г. Санкт-Петербург |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А56-71615/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явились- извещены( уведомление N 79038);;
от заинтересованного лица: Тучина И.В. по доверенности N 21/76/15/329 от 29.05.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8973/2013) Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Домодедово на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2013 по делу N А56-71615/2012 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Авиационная компания "Трансаэро"
к Отряду пограничного контроля Федеральной службы безопасности России в международном аэропорту Домодедово
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" ( 191104, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 48 литер А, ОГРН 1025700775870, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Отряда пограничного контроля Федеральной службы безопасности России в международном аэропорту Домодедово (107031, г. Москва, ул. Б.Лубянка, д. 1, (142007, Московская обл., г.Домодедово, мкр. Авиационный, а/я 20, ОГРН 1037700012613, далее - ОПК ФСБ России в МАП Домодедово, административный орган) от 16.11.2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации гражданином Австрии Райнером Кальтенбруннером и постановления от 16.11.2012о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации гражданином Австрии Рудольфом Кондрасом.
Решением суда первой инстанции заявленные требования частично удовлетворены, признано незаконным и отменено оспариваемые постановление от 16.11.2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации гражданином Австрии Райнером Кальтенбруннером. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ОПК ФСБ России в МАП Домодедово направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ОПК ФСБ России в МАП Домодедово в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что каждый выявленный факт незаконного пресечения гражданами иностранного государства Государственной границы Российской Федерации образует самостоятельное правонарушение, следовательно, обоснованно, в отношении двух граждан Австрии вынесены два постановления.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило, свои доводы изложило в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя ОПК ФСБ России в МАП Домодедово, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 11.11.2012 года в 20 часов 28 минут в пункте пропуска в международном аэропорту "Домодедово", расположенном по адресу: Московская область, Домодедовский район, г.Домодедово, микрорайон Авиационный, при оформлении рейса N 324 авиакомпании "Трансаэро", следовавшего по маршруту Вена - Москва выявлен гражданин Австрии Кодрас Рудольф, 26.11.1950 года рождения, предъявивший на паспортный контроль национальный паспорт Австрии Р 2834182, в котором виза Российской Федерации действительна с 12.11.2012.
Указанный гражданин осуществлял прибытие (въезд) на территорию Российской Федерации и следовал по маршруту Вена - Москва, для чего прибыл в город Москва (Домодедово) из Лиссабона 11.11.2012 на борту воздушного транспортного средства международного следования авиакомпании "Трансаэро", осуществляющей международную перевозку. В этих целях авиакомпания "Трансаэро" перед вылетом заключила с указанным гражданином договор о перевозке пассажира и багажа, то есть продала ему авиабилеты для международной перевозки. При этом, общество, несмотря на ненаступление сроков действия виз Российской Федерации, предоставило гражданину Австрии Кодрасу Рудольфу авиационный билет N 2572134320458С1 и посадочный талон, и допустило его на борт воздушного транспортного средства заграничного следования, вылетавшего по маршруту Лиссабон - Москва (рейс N 324).
12.11.2012 начальником ОПК ФСБ России в МАП Домодедово в отношении ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту непринятия авиакомпанией мер по предотвращению попытки незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданином Австрии Кодрасом Рудольфом.
29.11.2012 ОПК ФСБ России в МАП Домодедово вынесено постановление, которым ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Кроме того, 11.11.2012 года в 20 часов 40 минут в пункте пропуска в международном аэропорту "Домодедово", расположенном по адресу: Московская область, Домодедовский район, г.Домодедово, микрорайон Авиационный, при оформлении рейса N 324 авиакомпании "Трансаэро", следовавшего по маршруту Вена - Москва выявлен гражданин Австрии Кальтенбруннер Райнер, 30.10.1973 года рождения, предъявивший на паспортный контроль национальный паспорт Австрии Р 5947221, в котором виза Российской Федерации действительна с 12.11.2012.
