г. Чита |
|
3 июля 2013 г. |
Дело N А19-479/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2013 года по делу N А19-479/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова Олега Львовича к Правительству Иркутской области, Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения Правительства Иркутской области об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, оформленного письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 20.09.2012 N 23-14878/1и (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кузнецов Олег Львович (ОГРН 306381127100014, ИНН 381109044367, место жительства: г.Иркутск) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534Э, ИНН 3808163259, место нахождения: г.Иркутск, ул. Ленина 1а), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, место нахождения: г.Иркутск, ул.Карла Либкнехта, 47) о признании незаконным решения Правительства Иркутской области об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта - предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на земельном участке по ул. Ямская, оформленного письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 20.09.2012 N 23-14878/1 и, как не соответствующего Земельному кодексу РФ, Закону Иркутской области от 21.12.2006 N 99-03 "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", "Положению о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N364/143-пп, Постановлению Правительства Иркутской области от 09 августа 2012 г. N427-ПП "О перечне случае предоставления земельных участков исключительно на торгах"; обязании Правительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Кузнецова Олега Львовича путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на земельном участке по ул. Ямская.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2013 года требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Правительства Иркутской области об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта - предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения по ул. Ямская, оформленное письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 20.09.2012 N 23-14878/1и, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Положению о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность, на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп.
На Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Кузнецова О.Л. в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Основанием для удовлетворения требований заявителя послужили выводы суда первой инстанции о том, что Министерством имущественных отношений Иркутской области фактически дан ответ от 20.09.2012 N 23-14878/1и на обращение предпринимателя Кузнецова О.Л. от 03.11.2009 (вх.2504/09) о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, который по существу является отказом в выборе и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с решением предоставления права аренды на данный участок на аукционе и нарушает права заявителя, поскольку исключает возможность предоставления земельного участка заявителю в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции признал срок на обжалование оспариваемого решения, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соблюденным, исчислив его с момента фактического ознакомления заявителя с отказом.
Министерство имущественных отношений Иркутской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права.
Министерство указывает на то, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ.
Судом первой инстанции не учтено, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска письмом от 29.08.2012 N 505-70-19443/12 указал только на возможность формирования земельного участка для строительства предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, без предоставления документов, указанных в пункте 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пункта 69 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства.
Оспариваемое письмо Министерства имущественных отношений Иркутской области от 20.09.2012 N 23-14878/1и не может расцениваться как отказ в размещении объекта, поскольку какого-либо властного волеизъявления органа государственной власти в соответствии с пунктом 70 Положения о предоставлении земельных участков не содержит.
Применительно к обстоятельствам данного дела, с учетом положений Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, является Правительство Иркутской области. Вместе с тем судом первой инстанции обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления возложена на Министерство имущественных отношений Иркутской области.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель Кузнецов О.Л. доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.05.2013. Лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Предприниматель известил суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель Кузнецов О.Л. 03.11.2009 (вх. 2504/09) обратился с заявлением к Губернатору Иркутской области о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - офисного здания (3-5 этажей, высота 10-15 метров) на земельном участке на пересечении ул. Поленова и ул. Ямская в г. Иркутске площадью 200 кв.м.
Агентством имущественных отношений Иркутской области 05.11.2009 N 23-7442/1И заявление Кузнецова О.Л. было направлено в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с целью обеспечения выбора земельного участка и составления акта о выборе земельного участка для строительства офисного здания. Указанное письмо получено комитетом 06.11.2009 (вх.N 942-05-728/9).
Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска 16.11.2009 (N 945-70-6288/9) в рамках обращения Кузнецова О.Л. сообщено Министерству, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с генеральным планом г. Иркутска расположен в зоне многоэтажной жилой застройки и для решения вопроса о возможности предоставления земельного участка для размещения офисного здания в КУМИ г. Иркутска для согласования границ земельного участка направлены ситуационный план и каталог координат.
Также иным ответом за той же датой и номером 16.11.2009 (N 945-70-6288/9) Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска сообщено Министерству о том, что указанный земельный участок расположен в зоне многоэтажной застройки и относится к землям общего пользования, в связи с чем предоставление земельного участка по ул. Ямская под размещение офисного здания невозможно.
На основании данного заключения Министерством имущественных отношений Иркутской области 18.11.2009 (N 23-7492/1и) на обращение от 03.11.2009 дан ответ предпринимателю Кузнецову О.Л. об отсутствии оснований для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения офисного здания.
Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом от 26.05.2010 за N 23-8507/1и в ответ на письмо от 16.11.2009 N 945-70-6288/9 обратилось в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска о предоставлении по запросу от 05.11.2009 по заявлению Кузнецова О.Л. копии ситуационного плана и каталога координат земельного участка согласованные с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска для дальнейшего рассмотрения на рабочей группе. На указанное письмо Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска 28.06.2010 за N 945-70-4277/10 сообщено о направлении ситуационной схемы и каталога координат земельного участка по заявлению Кузнецова О.Л. для согласования в КУМИ г. Иркутска.
КУМИ г. Иркутска письмом от 14.02.2012 N 505-74-2559/12 сообщено о возможности формирования земельного участка площадью 251 кв.м., расположенного по ул. Ямская, для строительства офисного здания; направлен каталог координат данного земельного участка. О чем было проинформировано Министерство Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска письмом от 23.03.2012 N 945-70-1716/2.
18.06.2012 в дополнение к письму от 03.11.2009 предпринимателем в Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом сообщено, что на испрашиваемом участке в предполагаемом здании буду размещены предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. В связи с чем, Министерством имущественных отношений Иркутской области 15.08.2012 письмом за N 23-14586/1и, в дополнение к запросу от 05.11.2009 N 23-7442/1и о выборе земельного участка по ул. Ямская по заявлению Кузнецова О.Л., для согласования дополнительно направлено в Комитет по градостроительной политике указанное выше обращение об изменении объекта строительства на предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Также 15.08.2012 Министерством имущественных отношений Иркутской области направлено письмо (N 23-14587/1и) в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска о согласовании объекта строительства предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания на Земельную комиссию при Губернаторе Иркутской области (отметка о поступлении 17.08.2012).
29.08.2012 Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска Министерству имущественных отношений дан ответ N 957-74-1802/12 о согласовании вида разрешенного использования земельного участка по ул. Ямская для размещения объекта строительства - предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания на Земельную комиссию при Губернаторе Иркутской области.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска 29.08.2012 заN 505-70-18443/12 дан ответ о возможности формирования земельного участка площадью 251 кв. м., расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска, ул. Ямская для строительства предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
04.09.2012 согласно протоколу N 2 заседания Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области в отношении спорного земельного участка по заявлению Кузнецова О.Л. Министерству имущественных отношений Иркутской области рекомендовано сформировать указанный земельный участок для последующей продажи права на заключение договора аренды земельных участков.
20.09.2012 Министерством имущественных отношений Иркутской области на заявление Кузнецова О.Л. дан ответ N 23-14878/1и, согласно которому заявителю сообщено о том, что решением Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области рекомендовано формирование земельного участка для последующей продажи права на заключение договора аренды. После выполнения работ по его формированию и постановке на кадастровый учет земельный участок будет предоставлен путем проведения аукциона.
Не согласившись с данным решением от 20.09.2012, расценивая его как отказ и полагая его не соответствующим земельному законодательству, нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных предпринимателем требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
-несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ, осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
К полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пункту 66 "Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, подают в Правительство Иркутской области через Министерство заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 67 Положения).
Решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 утвержден Порядок обеспечения выбора земельных участков, находящихся на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (приложение N 7). В соответствии с пунктами 3, 3.1 указанного Порядка Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска: в течение трех месяцев с момента получения обращения Правительства Иркутской области об обеспечении выбора земельного(ых) участка(ов) для строительства на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями изготавливает проект схемы расположения земельного(ых) участка(ов) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) и обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска об утверждении схемы расположения земельного (ых) участка (ов) и обеспечивает выбор земельного (ых) участка (ов).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного(ых) участка(ов) для строительства (пункт 3.2Порядка).
В случае невозможности размещения объекта комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска уведомляет об этом Правительство Иркутской области с указанием соответствующих причин невозможности выполнения обращения (пункт 6 Порядка).
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки, земельный участок), предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области.
В силу пункта 7 Постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп Правительство Иркутской области принимает решения о проведении торгов по продаже земельных участков или по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства, о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках, о предоставлении земельных участков в собственность, о предоставлении (передаче) земельных участков в аренду (в том числе без проведения торгов), постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства.
Решения об отказе в размещении объектов на земельных участках, об отказе в предоставлении земельных участков для строительства от имени Правительства Иркутской области принимаются министерством имущественных отношений Иркутской области и не выносятся на рассмотрение Земельной комиссии.
В соответствии с пунктом 70 Постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп Правительство Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, в течение тридцати календарных дней со дня получения акта о выборе земельного участка или принимает решение об отказе в размещении объекта.
