г. Владивосток |
|
03 июля 2013 г. |
Дело N А24-402/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Родовой общины коренного малочисленного народа ительменов "Коляна",
апелляционное производство N 05АП-6281/2013
на решение от 16.04.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-402/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению родовой общины коренного малочисленного народа ительменов "Коляна" (ИНН 4105033804, ОГРН 1084100000863)
о признании незаконным бездействия Министерства рыбного хозяйства Камчатского края (ИНН 4101120943, ОГРН 1074101008068), выразившегося в непринятии решения о внесении изменений в координаты базовой точки рыбопромыслового участка N 231;
об обязании Министерства рыбного хозяйства Камчатского края организовать работу по установлению границ рыбопромыслового участка N 231 за границами санитарно-защитной зоны, путем внесения изменений в Перечень рыбопромысловых участков, утвержденный постановлением Правительства Камчатского края от 03.12.2009 N 464-П, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (ИНН 4101128090, ОГРН 1094101000058);
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Родовая община коренного малочисленного народа ительменов "Коляна" (далее по тексту - заявитель, община, РО КМНИ "Коляна") обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства рыбного хозяйства Камчатского края (далее по тексту - министерство), выразившегося в непринятии решения о внесении изменений в координаты базовой точки рыбопромыслового участка N 231; об обязании Министерства организовать работу по установлению границ рыбопромыслового участка N 231 за границами санитарно-защитной зоны, путем внесения изменений в Перечень рыбопромысловых участков, утвержденный постановлением Правительства Камчатского края от 03.12.2009 N 464-П (с учетом уточнений от 28.02.2013, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 16.04.2013 суд первой инстанции отказал общине в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, община обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование заявленных требований указывает, что рыбопромысловый участок N 231 (далее по тексту - РПУ N 231), используемый общиной, находится в санитарной зоне схода канализационных сливов, что является нарушением действующего законодательства. Ссылается на то обстоятельство, что заявитель вынужден осуществлять вылов рыбы на выделенном участке, поскольку неполный вылов может негативно сказаться на дальнейшей возможности участвовать в конкурсах по другим рыбопромысловым участкам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В поступившем в материалы дела отзыве министерство на доводы апелляционной жалобы возразило, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия установила следующее.
Между Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (далее по тексту - территориальное управление, административный орган) и РО КМНИ "Коляна" 07.07.2009 по результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации заключен договор N 148/2009-К о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации сроком до 07.07.2029.
Согласно пункту 1 договор N 148/2009-К от 07.07.2009 заявителю предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на РПУ N 231 Елизовского муниципального района Камчатского края.
РО КМНИ "Коляна", осуществляя традиционное рыболовство на РПУ N 231, обратилось в территориальное управление с заявлением о внесении изменений в координаты базовой точки для определения границ РПУ N 231, рассмотрев которое административный орган сообщил общине о том, что РПУ N 231 закреплён за общиной на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, заключённого по результатам проведения в 2009 году соответствующего конкурса. Координаты базовой точки для определения границ РПУ N 231 являются существенными условиями договора, заключённого с РО КМНИ "Коляна", а также были указаны в извещении о проведении соответствующего конкурса и в конкурсной документации. По названным основаниям территориальное управление считает невозможным внесение изменений в координаты базовой точки для определения границ РПУ N 231.
РО КМНИ "Коляна" 02.11.2012, ссылаясь на письмо МУП "Петропавловский водоканал" от 26.07.2010 N 2619/12-01, обратилась в министерство с заявлением об определении новых границ РПУ N 231.
Рассмотрев заявление общины, министерство направило ей письмо от 06.11.2012 N 28.02-18/1580, в котором сообщило, что в соответствии с решением, принятым на заседании Комиссии по определению границ рыбопромысловых участков в Камчатском крае (вопрос II Протокола от 18.03.2009 N 6), на основании позиции территориального управления (письма от 05.02.2009 N08-10/355, от 25.02.2009 N08-18/680, 16.03.2009 N08-09/1050 о невозможности изменения существенных условий заключенного договора (в том числе изменения границ рыбопромыслового участка), рассмотрение вопроса об изменении границ РПУ N231 возможно только при условии направления согласованного обращения от пользователя рыбопромыслового участка и территориального управления (второй стороны договора).
Община, полагая бездействие министерства, выразившееся в непринятии решения о внесении изменений в координаты базовой точки рыбопромыслового участка N 231, незаконным, обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая общине в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что, поскольку наименование, площадь и границы РПУ N 231 являются существенными условиями договора пользования названным участком 148/2009-К, и поскольку отсутствует согласие территориального управление на внесение изменений в координаты базовой точки рыбопромыслового участка N 231, то министерство правомерно отказало РО КМНИ "Коляна" во внесении в спорный договор таких изменений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 18 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее по тексту - Закон N 166-ФЗ) рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно части 3 статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такового договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. Предметом данного конкурса является право на заключение договора в отношении одного или нескольких рыбопромысловых участков.
