Ссылка заявителя на положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, как доказательство обоснованности примененных расценок, также не может быть принята во внимание, поскольку проверяющими установлены факты оплаты работ, включенных в проектную документацию, смонтированного оборудования и примененных коэффициентов, не предусмотренных проектной документацией и локальным сметным расчетом, после выдачи указанного заключения государственной экспертизы.
Кроме того податель жалобы считает, что проверяющие при проведении проверки превысили предоставленные им полномочия, предоставленные Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н.
Данные доводы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается, что проверяющие действовали в рамках представленных им полномочий на основании плана контрольных мероприятий на 2011 год, приказов Управления на предмет правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также материальных ценностей, находящихся в Федеральной собственности, за 2010 год в Федеральном государственном казенном учреждении "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", в том числе исполнения государственного контракта от 11.12.2009 N 44.
При этом оценка платежей, осуществленных в декабре 2009 года по государственному контракту от 11.12.2009 в рамках данной проверки, не свидетельствует о превышении проверяющими предоставленных им полномочий.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей, перечисленной платежным поручением от 05.04.2013 N 1625912, подлежат отнесению на Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2013 по делу N 56-49514/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей, перечисленной платежным поручением от 05.04.2013 N 1625912, отнести на Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России".
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49514/2012
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
Третье лицо: ФГУП "Проектный институт" ФСБ РФ Северо-Западный филиал
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7389/13
26.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7389/13
28.10.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7389/13
02.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10340/13
29.03.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49514/12