Указанный гражданин осуществлял прибытие (въезд) на территорию Российской Федерации и следовал по маршруту Вена - Москва, для чего прибыл в город Москва (Домодедово) из Лиссабона 11.11.2012 на борту воздушного транспортного средства международного следования авиакомпании "Трансаэро", осуществляющей международную перевозку. В этих целях авиакомпания "Трансаэро" перед вылетом заключила с указанным гражданином договор о перевозке пассажира и багажа, то есть продала ему авиабилеты для международной перевозки. При этом, общество, несмотря на ненаступление сроков действия виз Российской Федерации, предоставило гражданину Австрии Кальтенбруннеру Райнеру авиационный билет N 26709559620895 С1 и посадочный талон, и допустило его на борт воздушного транспортного средства заграничного следования, вылетавшего по маршруту Лиссабон - Москва (рейс N 324).
12.11.2012 начальником ОПК ФСБ России в МАП Домодедово в отношении ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту непринятия авиакомпанией мер по предотвращению попытки незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданином Австрии Кальтенбруннером Райнером.
29.11.2012 ОПК ФСБ России в МАП Домодедово вынесено постановление, которым ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного названной нормой, состоит в непринятии транспортной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ), выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Согласно статье 3 Закона N 114-ФЗ порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и Законом N 114-ФЗ.
Статьей 6 Закона N 114-ФЗ установлено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.33 Главы 3 Приложения N 9 к "Конвенции по международной гражданской авиации" (далее - Конвенция) эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедится в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения.
В нарушение вышеуказанных норм, общество в пункте посадки на борт воздушного судна не предприняло мер к тому, чтобы пассажиры- граждане Австрии Кодрас Рудольф и Кальтенбруннер Райнер имели все подлежащие проверке документы, дающие право на пересечение Государственной границы Российской Федерации, в частности не проверило наличие действующей российской визы. В результате невыполнения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов пассажиры незаконно проникли на борт воздушного судна.
Непринятие транспортной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию, повлекшее незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно усмотрел в действиях общества состав вменяемого ему правонарушения, поскольку общество не приняло входящие в его обязанности меры по предотвращению незаконного проникновения двух граждан Австрии на борт воздушного судна. Обстоятельства, исключающие вину общества, судом не установлены.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что нарушение пункта 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях общество два раза привлечено к ответственности за одно и тоже правонарушение.
В силу части 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Привлечение юридического лица к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение является основанием для признания постановления административного органа незаконным.
Принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения выражается в исключении производства по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется административное производство, имеется постановление о назначении административного наказания.
Объектом правонарушения по статье 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях является посягательство на установленный порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации. С субъективной стороны правонарушение характеризуется непринятием со стороны организации или владельца транспортного средства входящих в их обязанности мер по предотвращению использования транспортного средства для незаконного пересечения границы.
В рассматриваемом случае, поскольку оба гражданина прибыли в Российскую Федерацию одновременно - 11.11.2012, на одном транспортном суде, принадлежащем ОАО "Авиационная компания "Трансаэро", выполнявшим рейс N 324 из Вены в Москву, то авиакомпанией было совершено одно административное правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 18.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за которое оно может быть привлечено к административной ответственности.
Выявленное административным органом нарушение - непринятие ОАО "Авиационная компания "Трансаэро", входящих в его обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями (в данном случае двумя), образуют одно событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.14 Кодекса, за совершение которого должно быть назначено одно, предусмотренное названным Законом, наказание.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно признал второе постановление от 16.11.2012 относительно пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданином Австрии Райнером Кальтенбруннером, незаконным.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 марта 2013 года по делу N А56-71615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отряда пограничного контроля Федеральной службы безопасности России в международном аэропорту Домодедово без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71615/2012
Истец: ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО"
Ответчик: Отряд пограничного контроля ФСБ России в Международном аэропорту Домодедово
Третье лицо: Отряд пограничного контроля ФСБ России в Международном аэропорту Домодедово, Тучин Игорь Владимирович