Постановлением Правительства Камчатского края от 03.12.2009 N 464-П утвержден Перечень рыбопромысловых участков на территории Камчатского края, в том числе определены координаты базовой точки для определения границ РПУ, размеры и границы РПУ.
Приказом территориального управления N 137 от 13.05.2009 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении РПУ для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурса общине было предоставлено право выбрать рыбопромысловый участок из трех предложенных. Своими письмами от 07.07.2009 община отказалась от предоставления рыбопромысловых участков N N 255, 259, в результате чего общине на основании договора N 148/2009-К от 07.07.2009 предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на РПУ N 231 Елизовского муниципального района Камчатского края: наименование водного объекта "Авачинская губа", размер участка: длина - 300 м, ширина - 200 м, границы расположения участка 300 м от базовой точки по береговой линии на юг, на удалении 200 м от береговой линии, а также указаны координаты базовой точки для определения границ РПУ.
Довод апелляционной жалобы о том, что рыбопромысловый участок N 231, используемый общиной, находится в санитарной зоне схода канализационных сливов, что, по мнению РО КМНИ "Коляна", является основанием для изменения координат базовой точки РПУ N 231, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям:
В силу пункта 18 договора N 148/2009-К от 07.07.2009 все изменения, внесенные в названный договор действительны лишь в том случае, если они имеют ссылку на настоящий договор, совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными на то представителями сторон и скреплены печатями сторон. Не допускается изменение существенных условий названного договора, а также условий, указанных в извещении о проведении конкурса, в конкурсной документации и заявке на участие в конкурсе, поданной общиной коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации или гражданином, относящимся к таким коренным малочисленным народам, либо лицом, действующим от имени общины или гражданина по доверенности.
Так как наименование, площадь и границы РПУ N 231 являются существенными условиями договора 148/2009-К, заключенного по результатам конкурса, а также были указаны в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что внесение изменений в координаты базовой точки для определения границ рыбопромыслового участка N 231 Елизовского муниципального района без согласия второй стороны по договору - территориального управления, и без проведения в установленном порядке нового конкурса, невозможно.
Также апелляционная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что все необходимые сведения относительно характеристик рыбопромысловых участков, на право аренды которых проводился конкурс, были отражены в конкурсной документации, в связи с чем община не была лишена возможности ознакомиться с характеристиками рыбопромысловых участков, предоставленных ей для выбора.
В то же время, община имеет право на основании пункта 12 договора 148/2009-К, а также пункта 1 статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ расторгнуть договор предоставления рыбопромыслового участка N 148/2009-к от 07.07.2009 в случае, если РО КМНИ "Коляна" не устраивает предмет договора, его характеристики.
Ссылка общины в своей апелляционной жалобе на то обстоятельство, неполный вылов может негативно сказаться на дальнейшей возможности участвовать в конкурсах по другим рыбопромысловым участкам, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Пунктом 49 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 986, установлены критерии оценки заявок, поданных для участия в конкурсе на право заключения договора аренды рыбопромыслового участка.
Указанный перечень является исчерпывающим, и не содержит такого критерия оценки как объем добычи водных биологических ресурсов на используемых рыбопромысловых участках.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Коллегия апелляционного суда считает, что заявителем не доказан и материалами дела не подтверждается факт незаконного бездействия со стороны министерства. Так, последним в установленном порядке была организована работа по определению границ РПУ Камчатского края, работа по подготовке проекта перечня РПУ Камчатского края, образована комиссия по определению границ РПУ в Камчатском крае для осуществления рыболовства, в том числе традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утверждён Перечень РПУ на территории Камчатского края, в том числе определены координаты базовых точек для определения границ РПУ.
Кроме того, общиной не доказано нарушение своих прав и законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб юридические лица уплачивают госпошлину в размере 1.000 рублей, в связи с чем на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1.000 рублей, уплаченная Сторожук Мариной Игоревной по апелляционной жалобе Родовой общины коренного малочисленного народа ительменов "Коляна" по чек-ордеру от 15.05.2013, подлежит возврату Сторожук Марине Игоревне, как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.04.2013 по делу N А24-402/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Сторожук Марине Игоревне из федерального бюджета 1.000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе Родовой общины коренного малочисленного народа ительменов "Коляна" чек-ордером от 15.05.2013 Камчатского отделения N 8556 филиал N 125.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-402/2013
Истец: Родовая община коренного малочисленного народа ительменов "Коляна"
Ответчик: Министерство рыбного хозяйства Камчатского края
Третье лицо: Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству