г. Санкт-Петербург |
|
05 июля 2013 г. |
Дело N А42-8369/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10345/2013) ООО "Обедов" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2013 по делу N А42-8369/2012 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области
к ООО "Обедов"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Обедов" (ОГРН 1115190001530; место нахождения: г. Мурманск, ул. Траловая, д. 2) (далее - общество, ООО "Обедов") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.04.2013 ООО "Обедов" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
В апелляционной жалобе ООО "Обедов", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 02.04.2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на то, что ни в акте по результатам санитарно-эпидемиологического расследования N 88/12-Э, ни в протоколе об административном правонарушении от 23.10.2012 не установлена причинно-следственная связь между выявленными нарушениями санитарного законодательства и информацией о регистрации случаев заболевания острой кишечной инфекцией; доказательства, что выявленные в ходе санитарно-эпидемиологического расследования нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан не представлены, несмотря на то, что именно этот квалифицирующий признак позволил суду принять решение о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда от 02.04.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей из ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" информации о регистрации 09.10.2012 двух случаев заболевания острой кишечной инфекцией у обучающихся в Кооперативном техникуме Мурманского Облпотребсоюза, расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 1 (эпид. N N 3921, 3940), связывающих свое заболевание с употреблением готовой продукции в буфете ООО "Обедов", расположенном в помещении техникума, на основании распоряжения от 09.10.2012 N 88/12-э проведено санитарно-эпидемиологическое расследование с целью установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования 10.10.2012 произведен осмотр помещения, отобраны пробы (образцы) пищевого сырья и пищевых продуктов, получены протоколы лабораторных испытаний пищевого сырья и пищевых продуктов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" от 15.10.2012 N N 2627/26.1, 2628/26.1, 2629/26.1, оформлен акт по результатам санитарно-эпидемиологического расследования N 88/12-Э от 19.10.2012.
В ходе санитарно-эпидемиологического расследования выявлены и отражены в акте N 88/12-Э от 19.10.2012 нарушения обществом требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания в буфете Кооперативного техникума Мурманского Облпотребсоюза, а именно:
- в холодильнике буфета продукция - пюре картофельное в одноразовых емкостях в количестве 5 порций (в таре поставщика ООО "Обедов"), хранится без маркировочного ярлыка - нарушение пункта 7.29 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01), статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- в холодильнике буфета готовая продукция (дата и время выработки - 10.10.2012 в 09 час.00 мин.): салат "Здоровье" (10 порций по 100г); салат "Винигрет" (5 порций по 100г); салат "Нежность" (5 порций по 100г); салат "Ярославна" (10 порций по 100г); картофельное пюре (5 порций по 100г); грудка куриная запеченная с помидором (10 порций по 120г); плов с курицей (5 порций по 250г) хранится при температуре + 15 град.С - нарушение пунктов 7.11, 9.3, 8.11, 9.2 СП 2.3.6.1079-01, а также пункта 9.2 "Стандарта предприятия" ООО "Обедов" СТП 64729164-2011;
- буфетчица принимает пищу на рабочем месте в помещении буфета - нарушение пункта 13.4 СП 2.3.6.1079-01;
- в буфете допускается хранение чистых (одноразовых) столовых приборов, предназначенных для приема пищи обучающимися, ручками вниз - нарушение пункта 6.18 СП 2.3.6.1079-01;
- для дезинфекции помещения буфета допускается дезинфицирующее средство "Жавель Солид" с истекшим сроком хранения (дата выпуска - 2005 год, срок годности - 3 года) - нарушение пункта 5.15 СП 2.3.6.1079-01;
- в буфете мусорные ведра, в том числе и для пищевых отходов, не имеют крышки - нарушение пункта 9.13 СП 2.3.6.1079-01;
- в помещении буфета некачественно проводится уборка (имеется густой налет пыли под столами "готовой продукции") - нарушение пункта 5.11 СП 2.3.6.1079-01;
- у сотрудника буфета отсутствует комплект санитарной спецодежды для уборки помещения буфета и обеденного зала для обучающихся - нарушение пункта 15.1 СП 2.3.6.1079-01;
- в личных медицинских книжках сотрудников общества: повара Ильиной О.В., посудомойщицы Горобец Н.В. отсутствуют сведения о прививке против дифтерии; в личной медицинской книжке буфетчицы Чутовой Е.И. нет ежегодного осмотра врача терапевта, последний медосмотр пройден 22.11.2010, нет периодического профессионального гигиенического обучения и аттестации, последняя дата обучения 28.10.2009; в личных медицинских книжках сотрудников общества: повара Ильиной О.В., зав.производством Григорьевой Л.А. отсутствуют сведения о прохождении периодического медицинского осмотра (ежегодного флюорографического обследования, последние медосмотры пройдены 08.11.2010) - нарушение пункта 15.1 СП 2.3.6.1079-01, пункта 7.1 СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302Н.