Правительство Иркутской области рассматривает рекомендации Земельной комиссии о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка до принятия им соответствующего решения.
Решение об отказе в размещении объекта от имени Правительства Иркутской области принимается Министерством.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 73 Положения).
Правительство Иркутской области на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, подаваемого через Министерство, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 74 Положения).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, первоначально предприниматель Кузнецов О.Л. 03.11.2009 обратился с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - офисного здания на земельном участке на пересечении ул. Поленова и ул. Ямская в г. Иркутске площадью 200 кв.м.
Министерством имущественных отношений Иркутской области 18.11.2009 сообщено заявителю об отсутствии оснований для принятия решения о предварительном согласовании места размещения офисного здания, т.к. испрашиваемый земельный участок, расположен в зоне многоэтажной застройки и относится к землям общего пользования.
Вместе с тем суд первой инстанции правильно исходил из того, что письмо Министерства от 18.11.2009 не послужило окончательным отказом в выборе и согласовании размещения объекта и по заявлению Кузнецова О.Л. от 03.11.2009 о выборе земельного участка Министерством в 2010 и 2012 годах также было направлено ряд обращений в орган местного самоуправления о предоставлении информации о возможном использовании земельного участка, расположенного по ул. Ямская, и выборе земельного участка по заявлению Кузнецова О.Л. При этом Министерство в своих обращениях от августа 2012 г. указывает на дополнение к запросу от 05.11.2009 N 23-7442/1и о выборе земельного участка и просит согласовать объект строительства (в связи с уточнением Кузнецовым О.Л. объекта строительства - предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
В феврале и марте 2012 года на указанные обращения Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска и КУМИ г. Иркутска даны ответы о возможности формирования земельного участка испрашиваемого Кузнецовым О.Л. для строительства офисного здания с составлением ситуационной схемы и указанием каталога координат данного земельного участка.
В августе 2012 года Комитетом по градостроительной политике Администрации г.Иркутска согласован вид разрешенного использования земельного участка по ул. Ямская для размещения объекта строительства - предприятие торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Комитетом по управлению муниципальным имуществом указано о возможности формирования земельного участка площадью 251 кв. м., расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска, ул. Ямская для строительства предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Комитетом по градостроительной политике Администрации г. Иркутска и КУМИ г. Иркутска неоднократно подтверждалась возможность формирования земельного участка площадью 251 кв. м., расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска, ул. Ямская для строительства предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Из переписки следует, что также составлялась схема с указанием каталога координат данного земельного участка.
Впоследствии, 20.09.2012 Министерством на заявление Кузнецова О.Л. от 03.11.2009 направлен ответ N 23-14878/1и, согласно которому заявителю сообщено о том, что решением Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области рекомендовано формирование земельного участка для последующей продажи права на заключение договора аренды. После выполнения работ по его формированию и постановке на кадастровый учет земельный участок будет предоставлен путем проведения аукциона.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции обоснованно указанный ответ расценен как отказ на обращение предпринимателя Кузнецова О.Л. от 03.11.2009 (вх. 2504/09) о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта и фактически является (рамках его заявления) итоговым, прекращающим дальнейшее рассмотрение заявления Кузнецова О.Л.
Учитывая, что в рамках заявления Кузнецова О.Л. цель обращения не достигнута (выбор и предварительное согласование места размещения объекта), суд первой инстанции законно и обоснованно сделал вывод о том, что данный ответ по существу является отказом в выборе и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с решением предоставления права аренды на данный участок на аукционе.
Довод заявителя апелляционной жалобы относительно того, что оспариваемое письмо по сути отказом не является, поскольку не содержит какого-либо властного волеизъявления органа государственной власти, подлежит отклонению, поскольку не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и нормах земельного законодательства.
В рассматриваемом случае заявитель обратился с заявлением о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и отказ Министерства по данному основанию не соответствует статьям 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения является первичным этапом для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Предоставление испрашиваемого земельного участка путем проведения аукциона, продажа права на заключение договора аренды, исключает возможность предоставления заявителю земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность, на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Возложение на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности по устранению допущенных нарушения прав и законных интересов предпринимателя Кузнецова О.Л. путем рассмотрения заявления в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, произведено судом на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом установленных по данному делу обстоятельств и действующего правового регулирования порядка предоставления земельных участков для строительства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2013 года по делу N А19-479/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-479/2013
Истец: Кузнецов Олег Львович
Ответчик: Правительство Иркутской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области