Кроме этого, согласно протоколам лабораторных испытаний пищевого сырья и пищевых продуктов от 15.10.2012 N N 2629/26.1, 2628/26.1, 2627/26.1:
- проба продукции "салат "Нежность" с крабовыми палочками без заправки", изготовленной Обществом, не соответствует СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (далее - СанПиН 2.3.2.1078-01) (п. 1.9.15.5) по микробиологическим показателям: превышение показателя КМАФАнМ, обнаружены БГКП (колиформы), обнаружены Е.coli;
- проба продукции "Винигрет", заправленный маслом, изготовленной Обществом, не соответствует СанПиН 2.3.2.1078-01 (п. 1.9.15.4) по микробиологическим показателям: обнаружены БГКП (колиформы), обнаружены Е.coli; превышение по показателю дрожжи;
- проба продукции "салат "Ярославна", без заправки, изготовленной Обществом, не соответствует не соответствует СанПиН 2.3.2.1078-01 (п. 1.9.15.5) по микробиологическим показателям: превышение показателя КМАФАнМ, обнаружены БГКП (колиформы), обнаружены Е.coli.
По факту выявленных нарушений санитарных правил и норм, главным специалистом-экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Мурманской области 23.10.2012 в отношении ООО "Обедов" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление Роспотребнадзора по Мурманской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем привлек ООО "Обедов" к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и назначил наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего:
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность, предусмотренную часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статье 14.43 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения (пункт 1.1).
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования названных санитарных правил как направленных на защиту жизни и здоровья граждан подлежат обязательному исполнению впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Факт нарушения обществом перечисленных в акте санитарно-эпидемиологического расследования N 8812-Э от 19.10.2012 требований Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", СП 2.3.6.1079-01, СаНПин 2.3.2.1078-01 установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела (акт санитарно-эпидемиологического расследования от 19.10.2012 N 88/12-Э, протоколы лабораторных испытаний пищевого сырья и пищевых продуктов от 15.10.2012 NN 2627/26.1, 2628/26.1, 2629/26.1) и обществом не оспаривается.
Доказательства невозможности соблюдения обществом обязательных требований к продукции и условиям ее хранения и реализации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности которая требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылка подателя жалобы на то, что не установлена причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и заболеваниями острой кишечной инфекции отклоняется судом апелляционной инстанции, так как именно информация о регистрации 09.10.2012 двух случаев заболевания острой кишечной инфекцией у обучающихся в Кооперативном техникуме Мурманского (эпид. N N 3921, 3940) явилась основанием для инициирования в отношении общества санитарно-эпидемиологического расследования, в ходе которого были выявлены вмененные обществу нарушения.
Кроме того, объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ образуют не только действия повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, но также и создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан. Несоблюдение организацией общественного питания требований СП 2.3.6.1079-01, разработанных с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения, создает реальную грозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Обедов" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При назначении наказания судом первой инстанции было принято во внимание, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности и признало нарушение, в связи с чем наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (300000 рублей). Судом также не установлено нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности; на момент рассмотрения дела судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02 апреля 2013 года по делу N А42-8369/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Обедов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8369/2012
Истец: Управление Роспотребнадзора по Мурманской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Мурманской области
Ответчик: ООО "Обедов"